Становление советского уголовного законодательства (1917-1922 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:35, курсовая работа

Описание

Актуальность темы работы определяется необходимостью обращения к историко-правовому наследию советского прошлого с позиций современности вне идеологических схем и подходов. Важно выяснить как негативные, так и позитивные стороны процесса развития советского уголовного законодательства ( 1917-1922 гг.). В таком аспекте особенно актуальным предстает изучение уголовного законодательства, определяющего формирование правовых предпосылок развития советского государства.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Предмет и значение периодизации истории российского уголовного законодательства ………………………….……………………………………………5
Глава 2. Становление советского уголовного законодательства (1917-1922 гг.)…………………………………………………………….…………….16
Примеры Декретов примененных в уголовном законодательстве 1917 – 1922 гг……..……………………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………...……………………39
Список литературы.............................................................................................41

Работа состоит из  1 файл

курсовая Российское уголовное право.docx

— 66.70 Кб (Скачать документ)

В "Письме к американским рабочим" В.И.Ленин писал, что "английские буржуа забыли свой 1649, французы свой 1793 год. Террор был справедлив и законен, когда он применялся буржуазией в  ее пользу против феодалов. Террор стал чудовищен и преступен, когда  его рискнули применять беднейшие  рабочие и крестьяне против буржуазии!".

К приведенному уместно добавить, что современные историки уголовного права, гневно осуждающие красный террор, забыли о многовековом белом терроре  Российской монархии против собственного народа. Статистику цареубийств, убийств  претендентов на престол тоже полезно  помнить. Истина, как известно, познается  в сравнении.

После принятия 5 сентября 1918 г. постановления СНК о красном  терроре число расстрелянных (их число публиковалось в официальных  изданиях) не превысило 600 человек.

В разгар гражданской войны  собирается Чрезвычайный VI Всероссийский  съезд Советов и выносит 8 ноября 1918 г. постановление "О точном соблюдении законов". В нем говорилось: "Призвать всех граждан республики, все органы и всех должностных лиц Советской  власти к строжайшему соблюдению законов РСФСР". Отступление от законов допускалось только при  экстремальных условиях гражданской  войны и борьбы с контрреволюцией. В каждом таком случае требовалось  точно установить условия, которые  вызывали отступление от закона, о  чем должно подаваться заявление  в соответствующий Совет рабочих  и крестьянских депутатов. Этим же постановлением вменялось в обязанность всем должностным лицам и учреждениям  составлять протокол на жалобу любого гражданина о неправомерных действиях  этих лиц или органов. Копия протокола  выдавалась жалующемуся гражданину, а подлинник немедленно направлялся  вышестоящему учреждению. За неосновательный  отказ в составлении протокола  виновные привлекались к судебной ответственности.

Это краткое, состоящее из пяти статей постановление представляет большую историко-правовую ценность. Оно не только призывало к точному  соблюдению законов, но и обстоятельно регламентировало механизм обеспечения  его исполнения. Норма о судебной защите права граждан жаловаться на неправомерные действия должностных  лиц, органов власти и управления родилась, как видно, уже в 1918 г. К  сожалению, потребовались десятилетия  для ее возрождения в 1989 г. в виде постановления Верховного Совета СССР "О порядке обжалования в  суд неправомерных действий органов  государственного управления и должностных  лиц, ущемляющих права граждан".

Важным событием явилось  принятие в марте 1919 г. Программы  РКП(б), а в декабре 1919 г. - Руководящих  начал по уголовному праву РСФСР. Уголовная политика в программе  определялась как коренное изменение  наказания: широкое применение условного  осуждения, введение такой меры наказания, как общественное порицание, замена лишения свободы обязательным трудом с сохранением свободы (исправительно-трудовые работы), замена тюрем воспитательными  учреждениями и введение товарищеских судов. Пресловутый "большевистский террор" здесь никак не просматривается. Руководящие начала по уголовному праву  РСФСР, изданные Наркомюстом, имели  нормативную силу как своего рода прототип Общей части будущего УК РСФСР. Они состояли из восьми разделов и преамбулы. I раздел - об уголовном  праве и его задачах; II - о правосудии, III - о преступлении и наказании; IV - о стадиях осуществления преступления; V - о соучастии; VI - виды наказания; VII - об условном осуждении; VIII - о пространстве действия уголовного права.

Руководящие начала строились  по итогам обобщения двухлетней практики нормотворчества по уголовному праву. С 26 октября 1917 г. до 1 июня 1922 г. было принято  более 400 уголовно-правовых норм. Это  в корне опровергает утверждение, будто в первые годы Советской  власти никакого права и правосудия не существовало, судьбу преступников решала чуть ли не толпа. Руководящие  начала заложили основы принципиально  новой системы уголовного права, нормы которого, прежде всего в  соответствии с Конституцией 1918 г. раскрывали социально-классовую сущность правовых норм борьбы с преступностью в  условиях перехода от капитализма к  социализму. Задачи уголовного права  определялись как охрана государства  рабочих, крестьян, солдат. Давалось социальное (материальное) понятие преступления, которое сочеталось с юридическим  признаком. Пункт 5 гласил: "Преступление есть нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным  законом", пункт 6 развивал дефиницию  преступления: "Преступление как действие или бездействие, опасное для данной системы общественных отношений, вызывает необходимость борьбы государства с совершившими такие действия или допустившими такое бездействие лицами (преступниками)".

Как видим, уже в первом обобщении определения преступления были названы его необходимые  признаки: общественная опасность (для  данной системы общественных отношений), противозаконность действия (бездействия). Преступниками назывались лишь лица, совершившие такие действия или  допустившие такое бездействие. Не было и намека на какое-либо опасное  состояние лица как основание  его ответственности.

В Руководящих началах  отсутствовала норма, прямо определявшая вину и ее формы. Произошло это  потому, что при составлении Руководящих  начал возобладала точка зрения разработчиков, отождествлявших принцип  вины с теорией возмездия и  воздаяния за вину классической школы  уголовного права. Однако в п. 3 ст. 12 о смягчающих и отягчающих наказание  обстоятельствах указание на неосторожную форму вины имелось. Правда, в статье о покушении неверно связывалась  наказуемость лица не с опасностью содеянного, а с опасностью покушавшегося  лица. Такая позиция входила в  явное противоречие с понятием преступления, а также с интересной и верной нормой об индивидуализации наказания. Пункт 11 гл. III Руководящих начал  предлагал суду при назначении наказания  оценивать "степень и характер" (свойство) опасности для общежития  как самого преступника, так и  совершенного им деяния. В этих целях  суд, не ограничиваясь изучением  всей обстановки совершения преступления, должен был определять опасность  преступника, поскольку таковая  выявлялась в совершенном им деянии и его мотивах и поскольку  возможно уяснить ее на основании  его образа жизни и прошлого. Столь  обстоятельное определение личности преступника, к сожалению, было впоследствии законодателем утрачено.

В Разделе "О соучастии" обращает на себя внимание регламентация  форм соучастия: групповое совершение преступления, с одной стороны, пособничество  и подстрекательство - с другой. В  п. 21 сказано: "За деяния, совершенные  сообща группой лиц (шайкой, бандой, толпой), наказываются как исполнители, так и подстрекатели и пособники". Эти формы группового совершения преступления из Общей части оказались  в последующих УК перенесенными  в Особенную часть в виде признаков  составов конкретных преступлений, утратив  тем самым свойства института  соучастия. Пробел заполнило лишь законодательство 1993 года.

Руководящие начала предлагали судам весьма развернутую систему  наказаний. Не все виды таковых по существу являлись уголовными по карательному содержанию. Но разнообразие, позволяющее  тщательно индивидуализировать  ответственность, было налицо. За преступления суды могли вынести: а) внушение; б) выражение  общественного порицания; в) принуждение  к действию, не представляющему физического  лишения (например, пройти известный  курс обучения); г) объявление под бойкотом; д) исключение из объединения на время  или навсегда; е) восстановление, а  при невозможности его возмещение причиненного ущерба; ж) отрешение от должности; з) воспрещение занимать ту или иную должность или исполнять  ту или иную работу; и) конфискация  всего или части имущества; к) лишение политических прав; л) объявление врагом революции или народа; м) принудительные работы без помещения в места  лишения свободы; н) лишение свободы  на короткий срок или на неопределенный срок до наступления известного события; о) объявление вне закона; п) расстрел. Всего пятнадцать видов наказания. Конечно, пять из них не носили уголовно-правового  характера (например, внушение, порицание, бойкот). Неопределенный срок лишения  свободы до какого-либо события (в  приговорах отдельных судов лицо лишалось свободы "до победы мировой  революции") также неудачен. Но сама идея многообразия видов наказания  правильно отражала принцип индивидуализации ответственности. Думается, что чрезмерно репрессивной такую систему наказаний считать невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   ДЕКРЕТ  О ЗЕМЛЕ СЪЕЗДА СОВЕТОВ РАБОЧИХ  И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ    

          (принят на заседании 26 октября  в 2 час. ночи)

 

     1) Помещичья   собственность  на  землю отменяется  немедленно

без всякого выкупа.

     2) Помещичьи   имения,  равно   как   все   земли   удельные,

монастырские,  церковные,  со всем их живым и мертвым инвентарем,

усадебными  постройками  и  всеми  принадлежностями  переходят  в

распоряжение  волостных  земельных  комитетов  и  уездных  Советов

крестьянских депутатов, впредь до Учредительного собрания.

     3) Какая   бы  то  ни  было  порча   конфискуемого  имущества,

принадлежащего    отныне   всему   народу,   объявляется   тяжким

преступлением,  караемым  революционным  судом.  Уездные   Советы

крестьянских   депутатов   принимают  все  необходимые  меры  для

соблюдения строжайшего  порядка при конфискации помещичьих имений,

для  определения  того,  до какого размера участки и какие  именно

подлежат  конфискации,  для  составления   точной   описи   всего

конфискуемого  имущества  и  для  строжайшей революционной  охраны

всего  переходящего  к  народу  хозяйства  на  земле   со   всеми

постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.

     4) Для   руководства   по  осуществлению  великих   земельных

преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным

собранием,  должен  повсюду  служить следующий крестьянский наказ,   18

составленный  на  основании  242  местных  крестьянских   наказов

редакцией «Известий Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов»

и опубликованный в номере 88 этих  «Известий»  (Петроград,  номер

88, 19 августа 1917 г.).

 

                            О земле

     Вопрос о   земле,  во  всем  его объеме,  может быть разрешен

только всенародным Учредительным  собранием.

     Самое справедливое  разрешение земельного вопроса  должно быть

таково:

     1) Право частной  собственности на землю отменяется  навсегда;

земля не может быть ни продаваема,  ни покупаема,  ни сдаваема  в

аренду,  либо в залог,  ни каким-либо другим способом отчуждаема.

Вся земля:  государственная, удельная, кабинетская, монастырская,

церковная,    посессионная,    майоратная,   частновладельческая,

общественная и крестьянская  и  т.д.,  отчуждается  безвозмездно,

обращается в всенародное  достояние и переходит в пользование  всех

трудящихся на ней.

     За пострадавшими   от  имущественного  переворота  признается

лишь  право  на общественную поддержку на время,  необходимое  для

приспособления к новым  условиям существования.

     2) Все недра  земли: руда, нефть, уголь, соль  и т.д., а также

леса  и воды,  имеющие  общегосударственное значение,  переходят в

исключительное пользование  государства.  Все мелкие реки,  озера,

леса   и   проч.  переходят  в  пользование  общин,  при  условии

заведывания ими местными органами самоуправления.

     3) Земельные  участки с высоко-культурными  хозяйствами: сады,

плантации,  рассадники, питомники, оранжереи и т.под. не подлежат

разделу,  а  превращаются  в   показательные   и   передаются   в

исключительное  пользование  государства или общин,  в зависимости

от размера и значения их.

     Усадебная,  городская и сельская земля,  с домашними садами и

огородами,  остается  в пользовании настоящих владельцев,  причем

размер  самих  участков  и  высота  налога  за  пользование   ими

определяется законодательным  порядком.

     4) Конские заводы, казенные и частные племенные  скотоводства   19

и птицеводства и проч.  конфискуются,  обращаются во  всенародное

достояние   и   переходят   либо   в  исключительное  пользование

государства,  либо общины,  в зависимости от величины и  значения

их.

     Вопрос о   выкупе   подлежит   рассмотрению   Учредительного

собрания.

     5) Весь хозяйственный  инвентарь конфискованных земель, живой

и мертвый, переходит в  исключительное пользование государства  или

общины, в зависимости  от величины и значения их, без выкупа.

     Конфискация  инвентаря не касается малоземельных  крестьян.

     6) Право   пользования  землей  получают  все  граждане  (без

различия пола) Российского  государства,  желающие обрабатывать ее

своим трудом,  при помощи своей  семьи,  или  в  товариществе,  и

только  до  той поры,  пока они в силах ее обрабатывать.  Наемный

труд не допускается.

     При случайном  бессилии какого-либо члена сельского   общества

в   продолжение   2   лет,   сельское   общество   обязуется,  до

восстановления его трудоспособности,  на этот срок прийти к  нему

на помощь путем общественной обработки земли.

     Земледельцы,  вследствие старости или инвалидности  утратившие

навсегда возможность  лично обрабатывать землю,  теряют  право  на

пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное

обеспечение.

     7) Землепользование  должно быть  уравнительным,  т.е.  земля

распределяется между  трудящимися,  смотря по местным  условиям, по

трудовой или потребительной норме.

     Формы пользования  землей должны  быть  совершенно  свободны,

подворная,  хуторская,  общинная,  артельная,  как решено будет в

отдельных селениях и поселках.

     8) Вся земля,  по ее отчуждении,  поступает   в  общенародный

земельный  фонд.  Распределением  ее  между  трудящимися заведуют

местные и центральные  самоуправления,  начиная от  демократически

организованных  бессословных  сельских и городских общин и  кончая

центральными областными учреждениями.

Информация о работе Становление советского уголовного законодательства (1917-1922 гг.)