Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:35, курсовая работа
Актуальность темы работы определяется необходимостью обращения к историко-правовому наследию советского прошлого с позиций современности вне идеологических схем и подходов. Важно выяснить как негативные, так и позитивные стороны процесса развития советского уголовного законодательства ( 1917-1922 гг.). В таком аспекте особенно актуальным предстает изучение уголовного законодательства, определяющего формирование правовых предпосылок развития советского государства.
Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Предмет и значение периодизации истории российского уголовного законодательства ………………………….……………………………………………5
Глава 2. Становление советского уголовного законодательства (1917-1922 гг.)…………………………………………………………….…………….16
Примеры Декретов примененных в уголовном законодательстве 1917 – 1922 гг……..……………………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………...……………………39
Список литературы.............................................................................................41
В "Письме к американским рабочим" В.И.Ленин писал, что "английские буржуа забыли свой 1649, французы свой 1793 год. Террор был справедлив и законен, когда он применялся буржуазией в ее пользу против феодалов. Террор стал чудовищен и преступен, когда его рискнули применять беднейшие рабочие и крестьяне против буржуазии!".
К приведенному уместно добавить, что современные историки уголовного права, гневно осуждающие красный террор, забыли о многовековом белом терроре Российской монархии против собственного народа. Статистику цареубийств, убийств претендентов на престол тоже полезно помнить. Истина, как известно, познается в сравнении.
После принятия 5 сентября 1918
г. постановления СНК о красном
терроре число расстрелянных (их
число публиковалось в
В разгар гражданской войны
собирается Чрезвычайный VI Всероссийский
съезд Советов и выносит 8 ноября
1918 г. постановление "О точном соблюдении
законов". В нем говорилось: "Призвать
всех граждан республики, все органы
и всех должностных лиц Советской
власти к строжайшему соблюдению
законов РСФСР". Отступление от
законов допускалось только при
экстремальных условиях гражданской
войны и борьбы с контрреволюцией.
В каждом таком случае требовалось
точно установить условия, которые
вызывали отступление от закона, о
чем должно подаваться заявление
в соответствующий Совет
Это краткое, состоящее из пяти статей постановление представляет большую историко-правовую ценность. Оно не только призывало к точному соблюдению законов, но и обстоятельно регламентировало механизм обеспечения его исполнения. Норма о судебной защите права граждан жаловаться на неправомерные действия должностных лиц, органов власти и управления родилась, как видно, уже в 1918 г. К сожалению, потребовались десятилетия для ее возрождения в 1989 г. в виде постановления Верховного Совета СССР "О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан".
Важным событием явилось
принятие в марте 1919 г. Программы
РКП(б), а в декабре 1919 г. - Руководящих
начал по уголовному праву РСФСР.
Уголовная политика в программе
определялась как коренное изменение
наказания: широкое применение условного
осуждения, введение такой меры наказания,
как общественное порицание, замена
лишения свободы обязательным трудом
с сохранением свободы (исправительно-трудовые
работы), замена тюрем воспитательными
учреждениями и введение товарищеских
судов. Пресловутый "большевистский
террор" здесь никак не просматривается.
Руководящие начала по уголовному праву
РСФСР, изданные Наркомюстом, имели
нормативную силу как своего рода
прототип Общей части будущего УК
РСФСР. Они состояли из восьми разделов
и преамбулы. I раздел - об уголовном
праве и его задачах; II - о правосудии,
III - о преступлении и наказании; IV
- о стадиях осуществления
Руководящие начала строились
по итогам обобщения двухлетней практики
нормотворчества по уголовному праву.
С 26 октября 1917 г. до 1 июня 1922 г. было принято
более 400 уголовно-правовых норм. Это
в корне опровергает
Как видим, уже в первом
обобщении определения
В Руководящих началах
отсутствовала норма, прямо определявшая
вину и ее формы. Произошло это
потому, что при составлении
В Разделе "О соучастии"
обращает на себя внимание регламентация
форм соучастия: групповое совершение
преступления, с одной стороны, пособничество
и подстрекательство - с другой. В
п. 21 сказано: "За деяния, совершенные
сообща группой лиц (шайкой, бандой,
толпой), наказываются как исполнители,
так и подстрекатели и
Руководящие начала предлагали
судам весьма развернутую систему
наказаний. Не все виды таковых по
существу являлись уголовными по карательному
содержанию. Но разнообразие, позволяющее
тщательно индивидуализировать
ответственность, было налицо. За преступления
суды могли вынести: а) внушение; б) выражение
общественного порицания; в) принуждение
к действию, не представляющему физического
лишения (например, пройти известный
курс обучения); г) объявление под бойкотом;
д) исключение из объединения на время
или навсегда; е) восстановление, а
при невозможности его
ДЕКРЕТ
О ЗЕМЛЕ СЪЕЗДА СОВЕТОВ
(принят на заседании 26 октября в 2 час. ночи)
1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно
без всякого выкупа.
2) Помещичьи имения, равно как все земли удельные,
монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем,
усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в
распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов
крестьянских депутатов, впредь до Учредительного собрания.
3) Какая бы то ни было порча конфискуемого имущества,
принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким
преступлением, караемым революционным судом. Уездные Советы
крестьянских депутатов принимают все необходимые меры для
соблюдения строжайшего
порядка при конфискации
для определения того, до какого размера участки и какие именно
подлежат конфискации, для составления точной описи всего
конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны
всего переходящего к народу хозяйства на земле со всеми
постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.
4) Для руководства по осуществлению великих земельных
преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным
собранием, должен повсюду служить следующий крестьянский наказ, 18
составленный на основании 242 местных крестьянских наказов
редакцией «Известий Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов»
и опубликованный в номере 88 этих «Известий» (Петроград, номер
88, 19 августа 1917 г.).
О земле
Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен
только всенародным
Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть
таково:
1) Право частной
собственности на землю
земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в
аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема.
Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская,
церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая,
общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно,
обращается в всенародное
достояние и переходит в
трудящихся на ней.
За пострадавшими от имущественного переворота признается
лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для
приспособления к новым условиям существования.
2) Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также
леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в
исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера,
леса и проч. переходят в пользование общин, при условии
заведывания ими местными органами самоуправления.
3) Земельные участки с высоко-культурными хозяйствами: сады,
плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т.под. не подлежат
разделу, а превращаются в показательные и передаются в
исключительное пользование государства или общин, в зависимости
от размера и значения их.
Усадебная, городская и сельская земля, с домашними садами и
огородами, остается
в пользовании настоящих
размер самих участков и высота налога за пользование ими
определяется законодательным порядком.
4) Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства 19
и птицеводства и проч. конфискуются, обращаются во всенародное
достояние и переходят либо в исключительное пользование
государства, либо общины, в зависимости от величины и значения
их.
Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного
собрания.
5) Весь хозяйственный
инвентарь конфискованных
и мертвый, переходит в исключительное пользование государства или
общины, в зависимости от величины и значения их, без выкупа.
Конфискация
инвентаря не касается
6) Право пользования землей получают все граждане (без
различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее
своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и
только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный
труд не допускается.
При случайном
бессилии какого-либо члена
в продолжение 2 лет, сельское общество обязуется, до
восстановления его
на помощь путем общественной обработки земли.
Земледельцы,
вследствие старости или
навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на
пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное
обеспечение.
7) Землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля
распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям, по
трудовой или потребительной норме.
Формы пользования землей должны быть совершенно свободны,
подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в
отдельных селениях и поселках.
8) Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный
земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют
местные и центральные самоуправления, начиная от демократически
организованных бессословных сельских и городских общин и кончая
центральными областными учреждениями.
Информация о работе Становление советского уголовного законодательства (1917-1922 гг.)