Толокование уголовного закона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:21, курсовая работа

Описание

В российской юридической науке господствующей является точка зрения, что толкование имеет место в любом правоприменительном процессе, что в толковании нуждается любой закон. Заметим, что такой взгляд разделяется далеко не всеми. Существует мнение ряда зарубежных авторов, что толкование имеет место только в определенных случаях, например, неясности, противоречивости законов и т. д. Когда же при непосредственном восприятии (прочтении) закон не вызывает сомнения, толкование не требуется. Особенности формулирования норм права (краткость, лаконичность, специальная терминология и т. п.), их смысловые связи с другими нормами, отсылки к иным социальным нормам и оценкам, а иногда и недостатки законодательной техники порождают необходимость толкования.

Содержание

Введение ..................................................................................................................3
1. Общее понятие и виды толкования уголовного закона……….……………..5
1.1. Понятие и значение толкования уголовного закона……………………….5
1.2. Виды толкования уголовного закона………………………………………..7
2. Формы, юридическая сила и сфера применения актов толкования……….16
2.1. Юридическая природа актов официального толкования………………...16
2.2. Формы актов официального толкования и необходимость в их
издании........................................................................................................……...21
2.3. Необходимость актов толкования………………………………………….22
3. Формы, юридическая сила и сфера применения правоприменительных актов………………………………………………………………………………25
3.1. Акты применения права, их виды………………………………………….25
3.2. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам……………29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………...38

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 59.80 Кб (Скачать документ)

3.1. Акты применения права, их виды

     Итогом  правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они  фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения.

     Акты  применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона. Его претворение в жизнь. Они  представляют собой необходимый  и важнейший элемент правовой системы государства.

     Акт применения является одним из видов  правовых актов, который характеризуется  определенными специфическими чертами. Во-первых, акт применения исходит  от компетентных органов, поэтому и сам носит государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.

     Каждый  акт применения права является актом - документом13. В нем есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов - документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного.

     Акт правоприменения является разновидностью понятия «акт управления» и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия14. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности.

     Правоприменительные акты можно разделить на группы. Ученые в последнее время предпринимали много попыток выделить и описать отдельные группы актов. Широкое распространение получило разделение на группы ученым Ш. Берени, который дал характеристику их системы в области руководства народным хозяйством:

     - «Собственнические» акты управления;

     - властные акты в области применения  права;

     - акты прямого осуществления центрального  руководства;

     - координационные акты;

     - ориентировочные индивидуальные  акты.

     Такие классификации носят локальный  характер и не могут представить  всю систему применительных актов  органов государственного управления в целом. В основу единой классификации  должны быть положены все четыре правила  деления объема понятия:

     - наличие одного и того же  основания;

     - равенство объема членов классификации  объему классифицируемого класса;

     - необходимость взаимного исключения  друг другом отдельных членов  классификации;

     - логическая непрерывность деления  на классы.

     Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные  признаки. К числу таких признаков  можно отнести:

     - цель правоприменительного акта;

     - сферу использования;

     - характер регулируемых отношений;

     - характер отражения содержания  нормы права в содержании правоприменительного  акта;

     - степень отражения нормативного  веления в содержании правоприменительного  акта;

     - орган, издающий правоприменительный  акт;

     - способ принятия акта;

     - особенности содержания акта;

     - форма выражения15.

     Акты  применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

     - по форме можно выделить: указы,  приговоры, решения, постановления,  приказы и т.д.

     - по субъектам их издающим различаются:  акты государственных органов  и общественных организаций; акты  органов власти и исполнительно-распорядительных  органов; акты высших органов  власти и управления и местных  органов; акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и контроля; единоличные и коллегиальные.

     - в зависимости от содержания  общественных отношений и применяемых  к ним норм права правоприменительные  акты следует подразделять на  регулятивные и правоохранительные.

     Такие акты выполняют различные функции  в механизме правового регулирования.

     Регулятивные  акты направлены на конкретизацию правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию  юридических обязанностей.

     Правоохранительные  акты обеспечивают главным образом  регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов  различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить  правонарушение, властный приказ исполнить  юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения.

     - по своему юридическому значению  акты применения права различают  основные и вспомогательные. Основные  акты - это акты, которые содержат  веление, выражающее конечное  решение юридического дела (приговор, решение суда). Вспомогательные - это акты, которые содержат предписания,  подготавливающие издание основных  или же направленные на них  осуществление (различные акты  надзора и контроля, акты следственных  действий);

     Резолютивная  часть должна содержать окончательный  вывод правоприменительного органа, указание на те последствия, которые  вытекают из закона и данного правоприменительного акта. Правоприменительный акт вступает в законную силу в целом, а не одной  лишь резолютивной частью. Все составные  части находятся в неразрывном  единстве.

     Вместе  с тем, каждая из них имеет относительно самостоятельное значение:

     - в зависимости от действия  во времени правоприменительные  акты делятся на: акты однократного  действия (штрафы) и длящиеся (регистрация  брака, зачисление в ВУЗ);

     - по предмету правового регулирования  различают акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, процессуальные  и материальные;

     - в соответствии с тем, какие  юридические последствия вызывают  акты применения (а они являются  юридическими фактами) их можно  разделить на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия;

     - по тому, на какой круг лиц  распространяют свое действие  акты применения различают: общего  действия и индивидуальные;

     - по внешней форме выражения  правоприменительные акты могут  быть устными и письменными;

     - в правоприменительных актах  по-разному отражается содержание  нормы права: диспозиция и санкция.

     - по степени отражения нормативного  веления в содержании актов:

     а) первичные

     б) производственные

     в) смешанные

     - по сферам использования:

     а) хозяйственные

     б) социально-культурные

     в) административно-политические.

     Выявление эффективности правоприменительного акта связано с определением целей  издания данного акта, результатов  его действия, соизмерения результатов  с целями и неизбежными издержками. Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его  цели, и ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным  ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные  сроки. 

3.2. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам

     Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Правоприменение также всегда связано с уяснением смысла правовых требований. Основными требованиями к правоприменительным актам  являются:

     Законность - означает, что при решении конкретного  случая правоприменительный орган  должен основываться на определенной норме права (их совокупности) прямо  относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать  ее точному смыслу, а также действовать  в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые  не зафиксированы в законе16.

     Немаловажное  значение имеет также строгое  соблюдение предусмотренного законом  порядке рассмотрения дела и вынесения  решения, установленной формы акта применения права.

     Обоснованность - это означает, что:

     1. Должны быть выявлены все относящиеся  к делу факты;

     2. Такие факты должны быть тщательно  и объективно изучены и признаны  достоверными;

     3. Все недоказанные и сомнительные  факты не должны быть приняты  во внимание и отвергнуты.

     Обоснованность - это подтвержденность дела проверенными и достоверными доказательствами.

     Целесообразность. Проблема целесообразности в праве  имеет два самостоятельных аспекта. С одной стороны закон, выражая  волю народа, сам по себе целесообразен. Он содержит требования, которые с  точки зрения законодателя являются наиболее целесообразными решением вопроса. Поэтому наиболее точное и  последовательное осуществление закона, есть в то же время наиболее целесообразное решение вопроса, наилучшее достижение той цели, которую ставил перед  собой законодатель при его издании. Недопустимо прикрывать нарушение  законности с ссылками на целесообразность.

     Второй  аспект целесообразности в праве - это соответствие деятельности и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера не может учесть все особенности каждого конкретного случая, но обычно дает возможность исполнителю учитывать их. В пределах содержащий правоприменительный акт следует выбирать наиболее эффективное решение, максимально полно и правильно отражающий смысл закона и цели правового регулирования. При этом, чем больше возможностей дает акт для проявления инициативы и самостоятельности, тем больше значение приобретает это требование.

     Орган применяющий акты, единообразно и  неуклонно исполняя юридические  предписания, должен в то же время  действовать инициативного максимальным учетом особенностей места и времени исполнения, разумно распределяя кадры и т.д.

     Справедливость - это требование к актам применения права, отражает идею о социальной справедливости общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов  народа и государства, убежденность лица применяющего права, а также  окружающих в том, что принятое решение  служит интересам трудящихся, а также  наиболее полно и последовательно  отвечает потребностям и интересам  отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений17.

Информация о работе Толокование уголовного закона