Общие условия производства следственных действий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:56, курсовая работа

Описание

Изложенные обстоятельства обусловили выбор темы настоящего исследования.
Целью моей курсовой работы является выяснение правовой природы следственных действий, формирование их системы и рассмотрения общих условий производства следственных действий с выявлением проблем, которые возникают на различных этапах производства следственных действий.

Содержание

введение
Понятие и классификация следственных действий
Общие правила производства следственных действий
Правила производства следственных действий
Протокол следственного действия.
Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия.
Участие в следственных действиях специалиста, переводчика, понятых.
Общие приемы проведения следственных действий:
Проблемы, характерные для производства следственных действий. Пути и способы их решения.
Проблема участия понятых в уголовном процессе
Проблема реализации принципа неприкосновенности жилища
Проблема этики производства следственных действий
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)

Эти действия характеризуются следующими признаками:

  1. Решение о производстве того или иного следственного действия принимает следователь или суд.
  2. В соответствии с законом следователь принимает решение об осмотре, эксгумации трупа (при согласии родственников), освидетельствовании, производстве допроса, следственного эксперимента и др.
  3. На основе судебного решения производится осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыск или выемка в жилище, личный обыск (за исключением случаев, предусмотренных  ст. 93 УПК РФ – случаев не терпящих отлагательства), выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, наложение ареста на корреспонденцию и ее выемку в учреждениях связи, контроль и записи телефонных и иных переговоров[1].

В целях обеспечения прав и законных интересов граждан не допустимо производить следственные действия в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

При производстве следственных действий недопустимо применять насилие, угрозы и иные незаконные меры, а также создавать условий опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.

Следователь, привлекая к участию в следственных действиях участников и иных участвующих в деле лиц, удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего действия. При этом потерпевший, свидетель, эксперт, специалист, переводчик предупреждаются об ответственности по ст. 307-308 УК РФ.

При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации изъятия следов преступления и иных доказательств. Лица, участвующие в этих действиях, должны быть заранее предупреждены о применении технических средств.

К участию в производстве следственных действий может быть привлечено должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем должна быть сделана отметка в протоколе.

Многие следственные действия (к примеру, задержание, обыск, выемка) непосредственно представляют собой и меры процессуального принуждения. Если какое либо следственное действие не является одновременно мерой процессуального принуждения, то все равно так или иначе затрагивает или может затронуть чьи-то права и интересы.

Поэтому первое непременное требование, предъявляемое к любому следственному действию, состоит в том, чтобы оно совершалось только при наличии к тому достаточных оснований. Обоснованность следственного действия предполагает, в частности, чтобы любое принуждение, ограничение либо стеснение прав и законных интересов при этом были лишь в меру их действительной необходимости, т.е. были оправданы условия конкретной ситуации. [2]

Второе предъявляемое к следственному действию требование: оно непременно должно быть законно. А это значит, что в ходе производства любого следственного действия является обязательным строгое соблюдение установленного законом процессуального порядка его осуществления, предусматривающие предел дозволенного и недозволенного. Тем самым не только гарантируются права и законные интересы участвующих в производстве следственного действия лиц, но одновременно обеспечивается и процессуальная доброкачественность получаемых при этом фактических данных, то есть их относимость и допустимость в качестве доказательств по конкретному делу.

Третьим требованием следовало бы считать положением о том, что производство следственных действий должно также основываться на надлежащих нравственных принципах и нормах. Этого требует ряд положений действующего процессуального законодательства.

Производство следственных действий допускается лишь при наличии данных условий:

1.      Наличие возбужденного уголовного дела (ст.140 УПК РФ).

2.      Наличие специального основания для производства именно этого следственного действия.

3.      Следственное действие осуществляется лицом, принявшим дело к производству, либо по его поручению.

4.      Протоколирование. Результаты и ход производства следственного действия оформляются протоколом. Без составления соответствующего протокола производство следственного действия бессмысленно.

Помимо этих условий общего порядка многие исследователи к правовым основаниям следственных действий относят совокупность более конкретных нормативных предписаний, отражающих специфику того или иного способа собирания доказательств и признаваемых достаточными для принятия решения о его проведении.[3]

Применительно к таким следственным действиям, как допрос обвиняемого, назначение экспертизы, основанием их проведения служит определенный юридический факт (ст.ст. 173, 195 УПК РФ), порождающий обязанность следователя произвести соответствующее действие. Конкретные основания проведения всех других следственных действий выводятся из совокупности предписаний, образующих программу принятия решения о проведении следственного действия. К ним относятся указания, определяющие вид искомой информации (цель следственного действия), допустимые источники ее получения и достаточность фактических данных о возможности достижения цели.

Иногда правовые основания проведения следственных действий сводят к требуемым законом и надлежащем оформленным постановлениям органов расследования. Получается, что следственные действия, не оформляемые постановлениями: осмотр, допрос, очная ставка и некоторые другие могут проводиться и при отсутствии правовых оснований. В действительности же вынесение постановлений и производстве таких следственных действий, как обыск, выемка, освидетельствование, получение образцов, является дополнительным условием проведения следственного действия, вытекающим из мотивировки принятого решения. Это условие получает объяснение в характере перечисленных действий: каждое из них представляет собой более существенное, чем остальные, стеснение прав граждан. Вынесение постановления служит гарантией законных интересов граждан, так как побуждает следователя еще раз обсудить вопрос о достаточности исходной информации.

Кроме того, участники следственного действия, знакомясь с постановлением, уясняют основания и пределы ограничения их прав, получают возможность при обжаловании постановления конкретно указать, в чем, по их мнению, состоит его незаконность.

Несколько иной смысл имеет постановление о назначении экспертизы: оно служит средством управления познавательной деятельности эксперта и гарантией законных интересов обвиняемого.

К числу предусмотренных законом условий, образующих правовые основания проведения следственных действий, относятся постановления на основании судебного решения об обыске, выемке почтово-телеграфной корреспонденции, выемке документов, составляющих государственную тайну (ст.ст.182, 185 УПК РФ). Так как выше описанные следственные действия должны производиться на основании судебного решения это служит еще одной дополнительной гарантией конституционного принципа неприкосновенности личности, неприкосновенности жилища, тайны переписки, а также интересов государства, связанных с охраной государственной тайны. Усиление гарантий неприкосновенности жилища, охраны личной жизни граждан, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, закрепление их в Конституции РФ придает этим действиям особо важное значение.[4]

Таким образом, правовые основания следственных действий выступают в виде системы нормативных предписаний, на разных уровнях обуславливающих возможность проведения того или иного действия.

Получив возможность проведения необходимо выбрать, помня о том, что специфика каждого следственного действия определяется совокупностью элементов про­цессуального и тактического характера, и в число которых входят:

1. Поводы для производства следственного действия.

2. Место производства следственного действия, кем оно определяется.

3. При наличии каких данных оно проводится.

4. Круг участников.

5. Обязательные условия процессуального характера, несоблюдение которых нарушает права других лиц (наличие санкции прокурора).

6. Определенные действия, совершаемые участвующими лицами, последовательность их совершения.

7. Характер сведений, получаемых в процессе производства.

8. Лицо, действия которого в первую очередь определяют направление данного следственного мероприятия.

9. Способ фиксации.

Учитывая все это, необходимо соблюсти процессуальные требования к проведению следственного действия, а именно – документарное закрепление в виде протокола.

 

Протокол следственного действия.

Каждое следственное действие выполняется в установленном законом порядке и надлежащим образом оформляется. Это достигается посредством составления протоколов. Протокол – документ, отражающий порядок, содержание и результаты того или иного действия, который составляют в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания. Закон определяет необходимые реквизиты, которые должны содержаться в протоколе, такие как место, время составления, участники того действия, по поводу которого составляется протокол, содержание самого действия, полученные результаты. В том случае, если производство действия сопровождалось использованием научно-технических средств, об этом также должно быть указано в протоколе. К протоколу прилагаются фотографические негативы, снимки, кинолента, диапозитивы, фонограммы, слепки, схемы, пленки, оттиски следов. Протокол должен быть удостоверен подписями следователя и всех лиц, участвующих в производстве соответствующего действия, которые при этом вправе давать свои замечания на запись в протоколе.

Пункт 9 ст. 166 УПК РФ содержит новое правило, которое призвано обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников и близких лиц. В этих целях в протоколе не приводятся данные о личности потерпевшего, его представителя, свидетеля. Следователь, с согласия прокурора, выносит постановление, в котором приводятся причины принятия решения о сохранении в тайне этих сведений, называется псевдоним участника данного действия и приводится образец его подписи, которым он в дальнейшем будет пользоваться. Постановление помещается в запечатанный конверт, который приобщается к делу.[5]

В отличие от ранее действовавшего УПК РСФСР факт отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в следственном действии, должен быть удостоверен не только самим следователем, но и защитником, законным представителем или понятыми, если они участвовали в этом действии. Об этом должна быть сделана соответствующая запись в протоколе. В протоколе должны быть изложены объяснения лица, отказавшегося подписать этот протокол.

Если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель не могут подписать протокол в силу физических недостатков или состояния здоровья, ознакомление с текстом протокола этих лиц производится в присутствии защитника, законного представителя или понятых, которые своими подписями подтверждают содержания протокола и факт невозможности его подписания. От приглашения постороннего лица, которое с согласия допрошенного удостоверит своей подписью правильность записи его показаний, новый УПК отказался.

 

Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия.

Для получения судебного решения о производстве следственного действия следователь выносит постановление, согласовывает его с прокурором и возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия (ч. 1 ст. 165 УПК РФ). Согласно приложениям 6, 38, 40, 41 к УПК РФ все эти решения следователь оформляет одним письмен­ным процессуальным документом – постановлением о возбуждении перед судом ходатайства о производстве следственного действия. Это постановление подписывается следователем, затем прокурором (в случае его согласия) и затем направляется в суд. В случае необходимости вместе с постановлением в суд могут быть направлены также материалы, обосновывающие необходимость производства данного следственного действия.

В случае отказа прокурора дать согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственного действия следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Вышестоящий прокурор может принять одно из следующих решений:

1) дать согласие на возбуждение перед судом ходатайства о получении разрешения на производство следственного действия;

2) поручить сделать это надзирающему прокурору;

3) согласиться с надзирающим прокурором и отказаться дать согласие на возбуждение перед судом соответствующего ходатайства.

В соответствии с ч. 2 ст. 165 УПК РФ ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства.

Для обоснования ходатайства в судебном заседании вправе участвовать прокурор и следователь.

Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

В отличие от ч. 10 ст. 108 УПК РФ, в которой прямо предусмотрена возможность кассационного обжалования решения судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом, в ст.ст. 29, 165 УПК РФ не закреплено право кассационного обжалования решения суда о разрешении производства следственного действия или отказа в этом.

Однако анализ п. 50–52 ст.ст. 5, ст.ст. 127, 165, ч. 5 ст. 355 УПК РФ позволяет сделать вывод о возможности такого обжалования.

Такой вывод мы делаем на основании следующих положений УПК РФ: в соответствии со ст. 165 ходатайства о производстве следственного действия рассматриваются в судебном заседании:

Информация о работе Общие условия производства следственных действий