Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:00, курсовая работа
Цель нашего исследования – проанализировать явление коррупции и методы его предупреждения в зарубежных странах и в Российской федерации. Задачи, поставленные нами таковы:
* рассмотреть коррупцию как социально-историческое явление, найти наиболее точное определение, выявить основные формы и виды коррупции;
* проанализировать генезис и формирование коррупции в Российской Федерации с момента ее становления как самостоятельного независимого государства, выявить основные проблемы борьбы с противозаконным использованием служебного положения;
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Коррупция как социально-историческое явление
1.1. Понятие коррупции………………………………………………………………………..5
2.1. Виды и формы проявления коррупции………………………………………………...8
Глава 2. Коррупция в государственной системе Российской Федерации
с 1991 г. по настоящее время
2.1. Коррупция в Российской Федерации.………………………………………………….12
2.2. Проблемы борьбы с коррупцией в органах власти.....................................................15
Глава 3. Предупреждение коррупции в аппарате государственного управления:
опыт зарубежных стран и российские перспективы
3.1 Антикоррупционная политика в зарубежных странах и РФ………………………..18
3.2. Механизмы предупреждения коррупции в Российской Федерации………………24
Заключение…………………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………………………….
4) деятельность вышеназванных субъектов как в целях личного обогащения, так и в интересах других лиц либо корпоративных интересах.
Таким образом, коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении общества и государства, когда государственные служащие, лица, уполномоченные на выполнение государственных и иных управленческих функций, в том числе и в частном секторе, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности вопреки интересам службы и установленным нормам права и морали в целях личного обогащения или в групповых интересах.
Что касается коррупции в органах власти, то, по нашему мнению, ее можно определить как - социальное явление, заключающееся в разложении органов власти, когда государственные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности вопреки интересам службы и существующим нормам права и морали в целях личного обогащения или в групповых интересах.
1.2. Виды и формы проявления коррупции
В одном из международных
документов, направленных на борьбу с
коррупцией, а именно в Межамериканской
конвенции против коррупции, подписанной
государствами-участниками
- вымогательство
или получение прямо или
- любое действие
или несовершение действия при
исполнении своих обязанностей
правительственным чиновником
- мошенническое
использование или сокрытие
- ненадлежащее
использование
- ненадлежащее
использование
- переадресование
правительственным чиновником
Достаточно распространенной формой коррупции в США является «кикбэкинг». Его схема проста: участники сговора устно договариваются заключить сделку по одним ценам, а официальное соглашение подписывают по более высоким. Часть разницы передается должностным лицам, которые разрешили сделку, то есть дается скрытая взятка.
Помимо таких традиционных форм коррупции, как получение взяток и злоупотребление служебным положением, на наш взгляд, дополнительно можно выделить следующие виды проявления коррупции:
· непосредственное участие должностных лиц и государственных служащих, депутатов в коммерческой деятельности для извлечения личной или корпоративной прибыли;
· использование служебного положения для "перекачки" государственных денежных средств в целях их "обналичивания" и похищения в коммерческие структуры;
· предоставление льгот для своей корпоративной группы (политической, религиозной, национальной, клановой и т.п.) с отвлечением государственных ресурсов;
· использование служебного положения для воздействия на СМИ для получения личной и корпоративной выгоды;
· использование должностными лицами и государственными служащими подставных лиц и родственников в коммерческих структурах в целях личного обогащения;
· использование служебного положения для манипулирования информацией (искажение, непредоставление, затягивание сроков выдачи и т.п.) в целях извлечения личной и корпоративной выгоды;
· лоббирование
решений о принятии нормативных
актов в узкогрупповых интереса
· предоставление государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных претендентов13.
Отдельные проявления коррупции в каждом конкретном случае еще не являются неоспоримым доказательством факта коррумпированности. Они становятся таковыми лишь в определенных комбинациях и при наличии так называемых внешних признаков коррупции (индикаторов).
Невозможно предложить исчерпывающий перечень таких внешних признаков, однако целесообразно выделять как минимум две их группы: социально нейтральные индикаторы и необходимо присущие (или сигнальные).
Социально нейтральные индикаторы относительно поведения и деятельности должностного лица:
· приватные
длительные переговоры с предпринимателями-"
· необоснованное резкое изменение материального благосостояния;
· отсутствие свободного времени, отказ от очередного отпуска, присутствие на работе при болезнях;
· "подбрасывание" после работы домой транспортом сторонних лиц;
· неожиданный интерес к работе других служб и ведомств, не входящих в непосредственную компетенцию чиновника (вмешательство в работу других служащих);
· открытая передача дорогостоящих подарков;
· неожиданная смена точки зрения на рассматриваемый вопрос;
· обособление, замкнутость;
· ведение так называемой двойной жизни (на работе - простой, ничем не примечательный чиновник, а после работы – постоянный клиент дорогих ресторанов, увеселительных заведений и т.д.);
· побочная деятельность в определенной области (например, "консультирование" фирмы-просителя).
Необходимо присущие или "сигнальные индикаторы ":
· режим наибольшего
благоприятствования при
· неоднократная победа в конкурсах одной и той же организации либо предпринимателя;
· работа по различным проектам только с одной и той же организацией на протяжении продолжительного времени;
· заключение долгосрочных договоров аренды, поставок продукции на заведомо невыгодных для государства условиях;
· заключение договоров без оговорки штрафных санкций и заведомое неприменение последних в случаях нарушений договорных обязательств;
· большое количество искажений в расчетах в пользу конкретной организации или лица при подготовке проектов предложений для подрядов, составлении смет и т.п.;
· отсутствие регистрационных штампов на письмах, поступающих от органов государственной власти;
· последующее за проведением тендера снижение расчетных сумм по сравнению с первоначально заявленными.
Коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения. В большинстве случаев факты подкупа не влекут за собой жалоб, так как обе стороны получают выгоду от незаконной сделки. Даже вымогательство взятки не всегда будет обжаловано, поскольку люди в различных странах не питают доверия к процессу борьбы с коррупцией. И этому есть достаточно объективных и субъективных оснований. Коррупционные действия обычно совершаются в специфических видах государственной деятельности, где непрофессионалу разобраться достаточно трудно. Коррупция имеет высочайшую приспособительную способность. Она непрерывно видоизменяется и совершенствуется, а основная ее особенность - латентность. Поэтому нигде нет сколько-нибудь полных или хотя бы репрезентативных данных об этом явлении, еще меньше виновных лиц, предстающих перед уголовным судом, и лишь единицам из них, причем самой низшей категории, назначается реальное уголовное наказание.
Глава 2. Коррупция в государственной системе Российской Федерации с 1991 г. по настоящее время и проблемы борьбы с ней.
2.1. Коррупция в Российской Федерации.
С 1991 г. в России принято свыше 270 нормативных правовых актов, в которых использовался термин «коррупция». По признанию высшего должностного лица государства — Президента РФ, коррупция поразила все уровни государственного аппарата. В марте 1998 г. на парламентских слушаниях «Проблемы правового и организационного обеспечения борьбы с коррупцией» было отмечено, что особую тревогу вызывают преступления, связанные с коррупцией. Данные по коррупции перестали быть информацией для служебного пользования, они открыты и доступы общественности. Тем самым не только органы государственного управления, но и граждане могут оценить масштабы коррупции и их опасность для общества, государства и личности. Повсеместное распространение криминального лоббизма, корыстного сговора должностных лиц, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета, необоснованная и убыточная для общества передача государственного имущества в управление коммерческим структурам, создание лжепредприятий, незаконные внешнеэкономические операции, совмещение государственной службы с участием в коммерческих организациях, неправомерное вмешательство в деятельность правоохранительных органов составляют главную угрозу существованию государства и общества14.
Особую тревогу вызывает коррупциогенность законодательства. Общее пренебрежение к процедуре принятия законов позволяет принимать законодательные решения, за которыми стоят корыстные интересы. Возникла необходимость принятия закона о лоббизме и закона о процедуре принятия законов. Коррупция поразила правоохранительные органы. Пресечению коррупции противостоят созданные коммерческими и криминальными структурами технически оснащенные специальные по сути службы безопасности. Метастазы коррупции поразили не только федеральные органы власти, но и органы государственной власти субъектов РФ.
Материалы Комитета Государственной Думы по безопасности и созданной в 2004 г. Комиссии ГД по противодействию коррупции свидетельствуют о том, что Госдума проводила в рамках своих полномочий большую законодательную, аналитическую, просветительскую работу, однако, несмотря на предпринимаемые меры по противодействию коррупции, ситуация с каждым годом ухудшается.
Очевидны проблемы с подбором кадров на госслужбу, в том числе проникновение людей, стремящихся к личной наживе, имеющих связи с коммерческими и криминальными структурами. В связи с этим Правительство Москвы создало Московский городской университет управления, в котором целенаправленно ведется подготовка кадров для госслужбы.
На первом этапе становления рыночных отношений были известные просчеты реформ и тяжелые последствия «шоковой терапии», и на этом фоне возобладали тенденции коррупции. Естественно образовалась цепочку — если можно брать взятки в одной сфере, то почему бы так не поступать в другой; если средства массовой информации говорили о массовом взяточничестве сотрудников ГАИ как всеми осознанном и легально существующем, то медсестра, дав ему взятку, «отрабатывала» ее на своих пациентах. В результате коррупция приобрела всеобщий характер. Вторым всеобщим фактором процветания коррупции стало то, что государство, провозгласив себя социальным и правовым, таковым не стало, своими непродуманными действиями по переходу к рынку само порождало правонарушения и преступления. По определению В.Е. Гулиева, «такое государство можно считать криминогенным», а «власть превращается в криминогенное государство — институт, порождающий асоциальное, поведение»15. Нельзя проигнорировать вывод М.Б. Горного, основанный на аналитических материалах авторитетной международной организации Transparency International: «Россия ... входит в двадцатку наиболее коррумпированных стран мира и приближается, если не достигла уже, к тому уровню, когда коррупция станет основным препятствием на пути развития нашей страны»16. Автор с осторожностью подходит к подобным формулировкам, но все же усматривает в них адекватную оценку состояния российского общества. Коррупция оказывает непосредственное воздействие на механизмы государственного управления и на большинство экономических процессов, приводит к вырождению власти в инструмент преступной эксплуатации гражданского общества. Являясь сложным социальным феноменом, коррупция ведет к дисфункции государственного аппарата управления, грозит «упадком» всей системе нормально функционирующих социальных связей17. В конце 90-х гг. потери от коррупции в России достигали уже 25% ВВП18. И в то же время по свидетельству руководства МВД РФ, число дел, возбужденных против коррупционеров, было крайне малым. Отсюда напрашивается вывод, что государство крайне нерешительно и малоэффективно вело борьбу с коррупцией, не случайно и то, что российские граждане проявляют низкий уровень доверия правоохранительным органам.