Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних в системе права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:33, дипломная работа

Описание

Объектом выпускной квалификационной работы являются правоотношения, которые регулируются нормами уголовного и административного права и охраняются мерами уголовной и административной ответственности.
Предметом выпускной квалификационной работы являются структура и содержание уголовной и административной ответственности несовершеннолетних. Сущность и особенности правового регулирования данной сферы. Проблемы обеспечения законности прав различных субъектов и пути их совершенствования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Уголовная ответственность несовершеннолетних в рамках уголовного законодательства…………………………………..…………………………….5
1.1. История развития уголовного законодательства ответственности несовершеннолетних………………………………..……………………….….5
1.2. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних………………………………………………………..…..7
1.3 Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности……10
1.4 Особенности наказаний несовершеннолетних…………………………….12
2. Административные правонарушения. Административная ответственность……………………………………………………………...…16
2.1. Понятие и основные признаки административных правонарушений…………………………………………………..…………….16
2.2. Понятие и основные признаки административной ответственности………………………………………………………………... 19
2.3.Административная ответственность несовершеннолетних………………21
2.4 Организация профилактической работы в образовательном учреждении…………………………………..…………………………………26
3. Обучение праву в рамках проекта «Правовое образование в школе» ……………………………………………………………..……..……………..29
3.1. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленное на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних ….…..38
Заключение и выводы ..………………………………..…………..................... 42
Список использованных источников……………………

Работа состоит из  1 файл

УГОЛОВНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СИСТЕМЕ ПРАВА.doc

— 413.00 Кб (Скачать документ)

 вводный урок;

 урок изучения нового материала;

 комбинированный урок

 контрольный урок;

 урок проверки и учета знаний;

 повторительно-обобщающий урок.

Вводный урок и изучения нового материала

Вводный урок предваряет серию учебных занятий и, как правило, проводится первым по курсу. На таком уроке учитель разъясняет особенности изучения учебного предмета, закрепляет интерес к познанию права, указывает общие требования, которые будут предъявляться в ходе процесса обучения. На таком уроке можно выявить уровень  подготовки школьников с тем, чтобы скорректировать план дальнейшего обучения. В других случаях целесообразно создавать основания для формирования устойчивого интереса школьников к предмету. С этой целью можно организовать проведение игр, решение интересных правовых казусов и проч.

Урок изучения нового материала целесообразно организовывать в том случае, когда содержание предшествующих тем хорошо усвоено, а новый материал требует особого внимания в силу своей важности, сложности. Указанный тип урока по праву может быть организован в виде школьной лекции, кино-урока и т.д.

Комбинированный урок по праву

Однако в большинстве случаев в правовом обучении весьма распространены уроки комбинированного типа. Стоит согласиться с исследователями, которые выделяют такие структурные компоненты этих занятий:

1. Организационный момент. Обучаемые настраиваются на урок и готовятся к предстоящей учебной деятельности.

2. Постановка цели занятия перед учащимися.

3. Опрос, включающий в себя комплекс заданий по проверке качества знаний школьников после изучения предшествующей темы.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление изученной темы.

6. Подведение итогов урока. Обобщение изученного материала.

7. Задание на дом.

Целесообразно, чтобы опрос и изучение нового материала оказались логически взаимосвязанными между собой. Поэтому в зависимости от темы урока необходимо продумать серию вопросов, нацеливающих на изучение новой проблемы. Важно, чтобы школьники увидели значимость нового материала, заинтересовались его изучением. Учитель права должен четко сформулировать тему урока, обозначить цели, задачи предстоящей деятельности, а также задания, которые необходимо выполнить.

Следующим звеном комбинированного урока выступает изучение нового материала. Оно может быть выстроено различными способами. Например, ученики получают задание познакомиться самостоятельно с извлечением из Закона и решить три правовых ситуации. Такая работа выполняется по группам. В другом случае школьники работают с текстом учебника и готовят вопросы по теме другой группе, которая должна суметь дать на них правильный ответ. Учитель выступает в роли организатора занятия и помощника в самостоятельной познавательной деятельности учеников. Он должен корректировать их ответы, делать пояснения, обращать внимание на то, что должно быть усвоено, и проч. В другом случае можно использовать рассказ при объяснении нового материала. Здесь учитель права должен обратить внимание на важные понятия, которые надо запомнить школьникам, желательны яркие примеры, поясняющие механизм реализации той или иной нормы права и проч. Данная часть урока должна быть хорошо продумана педагогом с учетом особенностей возраста и уровня подготовки ребят.

Важным этапом учебного занятия по праву является закрепление изученного материала. Этим понятием методисты обозначают вторичное восприятие, осмысливание того, что уже изучено. Для чего это необходимо на уроках права?

Во-первых, следует иметь в виду, что многие правовые понятия являются весьма сложными и их необходимо прочно усвоить.

Во-вторых, этот этап позволит сразу же систематизировать знания, выявить пробелы в изучении темы и восполнить их.

Закрепление отдельных юридических конструкций всей темы можно осуществлять сразу же после изучения каждой из них. Такая поэтапная работа подводит школьников к общему итоговому закреплению темы.

В ходе учебного занятия осуществляется так называемое текущее повторение правового материала для того, чтобы осуществлять его логическую связь с тем, что изучается дальше. Повторение нельзя сводить к простому воспроизведению того, что уже изучено. Оно является лишь звеном текущего повторения, которое связано с более глубоким изучением темы, обобщением того, что уже изучено. При повторении происходит систематизация знаний обучаемых — упорядочивание их в логической последовательности осмысления проблемы. В правовом обучении используют и обобщение материала, которое связано с выделением основного, существенного и общего в явлениях, понятиях и проч.

Завершать учебное занятие целесообразно домашним заданием, которое предлагается школьникам. Большинство современных учебников содержит в конце параграфа вопросы для самоконтроля и дифференцированные задания для самостоятельной работы. Ученикам следует объяснить, что, отвечая на вопросы, они как бы проверяют себя, а затем эти знания должны быть соотнесены с умением их применять в жизни — определять модель поведения, давать консультации, разрешать правовой спор и т.д. Многие из представленных заданий можно выполнять на уроке на этапе закрепления полученных знаний.

Контрольный урок по праву

Такой урок целесообразно проводить после изучения темы или ряда тем. Учитель может предложить школьникам выполнить письменные задания: решить задачи, объяснить юридические правила поведения людей в той или иной ситуации.

Предположим, школьникам предлагается написать юридический диктант, в котором встречаются ошибки. Задача будет заключаться в том, чтобы выявить ошибки и объяснить их.

На контрольном уроке может проводиться устный опрос, по ходу которого ученикам предлагается выполнить отдельные задания. На уроках проверки и учета знаний ученикам можно предложить выполнить тестовые задания, причем их проверку организовать в классе. Ученики меняются тетрадями. Учитель разбирает с классом в устной форме ответы на каждый вопрос теста и просит школьников отмечать знаком «+» правильные ответы своих одноклассников и знаком « - » неверные. Затем набранное количество баллов переводится в шкалу общепринятых отметок

Уроки обобщающего повторения

Такие уроки могут проводиться после изучения темы, проблемы, которая раскрывалась на протяжении нескольких уроков, раздела или курса вообще. Главной целью этих уроков является систематизация правовых знаний школьников, установление логической взаимосвязи изучаемых правил поведения, правовых явлений и обобщение их. К такому уроку учитель заранее готовит вопросы и задания и знакомит с ними школьников.

Повторительно-обобщающие уроки могут проходить в форме игры, групповой работы с законами и проч. На обобщающем уроке они выделяют общие и отличительные черты существующих социальных норм в обществе, докладывают о результатах своего собственного наблюдения по вопросу о механизме действия этих правил в реальной жизни.

              В конце учебного года проводят итоговые уроки, носящие итогово повторительный характер. Их главная цель заключается в том, чтобы закрепить знания основных правовых понятий, обобщить изученный материал, увидеть системность права, взаимосвязь его составляющих компонентов. На таких уроках отрабатываются навыки правового поведения субъектов, ребята учатся применять полученные знания в практических ситуациях. На итоговое повторение следует вынести самые важные и сложные проблемы курса. Итоговые занятия могут включать в себя игры, викторины.

В старших классах при изучении права часто проводят уроки-лекции, семинары или практические занятия.

На уроке-лекции учитель излагает  содержание определенной правовой проблемы. Такая форма учебного занятия по праву эффективна в старших классах. При этом учащихся следует готовить к тому, как можно воспринимать лекционный материал, делать записи в тетрадях и проч. Необходимо договориться об определенных сокращениях, которые можно использовать в целях экономии времени. Обучаемые учатся вычленять основные мысли и делать самостоятельные записи в тетрадях. В процессе лекции развиваются умения школьников слушать правовую информацию, самостоятельно ее анализировать, выделяя главное, а также конспектировать. Учитель обязательно проговаривает план лекции, который должен быть записан. Педагог должен знать скорость записывания школьниками материала(она может быть разная в различных классах). Необходимо следить за теми записями, которые сделали ученики. В некоторых случаях возникает потребность исправлять допущенные ошибки, указывать на то, каким образом лучше сделать пояснения к тому или иному правилу.

Семинар является одной из эффективных форм развития познавательной активности школьников. Его целесообразно проводить по темам, требующим углубленного понимания определенной юридической проблемы. Учитель должен заранее предложить ребятам вопросы для обсуждения, рекомендовать ту литературу, которую следует прочитать. Работа над отдельными вопросами может превратиться в выполнение определенного миниисследования. Семинар проводится по плану. В конце такого урока обязательно следует сделать итоговые выводы.

1. Урок – дискуссия. Суть данной формы проведения урока заключается в следующем. Выбирается один из важных вопросов очередной темы урока по праву. Однако при этом предполагается, что все другие вопросы темы учащиеся изучат самостоятельно при подготовке к дискуссии. Желательно, чтобы для обсуждения был выбран вопрос или большого социального звучания (к примеру безработица), или вопрос, который бы заинтересовал учащихся (например, подросток как предприниматель), или проблема, с которой они непременно столкнуться в будущей жизни, которая была бы для них не абстрактной, а вполне практичной (к примеру, стоит ли спорить с начальником).  Педагогу желательно сразу же начать руководить дискуссией, чтобы она не превратилась в сбивчивый разговор и не привела к нарушению дисциплины на уроке. Первое, что нужно сделать, - резко обозначить полюсы проблемы, например: 1) Безработица – это полезное явление для общества;   2) Безработица калечит человека духовно и физически и наносит вред обществу. Учитель может сразу же разделить класс (пусть и не на равные группы) на сторонников одного и другого подхода к обсуждаемой теме и наметить «руководителей» этих групп (обычно на их роль выдвигаются интеллектуально сильные ученики). Конечно, желание ученика поддерживать одну или другую точку зрения должно учитываться педагогом, но руководствоваться им вовсе не обязательно. Суть интеллектуального тренинга (дискуссия – это и есть хороший интеллектуальный тренинг) в том и состоит, чтобы заставить учеников максимально напрячься и проявить свои умственные способности для доказательства необходимого (желаемой доказывать всегда легче!). Затем учитель дает ученику задание на дом – подобрать хотя бы по одному аргументу (доводу) в пользу своей точки зрения, причем заранее следует объявить, что повторы в аргументации позиции каждой группы не допускаются. Это заставит учеников заранее (проконсультироваться) друг с другом и позволит упорядочить их позиции. Конечно, в процессе обсуждения избежать повторов вряд ли удастся, но на это учителю лучше смотреть снисходительно и не перебивать выступающего. Дискуссия должно начаться с установления правил:

- выступать можно, только если ведущий (скорее всего это будет учитель) предоставит слово;

- реплики с мест наказываются (замечанием, осуждением, лишением слова, минусом команде, если ведется подсчет, удалением из класса);

- для выступления каждому участнику дается не более «х» минут; и др.

              Данные правила желательно жестко выдерживать. Результаты дискуссии должны быть подведены после того, как все сумели высказаться. Здесь учитель сначала должен похвалить всех выступивших, отметить особо отличившихся (тех, кто высказал несколько аргументов, представил весомые аргументы и т.п.). Необходимо подвести счет высказанным аргументам и определить группу победителя. Учителем должна быть высказана и своя точка зрения с приведением соответствующих доводов, но класть ее на ту или иную чашу весов при подведении итогов дискуссии не стоит. Немаловажны и награды. Скорее всего, ими будут соответствующие оценки в журнале. Возможно и материальное поощрение учащихся либо группы (ручки, ластики, и др). Необходимо учитывать, что урок - дискуссия – это все же необычная форма занятий. Здесь особенно ярко могут себя проявить ученики с развитым абстрактным мышлением (развитой второй сигнальной системой), которых в классе отнюдь не большинство. Для других это более сложно. Вот почему подобную форму уроков часто практиковать не стоит.

2. Урок – практикум. Иногда положения права эффективно усваиваются, только если они рассматриваются применительно к конкретным ситуациям, в которых участвуют вполне конкретные люди. Вот почему в конце каждой темы в учебнике содержится ряд задач. Урок можно построить только на решении задач. В этом случае предполагается, что теоретический материал учащиеся предварительно изучат самостоятельно. Вполне, возможно, что учитель дополнительно к самостоятельной проработке материала в начале урока обратит внимание на наиболее сложные положения темы, по которой затем предстоит решать задачи. Их текст должен быть перед глазами у каждого ученика, поскольку на слух он воспринимается тяжело. Желательно, хотя это и займет какое-то время, задачу все же зачитать перед тем, как приступить к решению. Учитель должен сделать акцент на некоторых ее принципиальных положениях (например, являются ли оскорблением слова, содержащиеся в записке «Кто не может работать головой, тот работает руками"). Ответы на большинство задач по праву далеко не очевидны. Ив этом нет ничего удивительного. Задача есть срез социальной жизни во всем ее разнообразии. Вот почему в процессе решения задач, как правило, высказываются разные позиции. Основой для их решения является закон. Именно положения закона, да к тому же хорошо усвоенные, помогут правильно решить задачу.  Решение задачи – сложная умственная операция, требующая «подвести под закон» конкретную ситуацию или «наложить  закон» на конкретную ситуацию. Только затем можно дать ответ, законны ли действия того или иного человека (организации), указанные в задаче. Данная форма проведения урока предполагает обращение учителя к возможностям учащихся  мыслить на конкретных примерах. Обычно здесь проявляют себя ученики с развитой первой сигнальной системой, те, у кого абстрактное мышление не является сильной стороной. Возможно, это будут как раз те ученики, которые не очень активно проявили себя на уроке – дискуссии. У учителя будет возможность похвалить их за работу на уроке вселить в них уверенность в своих силах (пример приложение 1).

              3. Урок – деловая игра. Это очень сложная форма проведения уроков. Поскольку деловые игры требуют огромных затрат энергии учителя, учащихся, времени, то практиковать их нужно крайне редко, пожалуй, один или два раза в учебном году. Есть и другие ограничения на использование этой формы проведении уроков. В принципе любую задачу по любой теме можно развернуть в деловую игру в виде судебного процесса, на котором  рассматривается тот или иной спор (задача) (приложение 1). Но для этого надо знать правила проведения судебного заседания, а они изучаются в конце учебного курса. Деловая игра – это своего рода кульминация изучения данного курса, и планировать ее нужно на окончание учебного года, на завершающий этап изучения, когда учащиеся смогут продемонстрировать все свои знания, полученные на уроках по праву.

Информация о работе Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних в системе права