Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:33, дипломная работа
Объектом выпускной квалификационной работы являются правоотношения, которые регулируются нормами уголовного и административного права и охраняются мерами уголовной и административной ответственности.
Предметом выпускной квалификационной работы являются структура и содержание уголовной и административной ответственности несовершеннолетних. Сущность и особенности правового регулирования данной сферы. Проблемы обеспечения законности прав различных субъектов и пути их совершенствования.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Уголовная ответственность несовершеннолетних в рамках уголовного законодательства…………………………………..…………………………….5
1.1. История развития уголовного законодательства ответственности несовершеннолетних………………………………..……………………….….5
1.2. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних………………………………………………………..…..7
1.3 Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности……10
1.4 Особенности наказаний несовершеннолетних…………………………….12
2. Административные правонарушения. Административная ответственность……………………………………………………………...…16
2.1. Понятие и основные признаки административных правонарушений…………………………………………………..…………….16
2.2. Понятие и основные признаки административной ответственности………………………………………………………………... 19
2.3.Административная ответственность несовершеннолетних………………21
2.4 Организация профилактической работы в образовательном учреждении…………………………………..…………………………………26
3. Обучение праву в рамках проекта «Правовое образование в школе» ……………………………………………………………..……..……………..29
3.1. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленное на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних ….…..38
Заключение и выводы ..………………………………..…………..................... 42
Список использованных источников……………………
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП).
Административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП).
Необходимо отметить, что применяемые административные наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, преследуют, прежде всего, цель - восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений.
КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний.
Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП).
Основаниями для применения мер воздействия к подросткам, совершившим правонарушения, служат характер совершенных правонарушений, их общественная опасность и тяжесть последствий, причины и условия, способствующие их совершению, условия семейной жизни и воспитания, окружающая подростка среда, возраст и уровень интеллектуального развития правонарушителя, его поведение в прошлом и отношение к совершенному правонарушению.
Анализ административно-правовых норм, касающихся ответственности несовершеннолетних, свидетельствует о необходимости совершенствования действующего административного законодательства по следующим направлениям: выделение норм, касающихся административной ответственности несовершеннолетних, в отдельную главу, в которую необходимо включить понятие административной ответственности несовершеннолетних, виды административных наказаний и порядок их применения к несовершеннолетним; освобождение от административной ответственности несовершеннолетних; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность несовершеннолетних; дополнение ст. 2.3 КоАП "Возраст, по достижении которого наступает ответственность" оговоркой относительно оценки психического состояния несовершеннолетнего, совершившего административно-правовой проступок, указанием о том, что лицо, достигшее возраста, предусмотренного данной статьей, но из-за отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения административного правонарушения не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, не подлежит административной ответственности; разработка мер воздействия принудительно-воспитательного характера для несовершеннолетних и включение их в КоАП РФ, т.к. меры, применяемые к несовершеннолетним, должны преследовать, прежде всего, цель исправления и предупреждения совершения новых административных правонарушений и преступлений; принятие нового Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, т.к. в настоящее время действует документ, принятый 3 июня 1967 г., нуждающийся в новом осмыслении; расширение полномочий комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на применение административных наказаний, предоставление им права применять иные кроме штрафа административные наказания, предусмотренные санкциями нарушенных норм; разработка гарантий защиты прав несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения; закрепление в КоАП порядка обжалования незаконных постановлений по делам несовершеннолетних.
2.4 Организация профилактической работы в образовательном учреждении.
В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник - это лицо, обладающее привычками склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных характерны: постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества и т.д.); пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, к азартным играм; бродяжничество, систематические побеги из дома; ранние половые связи, половая распущенность; виновное создание конфликтных ситуаций, постоянные ссоры в семье, терроризирование родителей и других членов семьи; привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у слабого.
В связи с усилением криминализации общества, ухудшением экономической ситуации и увеличением роста наркомании и алкоголизма среди детей и подростков, остро стоит проблема организации дополнительных мер по охране общественного порядка в местах регулярного скопления детей и молодежи - общеобразовательных учебных заведениях. В связи с отсутствием средства на оплату новых ставок в общеобразовательных учебных заведениях решить вышеуказанную проблему за счет бюджетного финансирования не представляется возможным. В организации профилактической работы среди несовершеннолетних имеется ряд нерешенных проблем, которые отрицательно сказываются на конечных результатах работы подразделений по делам несовершеннолетних. На основе проведенного анализа выделены несколько групп проблем.
1. Социальные.
2. Межведомственные:
3. Ведомственные:
4. Проблемы, связанные с право применением уголовного и административного законодательства РФ:
Вся профилактическая работа школы, возглавляемая направляемая школьным координационным советом, направлена на создание доверительного психологического климата между педагогами, учениками и родителями, на актуализацию мотивационной сферы учеников – важного условия для формирования установок на здоровый образ жизни, предупреждения противоправных проступков.
Совсем недавно все проблемы воспитания и обучения ребенка осуществляли школьные педагоги. Однако вопросы психического здоровья, гармоничного развития и адекватной социализации личности не всегда бывают решаемы учителями. Поэтому в школе создана социально – психологическая служба, основной сферой деятельности которой является процесс адаптации детей в социуме.
Формы и методы индивидуально – профилактической работы разнообразны:
Посещения на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, занятостью в свободное от занятий время, подготовкой к урокам;
Изучение психологом особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения;
Посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;
Психолого – педагогическое консультирование родителей, учителей – предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростков;
Индивидуальные и профилактические беседы с подростками;
Вовлечение подростков в общественно – значимую деятельность, через реализацию социальных проектов, занятость их объединениях дополнительного образования.
Одним из направлений по профилактике правонарушений и преступлений является тесное взаимодействие школы и семьи. Семья – мощное средство воспитания, с кем не может конкурировать ни один институт общества. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни. Школа должна помочь родителям, став для них центром психолого – педагогического просвещения и консультирования. Большое внимание уделяется методической работе по этому направлению, подготовке нормативно – правовой базы, разработке локальных актов, инструкций и памяток для детей, педагогов, родителей.
Глава 3. Обучение праву в общеобразовательном учреждении
Выше мы рассмотрели особенности уголовной и административной ответственности несовершеннолетних. В последнее время наблюдается увеличение количества несовершеннолетних нарушителей закона, это связано с усилением криминализации общества, ухудшением экономической ситуации и увеличением роста наркомании и алкоголизма среди детей и подростков. В данной ситуации остро стоит проблема необходимости правового образования и воспитания в общеобразовательной школе. Прежде всего для того, чтобы сформировать у школьников уважительное отношение к праву, доказать ценность права, его важность для регулирования общественных отношений.
В 1997 году был утвержден Проект Российского фонда правовых культур под названием «Правовое образование в школе», стала разрабатываться система правового обучения школьников с 5 по 11 класс, особенностями которой являются:
- практико – ориентированный подход в изложении содержания выстроенных курсов;
- опора на социальный опыт ребенка, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни;
- формирование активной гражданской позиции личности;
- уважение к правам человека и нормам международного права;
- обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника;
- решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения ребенка в дальнейшей жизни.
Главными задачами правового обучения стали вопросы повышения правовой грамотности детей, формирование высокого уровня их воспитанности, ответственности и социальной активности. Эти задачи решаются через триединую цель:
1) Образовательная - освоение знаний об основных принципах, нормах института права, возможностях правовой системы РФ, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
2) Воспитательная - развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально – правовой активности; - воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
3) Развивающая - овладения умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в социально – правовой сфере и учебных задач в образовательном процессе; - формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений; - умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; - участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно – исследовательских работ; - выдвижение гипотез, осуществлении их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарны навыками прогнозирования.
Модернизация отечественного образования актуализировала вопросы формирования правовой культуры страны и создания современной системы правового обучения, в рамках которой возможно решение целого комплекса общественных проблем.
В различных государствах на протяжении многих исторических эпох складывались свои особенные предпосылки для создания образовательных систем, имеющих те или иные приоритеты. Общеизвестно, что правовое обучение и воспитание относятся к древнейшему виду культурной деятельности человека. Именно с их помощью люди передавали своим потомкам выработанные правила разрешения конфликтов и противоречий, которые позволяли обеспечивать стабильность и организованность общественных процессов. Анализ проблем правового образования в Росси и за рубежом доказывает существование многочисленных систем обучения, которые были связаны с государственной политикой страны. В каждом регионе мира обозначились свои традиции и принципы подобного процесса, учитывающие специфику правовой системы, ментальность людей, их психологии, а также другие факторы. Проходит время, но многие проблемы, волновавшие людей в прошлом, оказались актуальными и в современности. Не случайно правовое образование со школьной скамьи сегодня становится одним из самых приоритетных, социально значимых тенденций в системе модернизации отечественного образования.
Вариативность и альтернативность моделей обучения школьников праву, сложившееся в различных регионах России, позволили создать на рубеже столетий целостную систему правового обучения детей, которая оптимально сочетает содержание учебных курсов и психолого – педагогические особенности субъектов образовательного процесса, предполагающего выработку правовых знаний, умений и навыков у тех, кому принадлежит будущее страны. Все это в едином комплексе позволит изменить правовую культуру общества, обеспечить высокий уровень правосознания его членов.
Освоение различных вариантов правомерного поведения осуществляется с использованием активных форм обучения, стимулирующих познавательную деятельность школьника, который выступает в роли самостоятельного субъекта образовательного процесса.
Выстраивание системы правового обучения в рамках каждого образовательного учреждения, приводит к многочисленным изменениям в управляющей структуры школы, воспитательной работы, содержании учебных предметов с опорой на государственный стандарт знаний, а также в технологии обучения.
Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, рабочие программы, «мозговые штурмы» позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.
Основополагающие идеи новой системы образования изложены в Концепции структуры и содержания правового образования в общеобразовательных учреждениях. С учетом ее основных положений подготовлены учебно – методические материалы для каждой ступени обучения праву в рамках единого УМК (учебно – методического комплекта), включающего в себя учебники, учебные пособия, методические книги для учителей, практикумы, сборники задач, а так же аудио – и видеоматериалы. Разработана целая серия книг для учителей права, используя которые педагог сможет подготовить собственный целостный правовой курс с учетом конкретной аудитории школьников, особенностей региона, проблем школы, родителей. Все это позволит успешно реализовать основные цели, задачи правового обучения современных школьников. Подготовленные материалы курса по праву Российского фонда правовых реформ (далее – РФ ПР) проходили многолетнюю экспериментальную апробацию во многих регионах России. В их разработке приняли участие известные специалисты в области права и методики обучения детей, а также учителя – практики из разных уголков страны. Созданная новая система правового обучения школьников доказала свою результативность и жизненную необходимость в системе отечественного образования. В результате реализации данного проекта произошел переход от экспериментальных форм преподавания права в школе, которые соответствовали этапу опытного освоения правового обучения, к устойчивым формам стабильного правового образования. Содержательные модули программ отражают структуру курса права, его основных отраслей, разделяют общетеоретические и прикладные вопросы, акцентируя при этом внимание на практические аспекты правового поведения в условиях рыночных отношений. Методические модули определяют круг педагогических путей и средств, используемых для эффективной организации правовой подготовки школьников, возможности использования дидактического обеспечения курса. Особое внимание при этом уделяется выявлению возможностей использования распределенного ресурса сети Интернет, активных методов обучения, СМИ. Организационные модули программ представлены адаптивными вариантами организации учебно – воспитательного процесса, механизмами оптимального осуществления функций планирования, мотивации учащихся, организации процесса правовой подготовки и контроля знаний и умений учащихся.
Информация о работе Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних в системе права