Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:29, курсовая работа
Цель моей работы как можно полнее раскрыть данную тему, осветив наиболее важные моменты, необходимые для ее понимания и изучения. Передо мной стоят следующие задачи: определить, что же такое меры пресечения, дать им понятие, выделить их основные черты; выявить, чем они отличаются от других мер уголовно-процессуального принуждения, какова их роль в уголовном процессе; узнать основания и порядок применения, отмены или изменения мер пресечения, ссылаясь на статью нового Уголовно-процессуального Кодекса РФ;
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Понятие мер пресечения, основания и порядок избрания мер пресечения…………………………………………………………………………5
1.1 Понятие мер пресечения…………………………………………………….5
1.2 Основания и порядок избрания мер пресечения……………………………7
Глава 2. Система мер пресечения………………………………………………13
2.1 Подписка о невыезде………………………………………………………...13
2.2 Личное поручительство……………………………………………………..15
2.3 Наблюдение командования воинской части……………………………….16
2.4 Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым…..18
2.5 Залог…………………………………………………………………………..19
2.6 Домашний арест……………………………………………………………...23
2.7 Заключение под стражу……………………………………………………..25
Глава 3. Порядок отмены или изменения мер пресечения……………………34
Заключение………………………………………………………………………36
Используемая литература……………………………………………………….37
«Меры пресечения на территории муниципального образования могут быть применены к кандидату в депутаты представительного органа местного самоуправления, кандидату на должность выборного должностного лица местного самоуправления только по постановлению (определению) суда; к кандидату в депутаты Государственной Думы РФ – только по постановлению (определению) Верховного Суда РФ[3]».
По общему правилу, мера пресечения может быть избрана только в отношении обвиняемого. При избрании меры пресечения лицу уже должно быть предъявлено обвинение в совершении уголовно-наказуемого деяния с соблюдением уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство этого процессуального действия.
В исключительных случаях при наличии необходимых условий и обстоятельств мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого. При этом обвинение должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу – в тот же срок с момента задержания. Указанный срок не может быть продлен. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется (ст. 100 УПК РФ). Предъявление обвинения до истечения установленного законом 10-суточного срока предполагает выполнение следующих действий: объявление обвиняемому и его защитнику, если он участвует в уголовном деле, постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого; разъяснение существа предъявленного обвинения, прав обвиняемого, что удостоверяется подписями обвиняемого, его защитника и следователя на постановлении.
Закон не раскрывает понятия «исключительный случай» применительно к избранию мер пресечения в отношении подозреваемого, поскольку исключительность может вызываться различными обстоятельствами, заключить которые в строгие рамки закона не представляется возможным. В каждой конкретной ситуации вопрос, относится ли данный случай к исключительным, должен решаться дознавателем, следователем, прокурором либо судом самостоятельно, исходя из материалов уголовного дела и личности подозреваемого. Однако представляется, что одним из основных признаков исключительности является тяжесть совершенного преступления. С учетом этого следовало бы ограничить возможность меры пресечения к подозреваемым только в отношении лиц, которым инкриминируется совершение тяжких и особо тяжких преступлений [4]. Также можно сказать, что исключительность предполагает случаи отсутствия достаточных доказательств для предъявления подозреваемому обвинения на момент избрания меры пресечения или ситуации, когда обвинение невозможно своевременно предъявить в результате стихийного бедствия или иных исключительных обстоятельств, например, начала военных действий.
Законность и обоснованность избрания мер пресечения находится в непосредственной зависимости от законности и обоснованности привлечения лица в качестве обвиняемого, от правильной квалификации его действий[5]. Незаконное и необоснованное привлечение лица в качестве обвиняемого влечет и незаконное применение в отношении его меры пресечения.
Статья 101 УПК РФ определяет порядок вынесения постановления и определения об избрании меры пресечения. Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор или судья выносит постановление. А суд – определение, содержащее указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и основания для избрания этой меры пресечения.
Постановление (определение) должно быть мотивированным. В нем отражается информация о преступлении, в котором подозревается или обвиняется лицо (указывается пункт, часть, статья УК РФ), основания для избрания этой меры пресечения, изложенные в ст. 97 УПК РФ, а также обстоятельства, которые учтены при избрании меры пресечения, предусмотренные ст. 99 УПК РФ. Если меры пресечения избираются дознавателем, следователем по указанию прокурора, это должно быть отражено в соответствующем постановлении о применении меры пресечения. Такое указание прокурор обязан дать в письменной форме.
Объявление указанного постановления (определения) в устной форме лицу, в отношении которого оно вынесено, законом не предусмотрено. Необходимо вручить его копию вышеуказанному лицу, а также защитнику или законному представителю по их просьбе. Такая просьба должна быть зафиксирована письменно. Вручение этих документов производится под роспись. Обязанность их вручения возложена на должностное лицо, вынесшее постановление (определение) об избрании меры пресечения. Подозреваемому, содержащемуся под стражей, эти документы могут быть вручены через администрацию места заключения.
Порядок обжалования решения об избрании меры пресечения, установленный ст. 123-126 УПК РФ, разъясняется лицу, в отношении которого она избрана, под роспись одновременно с вручением копии постановления (определения) об избрании меры пресечения.
Глава 2. Система мер пресечения.
2.1 Подписка о невыезде и надлежащем поведении.
Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении с учетом общественной опасности совершенного преступления может применяться к лицам, как правило, имеющим постоянное место жительства, занятия, семью, когда вероятность их уклонения от следствия и суда незначительна[6].
На основании постановления о применении меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении подозреваемый, обвиняемый дают подписку о том, что до окончания предварительного расследования, судебного разбирательства они обязуются не покидать постоянное или временно место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или судьи; в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд; иным путем препятствовать производству по уголовному делу (ст. 102 УПК РФ). При этом подозреваемому, обвиняемому вручается копия постановления об избрании данной меры и разъясняется, что в случае нарушения указанных обязательств к нему может быть применена более строгая мера пресечения – домашний арест или заключение под стражу. Кроме того, необходимо разъяснить, что о перемене места жительства или места пребывания в пределах одного города также следует уведомлять указанных лиц[7].
Место жительства или временного нахождения, из которого не должен отлучаться обвиняемый, подозреваемый, определяет орган, избирающий меру пресечения с учетом возможностей и интересов лица, к которому применяется данная мера.
Под местом пребывания имеются в виду: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно. Под местом жительства подразумеваются: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, дом для престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
Обязательство иным путем не препятствовать производству по уголовному делу предполагает соблюдение запрета на совершение действий, угрожающих потерпевшему, свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства.
Подписка о невыезде и надлежащем поведении существенно ограничивает право гражданина на свободу передвижения, выбор места жительства (пребывания). Он может сохранять обычный уклад жизни, однако не имеет право отлучаться на длительный срок, менять место жительства или выезжать за пределы города (района, области) постоянного или временного проживания, указанного в подписке. Любая отлучка не должна превышать двое суток. Но должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело, вправе разрешить покидать место жительства во время производства предварительного расследования, судебного разбирательства.
О невозможности явки по вызову в назначенный срок лицо, давшее подписку о невыезде и надлежащем поведении, обязано заблаговременно известить дознавателя, следователя, прокурора, судью. Такое извещение должно быть письменно зафиксировано и приобщено к материалам уголовного дела.
2.2 Личное поручительство
Личное поручительство состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица, о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым следующих обязательств: в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд; иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Специфическими условиями данной меры пресечения являются: 1) наличие письменного ходатайства одного или нескольких поручителей, которое должно быть приобщено к материалам уголовного дела; 2) согласие лица, в отношении которого дается поручительство – оно должно быть документально зафиксировано и получено до ее избрания и лицу должно быть под роспись разъяснено, что в случае не надлежащего его поведения, уклонения от явки по вызову к нему может быть применена более строгая мера пресечения; 3) разъяснение поручителю существа подозрения или обвинения (квалификация совершенного деяния, обстоятельства его совершения), а также его обязанностей и ответственности, связанные с выполнением личного поручительства (ст. 103 УПК РФ).
Лиц, которые могут быть поручителями, называет обвиняемый, подозреваемый, либо эти лица сами обращаются в органы предварительного расследования, прокуратуру или суд. В качестве поручителей выступают родственники, соседи, друзья или хорошие знакомые обвиняемого, подозреваемого. Эти лица не должны иметь судимости, находиться под следствием и судом, быть в иных конфликтах с законом. Они должны обладать авторитетом и уважением по месту работы и жительства. Они могут занимать ответственную должность в органах государственной власти, управления, в общественных и иных организациях. Такие лица должны быть в состоянии, в том числе с учетом их физического здоровья, обеспечить надлежащее поведение подозреваемого, обвиняемого и его явку по вызову.
О принятии личного поручительства отбирается подписка, в которой в обязательном порядке, наряду с отметкой о разъяснении существа подозрения или обвинения, делается запись о разъяснении поручителю его обязанностей и ответственности. Обязанности поручителя заключаются в том, что он должен обеспечить явку подозреваемого, обвиняемого по вызову и надлежащее его поведение, не препятствующее производству по уголовному делу[8].
Если подозреваемый, обвиняемый уклоняется от явки или иным путем препятствует производству по уголовному делу, на поручителя в судебном порядке может быть наложено денежное взыскание в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда, в порядке установленном ст. 118 УПК РФ.
Поручитель (поручители) вправе в любой момент отказаться от поручительства. Такой отказ должен быть оформлен письменно и приобщен к материалам уголовного дела. В этом случае при необходимости дознаватель, следователь, прокурор, судья решают вопрос об избрании иной меры пресечения.
2.3 Наблюдение командования воинской части
Наблюдение командование воинской части за подозреваемым, обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в приятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом следующих обязательств: в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд; иным путем не препятствовать производству по уголовному делу (ст. 104 УПК РФ). Такое наблюдение заключается в постоянном присмотре за военнослужащим и гражданином, проходящим военные сборы; в ограничениях, связанных с запретом ношения оружия, назначением в караул и другие ответственные наряды, направления на работу вне части в одиночном порядке, увольнения в городской отпуск и в иных мерах, предусмотренных общевоинскими уставами. Эта мера пресечения допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого, которое должно быть выражено в письменной форме и получено до избрания данной меры пресечения.
С учетом особенностей статуса военнослужащего по призыву и порядка прохождения им военной службы к нему может быть применена лишь одна из двух мер пресечения: наблюдение командования воинской части или заключение под стражу. «Это правило распространяется и на гражданина, проходящего военные сборы и действует на период таких сборов. Избранная мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части после прохождения указанных сборов отменяется или изменяется при наличии к тому оснований, поскольку гражданин выбыл из сферы воинских правоотношений»[9].
Постановление об избрании указанной меры пресечения направляется командованию воинской части, а его копия вручается лицу, в отношении которого оно вынесено. В постановлении должно быть разъяснено существо подозрения или обвинения: обстоятельства совершения преступления, его квалификация. При этом могут сообщаться и иные сведения, необходимые для надлежащего исполнения возложенных на командование воинской части обязательств. Оно должно письменно уведомить дознавателя, следователя, прокурора и судью о принятии указанного постановления к исполнению и об установлении наблюдения.