Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 20:34, курсовая работа
Цель исследования - выявить особенности эволюции правового регулирования борьбы с организованной преступностью в России.
Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
1) изучить понятие организованной преступности;
2) исследовать историю возникновения организованной преступности в России;
3) проанализировать уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью в России.
Введение………………………………………………………………..…............3
ГЛАВА I. ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК УГРОЗА ЦИВИЛИЗОВАННОМУ ГОСУДАРСТВУ……………......................5
Понятие и признаки организованной преступности. ……..….………........5
История организованной преступности в России……..….……..................8
ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ ……………………………………...……………..............15
2.1. Развитие законодательства о борьбе с организованной преступностью в России………………………..…….......................................................................15
2.2. Правоохранительные органы в борьбе с организованной преступностью .................................................................................................................................23
2.3 Современный этап борьбы с организованной преступностью...................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..........................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………......35
За многие годы, практически до конца 80–х годов, не удалось создать такого аппарата, который анализировал бы и в региональном, и в межрегиональном масштабах расстановку преступных сил, связи между преступными группами и их лидерами, особенности отношений в этой среде, знание которых имеет большое значение для организации и тактики ОРД.
К 1989 году, когда достаточно четко проявились особенности организованной преступности, вертикальные и горизонтальные связи её структур, система её “активной обороны“, основанная на коррупции в государственном аппарате и террористических методах подчинения, лавинообразном вторжении в экономику, стала очевидной необходимость создания специализированной службы для борьбы с организованной преступностью, и она была образована в виде 6–го управления МВД РФ, по инициативе которого созданы межрегиональные подразделения. В МВД РФ было создано самостоятельное 6–е управление, в управлениях внутренних дел оперативно – розыскные бюро, разработана Концепция МВД РФ по борьбе с организованной преступностью. В соответствии с этой концепцией определены задачи оперативно–розыскных бюро:
- проведение разведывательно-поисковых мероприятий, направленных на добывание, сбор и анализ сведений об организованных преступных сообществах, негласное проникновение в их структуры, выработка мер противодействия;
- борьба с устойчивыми преступными сообществами и их коррумпированными связями;
- направление информации в аппараты уголовного розыска, борьбы с преступлениями в сфере экономики, оперативные подразделения по исправительным делам, совместное проведение крупномасштабных операций по разоблачению преступных структур;
- информирование соответствующих органов власти и управления о состоянии и тенденциях организованной преступности.
В феврале 1992 г. в МВД России образованно Главное управление по организованной преступности (ГУОП). Структура этого специализированного главка построена так, что обеспечивает руководство разведывательной деятельностью, взаимодействие с другими оперативными службами МВД России и с соответствующими службами других государств, централизованную обработку оперативной информации, в том числе поступающей из других служб криминальной милиции, аналитико–исследовательскую работу, необходимую для констатации признаков организованной преступной деятельности, осуществление линейных функций на разных направлениях, непосредственное руководство межрегиональным управлением и подразделениями, действующими в наиболее криминогенных регионах России. Начальнику ГУОП даны полномочия, необходимые для концентрации сил при возникновении сложных ситуаций, требующих одновременного проведения оперативно–розыскных и следственных действий на нескольких направлениях.
В 1998 году ГУОП преобразовано в Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД России. В 2001 году ГУБОП было включено в состав Службы криминальной милиции МВД России. Летом 2003 года в составе ГУБОП был создан Центр "Т". Он был образован на базе специального оперативно-розыскного бюро (ОРБ), уже несколько лет действующего при ГУБОП. Центры “Т” были созданы также во всех федеральных округах.
В 2004 году в рамках административной реформы федеральных ведомств на базе ГУБОП (Главного управления по борьбе с организованной преступностью) был образован Департамент. Тогда же в названии подразделения появилась борьба с терроризмом. В оперативное подчинение ДБОПиТ (Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом) переведены, кроме Центра "Т", Центр специального обеспечения (Центр "С") и отряд милиции специального назначения "Рысь". Функции по обеспечению деятельности штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона возложены на Центр оперативного управления МВД.
В структуру Службы по борьбе с организованной
преступностью входили: Департамент; оперативно-розыскные
бюро Главных управлений МВД России по
федеральным округам; управления и отделы
по борьбе с организованной преступностью
МВД, ГУВД и УВД субъектов Российской Федерации.
Указ президента РФ № 1316 от 6 сентября
2008 года «О некоторых вопросах Министерства
внутренних дел Российской Федерации»25,
предполагает реорганизацию этих подразделений.
Их личный состав сохраняется полностью.
Почти в полном составе подразделения
БОПа перешли в уголовный розыск, департамент
экономической безопасности и департамент
по противодействию экстремизму. Подавляющее
большинство - в уголовный розыск, где
созданы оперативно-разыскное бюро номер
два и оперативно-разыскные части, другие
специализированные подразделения. В
результате резко улучшилась координация
сотрудников разных подразделений, были
сломаны многие бюрократические барьеры,
возросла скорость принятия решений. Чтобы
решить, какой отдел будет заниматься
тем или иным преступлением, уже не требуются
многочисленные согласования26.
2.3.
Современный этап борьбы
с организованной преступностью
В октябре 2009 года Государственная
Дума России приняла поправки
в Уголовный и Уголовно-
Следует отметить,
что член преступной группировки, неуспевший
преступить закон, в случае его сотрудничества
со следствием может быть освобожден от
уголовной ответственности. Еще одним
дополнением нового варианта уголовного
законодательства является практически
полное исключение условных видов наказаний
за групповые преступления. Осужденные
за подобные деяния получат право на условно-досрочное
освобождение только по истечении 3/4 срока
наказания (ранее – 2/3).
Правоохранительные органы Европы отмечают, что криминальные структуры из России и СНГ стремятся проникнуть в среду чиновников, политиков, найти людей, которые смогут небескорыстно лоббировать их интересы. Полицию серьезно беспокоит рост прибыли русской мафии и то, что эти средства будут вкладываться в подкуп чиновников и расширение легальной сферы деятельности.
Анализ имеющихся данных о
представителях криминального
С октября 2009 года, уже после принятия изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, правоохранительными органами государств СНГ были задержаны более двух десятков «воров в законе».
С 2004 года после принятия в Грузии специального закона, вводившего большие тюремные сроки за членство в организованных преступных группировках, в тюрьму было заключено 30 из более чем 300 грузинских «воров в законе». Остальные выехали за рубеж. Определенная часть перебрались в страны Восточной и Западной Европы, но большинство направились в Россию.
В 2006 году в результате ухудшения отношений между Грузией и Россией российские правоохранительные органы предприняли меры по задержанию и депортации на историческую родину многих грузинских авторитетов.
Преступный мир очень гибко приспосабливается к таким факторам, как «прозрачность» границ и различия норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства в странах-участницах СНГ. В настоящее время наблюдается консолидация криминалитета для проникновения во власть, отмывания преступно нажитых доходов и достижения других целей. Многие современные криминальные сообщества носят транснациональный характер, обладают связями практически во всем мире. Особенно это характерно для таких видов преступности, как торговля оружием, людьми и человеческими органами, радиоактивными материалами, наркотическими средствами, психотропными веществами, разбои и грабежи, фальшивомонетничество, «отмывание» денег и преступления в кредитно-банковской сфере. Преступные группировки вышли за рамки одного государства и являются межгосударственными и межнациональными. Криминальные группировки характеризуются четкой иерархической структурой и разграниченными функциями. Чтобы противостоять консолидации преступного мира, необходима координация усилий и взаимодействие всех государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью. От компетентных органов требуется более тесное сотрудничество в нормативно-правовой и законодательной сферах, прежде всего в плане их гармонизации и приведения в соответствие с международными требованиями.
Борьба с организованной преступностью является одним из приоритетных направлений деятельности государств Содружества Независимых Государств. В настоящее время правоохранительным органам государств-участников СНГ необходимо совместно вести целенаправленную борьбу с этим общественно опасным явлением. В рамках СНГ борьба с организованной преступностью на современном этапе осуществляется согласно Межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2008-2010 годы, принятие которой было обусловлено необходимостью системного развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в противодействии современным вызовам и угрозам .
Изменения в уголовное законодательство в сфере борьбы с организованной преступностью в СНГ ввели уже ряд стран. В настоящее время в Республике Казахстан и Украине проводится комплексная работа всех заинтересованных компетентных органов по доработке национального законодательства и приведение его в соответствие с международными нормами.
Целенаправленную работу по ужесточению уголовного преследования за членство в организованных преступных группах с 2003 года проводят и правоохранительные органы Литвы. О результатах проведенной реформы литовские силовики рассказали на международной конференции при поддержке ОБСЕ на тему «Координация деятельности государственных органов и организация их взаимодействия в борьбе с организованной преступностью», прошедшей в МВД Кыргызской Республики 25 ноября 2009 года. Эксперты заявили о необходимости продолжения совместных усилий для укрепления международной платформы сотрудничества, повышения взаимодействия компетентных органов стран Содружества с международными и региональными организациями (ООН, ОБСЕ, АТЦ СНГ, РАТС ШОС и ОДКБ) .
В
большинстве стран СНГ уже
ратифицирована Конвенция ООН по
борьбе с транснациональной
В борьбе с организованной преступностью целесообразно действовать не только путем ее уголовного преследования, но и использовать специальные методы воздействия на молодежь, для чего проводить активную профилактическую работу среди населения. Очень важным фактором повышения эффективности борьбы с преступностью является информационная и идеологическая пропаганда, посредством которой можно формировать в сознании общества нетерпимость к криминалитету.
Деятельность независимых друг от друга преступных групп, обладающих признаком организованности, можно проследить с дореволюционной России по настоящее время. В настоящее время организованная преступность активно эволюционирует, оказывая обратное негативное влияние на все сферы жизни общества и является недостаточно изученным явлением, в том числе в криминологическом и уголовно-правовом аспектах.
Существует большое количество форм деятельности, характерных для организованной преступности. Подход к их юридической оценке должен быть следующим. Во-первых, возможность применения действующего законодательства. Во-вторых, предлагаемой нормы об организации, руководстве или участии в преступном сообществе с позиции того, что соответствующие действия могут охватываться понятиями ''организация'', ''руководство'' или ''участие''. Для этого, конечно, необходимо учитывать результаты научных исследований и правоприменительную практику. Особую роль здесь должен играть Пленум Верховного Суда РФ, имеющий возможности давать нормативное судебное толкование. Поскольку закон на все случаи жизни создать невозможно, то в указанных выше, а также могущих возникнуть в будущем ситуациях, целесообразно опираться на складывающуюся практику правоприменительной деятельности как на надежный критерий истины.
На протяжении многих лет в юридической теории наблюдалось стремление обосновать официальные политические доктрины, и это сдерживало объективный анализ действительности, а в итоге негативно сказывалось и на оценке фактической расстановки сил в борьбе с преступностью, и на теоретической разработке организационно–тактических форм борьбы с преступностью, адекватных такой расстановке.
Проблема организованной преступности не только не исследовалась, но и не ставилась. В этом и состояло одно из противоречий общества: в его структурах уже функционировала теневая экономика, определённые эшелоны государственной и партийной власти были поражены коррупцией, внутри страны и за рубежом действовали многие связи, порожденные иерархией преступных отношений, но интересы официальных политических доктрин не позволяли все это квалифицировать как организованная преступность и, соответственно, разрабатывать эффективные меры борьбы с ней.
Законодательная база о борьбе с организованной преступностью постоянно совершенствуется. Деятельность государственных органов, ориентированная на принятие мер уголовно-правового воздействия, не исчерпала себя, однако нужны новые подходы к созданию системы эффективного контроля за уровнем организованной преступности в стране, а также к минимизации степени коррупции в обществе. Причем новые подходы должны гармонично дополнять действующие классические меры.