Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 05:40, курсовая работа
Я хотел бы обратить Ваше внимание на то, что за неимением других доступных
источников уголовного законодательства дореволюционного периода, при
рассмотрении вопроса «Умысел в Российском законодательстве в дореволюционный
период» я воспользовался трудом великого русского учёного Н.С. Таганцева. На
мой взгляд, профессор уголовного права не мог необъективно отразить реалии
законодательства того времени.
В связи с тем, что наши современники пользовались в своей практической
деятельности при применении норм уголовного права в большинстве своём
Уголовным кодексом 1960 года, при изучении данного вопроса я выделил
особенности определения умысла в данном законе отдельным пунктом.
1. Введение...............................3
2. Определение умысла в Российском уголовном законодательстве:
a) Умысел в Российском законодательстве в дореволюционный период...4
b) Уголовное законодательство Советской России.............12
c) Умысел в уголовном праве России по УК РСФСР 1960 г.......17
d) Определение умысла в действующем уголовном законодательстве...22
3. Заключение............................31
4. Список литературы.......................33
Юридический Институт МВД РФ
Владивостокский филиал
Кафедра уголовного права, уголовного процесса и
уголовно-исполнительного права.
2. Определение умысла в Российском уголовном законодательстве:
a) Умысел в Российском
законодательстве в
b) Уголовное законодательство Советской России.............12
c) Умысел в уголовном праве России по УК РСФСР 1960 г.......17
d) Определение
умысла в действующем
3. Заключение....................
4. Список литературы.............
1. Введение.
По моему мнению, изучение субъективной стороны преступления является более
сложным моментом в постижении слушателями элементов состава преступления. С
этим же столкнулся и я при изучении данного вопроса. В своей работе я не
стремился охватить все признаки данного элемента состава преступления.
Поскольку подробное изучение целого элемента состава преступления требует
достаточно много времени, большого количества специальной научной
литературы, я выбрал для самостоятельного изучения тему: умысел и его виды.
Как известно, законодателем выделяется две формы вины: умысел и
неосторожность. В свою очередь умысел подразделяется на прямой и
косвенный (ст. 25 УК РФ), а неосторожность
- на легкомыслие и небрежность (ст. 26 УК РФ). Однако данная классификация
получила законодательное закрепление лишь в Уголовном Законе
1996 года. В
предыдущем Уголовном
точка зрения на этот счёт, поэтому я решил проследить особенности
законодательного закрепления такой формы вины как умысел в Уголовном
законодательстве предыдущих лет. Поэтому свою работу я структурировал
следующим образом: Введение; Умысел в Российском законодательстве в
дореволюционный период; Уголовное законодательство Советской России; Умысел в
уголовном праве России по УК 1960 года; Определение умысла в действующем
уголовном законодательстве.
Я хотел бы обратить Ваше внимание на то, что за неимением других доступных
источников уголовного законодательства дореволюционного периода, при
рассмотрении вопроса «Умысел в Российском законодательстве в дореволюционный
период» я воспользовался трудом великого русского учёного Н.С. Таганцева. На
мой взгляд, профессор уголовного права не мог необъективно отразить реалии
законодательства того времени.
В связи с тем, что наши современники пользовались в своей практической
деятельности при применении норм уголовного права в большинстве своём
Уголовным кодексом 1960 года, при изучении данного вопроса я выделил
особенности определения умысла в данном законе отдельным пунктом.
2. Определение умысла в Российском уголовном законодательстве:
2. (a) Умысел в Российском
Уголовное уложение (ст. 48) определяет, таким образом, понятие умышленной
виновности: преступное деяние почитается умышленным, не только когда
виновный желал его учинения, но также когда он сознательно допускал
наступление обусловливающего преступность сего деяния последствия.
По поводу этого определения в объяснительной записке указано: понятие умысла
или вины умышленной определяется двумя признаками — сознанием совершаемого и
направлением воли,
хотением (в современном
Хотение составляет главный момент этого вида виновности, так как желать или
даже и допускать что-либо возможно только при сознании желаемого. Поэтому
комиссия в свое определение первого вида умысла и внесла только момент
хотения, не упоминая о сознании действующего, хотя, само собой разумеется,
что при разрешении в каждом отдельном случае вопроса об умышленности этого
рода суд должен, прежде всего, установить наличность сознания, а потом уже
определить направление воли действовавшего. Подобного же воззрения на
существо умышленной вины держалось и Уложение 1845 г.
Поэтому умысел, оставляя пока в стороне его подразделения, может быть определен
как сознательное
и водимое направление
деянием может быть называемо деяние, сознаваемое и водимое деятелем в момент
его учинения. Таким образом, первым элементом умысла является сознательная
деятельность, т.е. наличность соотношения между событием, вызванным во внешнем
мире деятельностью лица, и представлением, которое существует совершившемся у
деятеля[1].
Первой из простых форм такой сознательной деятельности было бы полное
равенство представления и действительности, в то время как происшедшее
является простым снимком, копией образов, созданных творческой работой
мышления.
Но такого тождества между предполагаемым и выполненным мы почти не встречаем
в действительности и, в особенности в области уголовного права, в связи с
ограниченностью
нашей психической
которые соответствуют понятию преступного деяния. Да такого тождества и не
требует вменение в вину, ставящее условием умышленности наличность сознания.
Умысел предполагает, например, представление о конкретном благе, на которое
направляется посягательство, так что юридически нельзя говорить об умысле
вообще на убийство, на кражу, на ниспровержение правительства, а необходимо,
чтобы умысел был направлен на жизнь какого-либо лица, на взятие какого-либо
предмета; но, с другой стороны, эта определенность объекта не означает
сознания всей совокупности его индивидуальных черт, а иногда ограничивается
только определением общих условий места и времени посягательства.
Таким образом, по мнению Таганцева, умышленным убийцей будет тот, кто решился
убить всякого, кого он встретит в данном месте, а равно и тот, кто из мести к
жителям данной деревни отравил колодец, из которого они берут для питья воду,
хотя бы последствием этого и было отравление кого-либо, случайно проходившего
через деревню. Мы называем убийство умышленным, как скоро действовавший
сознавал, что он направляет свой выстрел в человека, что последствием выстрела
будет смерть лица; умышленность убийства не зависит от того, знал ли
стрелявший, сколько лет жертве, красива ли она или дурна, больна или здорова и
т.д.; если виновный предполагал ошибочно, что он стреляет в брюнета, а не в
блондина и т.п., он, тем не менее, остается убийцей
[2].
Далее, кроме объекта, реальный характер умышленного преступного деяния
предполагает известную специализацию способа и средств действия, если мы
только говорим о преступной воле как о причине преступного действия. Но и в
этом отношении определение порядка действия и средств выполнения может быть
сделано только в общих чертах, так как виновный мог и не знать тех химических
или механических процессов, путем которых задуманное должно было
осуществляться. Мало того, даже иногда более или менее существенное отклонение
от предположенного порядка деятельности и в особенности хода вызванных ею
результатов не устраняет умышленности. Таганцев считает, что на этом основании
должен быть признан умышленным убийцей тот, кто, желая утопить другого, бросил
его в реку, а оказалось, что сброшенный умер не от утопления, а оттого, что,
падая, ударился о камень и пробил себе череп
[3].
По мнению Таганцева, кроме сознания, умысел заключает в себе и другой момент
— хотение, направление нашей воли к практической деятельности,
представляющийся не менее, если даже не более важным. Всякая виновность есть
виновность воли, а, следовательно, и виновность умышленная, ибо только
волевым актам могут быть придаваемы эпитеты "злой", "добрый". Этот момент
хотения также представляется сложным как относительно своего содержания, так
и относительно своего сформирования.
Известные соприкосновения наши с предметами окружающего нас мира, проявления
наших инстинктов, известные состояния нашего организма, особенно соединенные
с воспоминаниями об испытанных уже нами ощущениях удовольствия или
неприятности, даже просто творчество нашего ума, нашей фантазии порождают в
нас представления о возможных наших действиях, о возможных изменениях в
окружающем нас мире или в наших отношениях к нему, изменениях, могущих
доставить нам ощущение приятного в обширном смысле, удовлетворение; подобные
представления, рассматриваемые не как акты или процессы мышления, а с их
жизнетворческой стороны, стремящейся к созиданию, сохранению или разрушению