Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:21, курсовая работа
В российской юридической науке господствующей является точка зрения, что толкование имеет место в любом правоприменительном процессе, что в толковании нуждается любой закон. Заметим, что такой взгляд разделяется далеко не всеми. Существует мнение ряда зарубежных авторов, что толкование имеет место только в определенных случаях, например, неясности, противоречивости законов и т. д. Когда же при непосредственном восприятии (прочтении) закон не вызывает сомнения, толкование не требуется. Особенности формулирования норм права (краткость, лаконичность, специальная терминология и т. п.), их смысловые связи с другими нормами, отсылки к иным социальным нормам и оценкам, а иногда и недостатки законодательной техники порождают необходимость толкования.
Введение ..................................................................................................................3
1. Общее понятие и виды толкования уголовного закона……….……………..5
1.1. Понятие и значение толкования уголовного закона……………………….5
1.2. Виды толкования уголовного закона………………………………………..7
2. Формы, юридическая сила и сфера применения актов толкования……….16
2.1. Юридическая природа актов официального толкования………………...16
2.2. Формы актов официального толкования и необходимость в их
издании........................................................................................................……...21
2.3. Необходимость актов толкования………………………………………….22
3. Формы, юридическая сила и сфера применения правоприменительных актов………………………………………………………………………………25
3.1. Акты применения права, их виды………………………………………….25
3.2. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам……………29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………...38
Справедливость
акта применения права - это соответствие
общественного мнения о принятом
решении самому решению, тесная согласованность
содержания решения с моральными
убеждениями общества. От того насколько
убедительно и морально оправдано
решение компетентного органа во
многом зависит его авторитет, воспитательное
действие. Работа государственного аппарата
не может замкнуться лишь пределами
юридической значимости фактов. Нравственная
сторона, моральная оценка случая, надлежащего
разрешению, должны обязательно учитываться
при применении права.
Заключение
При
практическом применении законов нередко
возникает необходимость
Принята
двухзвенная классификация
Легальное
толкование исходит от органа, чья
компетенция позволяет ему
Правом легального толкования иных законов обладает Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Так, например, объявляя амнистию, она сразу же издает закон о порядке ее применения, который представляет собой легальное толкование закона об объявлении амнистии.
При рассмотрении конкретного уголовного дела суд сравнивает обстоятельства совершенного преступления с уголовно-правовыми нормами и делает вывод о том, подпадают ли действия виновных под данную норму, исходя из смысла и буквы закона. Такой процесс называется судебным толкованием. Оно обязательно лишь для данного уголовного дела. Поскольку в российском уголовном законодательстве судебный прецедент не является источником права, суды не вправе ссылаться на него при последующих рассмотрениях уголовных дел.
Обобщая судебную практику, выявляя типичные ошибки судов, высший судебный орган - Верховный Суд РФ - может и должен давать разъяснения в виде постановлений Пленума Верховного Суда. Они обязательны для судов РФ всех уровней.
Доктринальное
толкование не является официальным
и так же, как и судебное, не
представляет собой источника права.
Оно содержится в монографиях, учебниках
и других научных публикациях, выступлениях
ученых на конференциях, симпозиумах,
семинарах. Такое обсуждение законов
не только помогает правильно уяснить
его смысл и более однообразно
применять закон, но и способствует
внесению в него изменений и дополнений
в установленном законом
Ограничительное
и распространительное
Для
осуществления процесса толкования
закона применяются следующие методы:
грамматический, систематический и
исторический. Использование какого-либо
одного из них не всегда помогает определить
позицию законодателя. Так, например,
в УК РФ для характеристики организованной
группы употреблено понятие
Историческое
толкование помогает лучше понять волю
законодателя, изучая нормы закона
в связи с социально-
Одной из категорий в толковании норм права являются акты толкования права (интерпретационные акты).
Акт толкования права - это такой правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм и выносится компетентными специальными органами.
Особенности актов толкования права:
-
представляют собой
- содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания;
-
не имеют самостоятельного
-
не являются формой и
Чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены. Для этого существуют интерпретационные акты (акты толкования), которые можно определить как правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования. В первую очередь нужно отметить, что данные акты являются правовыми. Они издаются компетентными государственными органами, имеют обязательный характер, формально закреплены, их реализация обеспечивается государством. Так, нормативный акт содержит нормы права, а интерпретационный лишь толкует, объясняет эти нормы. Иначе говоря, толкование при всей своей значимости не может «творить» новые нормы, а интерпретатор не может заменить законодателя. Не имея норм права, интерпретационный акт неотделим от толкуемого нормативного акта. Они разделяют общую судьбу: при утрате нормативным актом юридической силы утрачивает значение и интерпретационный акт. От правоприменительного акта интерпретационный отличается тем, что первый связан с решением конкретного дела, а последний имеет общий характер.
Поскольку интерпретационные акты - акты правовые, они имеют форму выражения и публикуются в официальных источниках.
В юридической литературе различают следующие виды актов толкования права:
1.
В зависимости от типов
2.
В зависимости от органов,
3.
В зависимости от предмета
правового регулирования - на
акты толкования уголовного
4.
Предметы правового
5.
В зависимости от характера
- на материальные и
6.
В зависимости от формы - на
указы, постановления, приказы,
7.
В зависимости от юридической
природы - различают интерпретационные
акты права творчества и
Интерпретационные акты права творчества - нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования.
Интерпретационные акты права применения - специфические правовые акты, содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их жизнедеятельности.
Акт применения права - это индивидуальное, государственно-властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юридического дела.
В целом основные признаки правоприменительных актов и их отличия от иных правовых актов уже были рассмотрены в первом вопросе данной темы. Обобщив сказанное, можно указать следующие характеристики актов применения права:
-
принимаются компетентными
- носят государственно-властный (обязательный) характер;
-
индивидуализируют нормы права
применительно к конкретным
-
имеют, как правило,
-
выступают юридическими
Примерами актов применения права служат решения и приговоры суда, приказы администрации предприятий, учреждений, организаций (например, приказ об увольнении, приказ об отчислении студента) и т.д.
Существуют следующие виды правоприменительных актов:
По субъектам правоприменения: акты органов законодательной власти; акты органов исполнительной власти; акты органов правосудия; акты контрольно-надзорных органов.
По отраслевой принадлежности: акты применения норм уголовного права; акты применения норм гражданского права; акты применения норм других отраслей.
По функциональному признаку: правонаделительные; правообеспечительные; акты - регламентаторы.
По наименованию: приказы; постановления; указания; представления; резолюции; указы Президента о награждении, о помиловании; протоколы; решения; разрешения; предупреждения; предписания; приговоры.
По способу принятия: коллегиальные (например, постановление Государственной Думы о создании согласительной комиссии); единоначальные (например, приказ директора предприятия о принятии на работу сотрудника).
Акт применения права представляет собой официальный документ, следовательно, он должен иметь все атрибуты документа: печати, подписи должностных лиц, в некоторых случаях требуется особое заверение акта. Только при выполнении всех этих условий акт применения права имеет юридическую силу, влечет юридические последствия.
Список используемой литературы
1. Уголовный кодекс РФ с изменениями и дополнениями на 15 февраля 2004 года. М.: ТК Велби. 2004.
2. Севостьянов
Н.В., Иванов В.Д. Уголовное право
Российской Федерации.
3. Уголовное
право Российской Федерации.
4. Комментарий к Конституции РФ, подготовленный Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.1994.
6. Хропанюк
В.Н. Теория государства и
7. Общая теория права под ред. Бабаева В.К. Лекция 16: Толкование права. М. 2001.
8. Вопленко
Н.Н. Официальное толкование
9. А.Т. Боннер Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М. 1992.