Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:21, курсовая работа
В российской юридической науке господствующей является точка зрения, что толкование имеет место в любом правоприменительном процессе, что в толковании нуждается любой закон. Заметим, что такой взгляд разделяется далеко не всеми. Существует мнение ряда зарубежных авторов, что толкование имеет место только в определенных случаях, например, неясности, противоречивости законов и т. д. Когда же при непосредственном восприятии (прочтении) закон не вызывает сомнения, толкование не требуется. Особенности формулирования норм права (краткость, лаконичность, специальная терминология и т. п.), их смысловые связи с другими нормами, отсылки к иным социальным нормам и оценкам, а иногда и недостатки законодательной техники порождают необходимость толкования.
Введение ..................................................................................................................3
1. Общее понятие и виды толкования уголовного закона……….……………..5
1.1. Понятие и значение толкования уголовного закона……………………….5
1.2. Виды толкования уголовного закона………………………………………..7
2. Формы, юридическая сила и сфера применения актов толкования……….16
2.1. Юридическая природа актов официального толкования………………...16
2.2. Формы актов официального толкования и необходимость в их
издании........................................................................................................……...21
2.3. Необходимость актов толкования………………………………………….22
3. Формы, юридическая сила и сфера применения правоприменительных актов………………………………………………………………………………25
3.1. Акты применения права, их виды………………………………………….25
3.2. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам……………29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………...38
3.1. Акты применения права, их виды
Итогом
правоприменительной
Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона. Его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.
Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами. Во-первых, акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.
Каждый акт применения права является актом - документом13. В нем есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов - документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного.
Акт правоприменения является разновидностью понятия «акт управления» и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия14. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности.
Правоприменительные акты можно разделить на группы. Ученые в последнее время предпринимали много попыток выделить и описать отдельные группы актов. Широкое распространение получило разделение на группы ученым Ш. Берени, который дал характеристику их системы в области руководства народным хозяйством:
- «Собственнические» акты управления;
-
властные акты в области
-
акты прямого осуществления
- координационные акты;
-
ориентировочные
Такие классификации носят локальный характер и не могут представить всю систему применительных актов органов государственного управления в целом. В основу единой классификации должны быть положены все четыре правила деления объема понятия:
- наличие одного и того же основания;
-
равенство объема членов
-
необходимость взаимного
-
логическая непрерывность
Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные признаки. К числу таких признаков можно отнести:
-
цель правоприменительного
- сферу использования;
-
характер регулируемых
-
характер отражения содержания
нормы права в содержании
-
степень отражения
-
орган, издающий
- способ принятия акта;
- особенности содержания акта;
- форма выражения15.
Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:
-
по форме можно выделить: указы,
приговоры, решения,
-
по субъектам их издающим
-
в зависимости от содержания
общественных отношений и
Такие
акты выполняют различные функции
в механизме правового
Регулятивные акты направлены на конкретизацию правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию юридических обязанностей.
Правоохранительные акты обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения.
-
по своему юридическому
Резолютивная
часть должна содержать окончательный
вывод правоприменительного органа,
указание на те последствия, которые
вытекают из закона и данного правоприменительного
акта. Правоприменительный акт
Вместе с тем, каждая из них имеет относительно самостоятельное значение:
-
в зависимости от действия
во времени
-
по предмету правового
-
в соответствии с тем, какие
юридические последствия
-
по тому, на какой круг лиц
распространяют свое действие
акты применения различают:
-
по внешней форме выражения
правоприменительные акты
-
в правоприменительных актах
по-разному отражается
-
по степени отражения
а) первичные
б) производственные
в) смешанные
- по сферам использования:
а) хозяйственные
б) социально-культурные
в) административно-политические.
Выявление
эффективности
3.2. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам
Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Правоприменение также всегда связано с уяснением смысла правовых требований. Основными требованиями к правоприменительным актам являются:
Законность - означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе16.
Немаловажное значение имеет также строгое соблюдение предусмотренного законом порядке рассмотрения дела и вынесения решения, установленной формы акта применения права.
Обоснованность - это означает, что:
1.
Должны быть выявлены все
2.
Такие факты должны быть
3.
Все недоказанные и
Обоснованность - это подтвержденность дела проверенными и достоверными доказательствами.
Целесообразность.
Проблема целесообразности в праве
имеет два самостоятельных
Второй аспект целесообразности в праве - это соответствие деятельности и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера не может учесть все особенности каждого конкретного случая, но обычно дает возможность исполнителю учитывать их. В пределах содержащий правоприменительный акт следует выбирать наиболее эффективное решение, максимально полно и правильно отражающий смысл закона и цели правового регулирования. При этом, чем больше возможностей дает акт для проявления инициативы и самостоятельности, тем больше значение приобретает это требование.
Орган применяющий акты, единообразно и неуклонно исполняя юридические предписания, должен в то же время действовать инициативного максимальным учетом особенностей места и времени исполнения, разумно распределяя кадры и т.д.
Справедливость - это требование к актам применения права, отражает идею о социальной справедливости общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица применяющего права, а также окружающих в том, что принятое решение служит интересам трудящихся, а также наиболее полно и последовательно отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений17.