Предупреждение коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:00, курсовая работа

Описание

Цель нашего исследования – проанализировать явление коррупции и методы его предупреждения в зарубежных странах и в Российской федерации. Задачи, поставленные нами таковы:
* рассмотреть коррупцию как социально-историческое явление, найти наиболее точное определение, выявить основные формы и виды коррупции;
* проанализировать генезис и формирование коррупции в Российской Федерации с момента ее становления как самостоятельного независимого государства, выявить основные проблемы борьбы с противозаконным использованием служебного положения;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Коррупция как социально-историческое явление
1.1. Понятие коррупции………………………………………………………………………..5
2.1. Виды и формы проявления коррупции………………………………………………...8
Глава 2. Коррупция в государственной системе Российской Федерации
с 1991 г. по настоящее время
2.1. Коррупция в Российской Федерации.………………………………………………….12
2.2. Проблемы борьбы с коррупцией в органах власти.....................................................15
Глава 3. Предупреждение коррупции в аппарате государственного управления:
опыт зарубежных стран и российские перспективы
3.1 Антикоррупционная политика в зарубежных странах и РФ………………………..18
3.2. Механизмы предупреждения коррупции в Российской Федерации………………24
Заключение…………………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

0248600_5B49B_preduprezhdenie_korrupcii_v_apparate_gosudarstvennogo_upravl.doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)

4) деятельность вышеназванных субъектов как в целях личного обогащения, так и в интересах других лиц либо корпоративных интересах.

Таким образом, коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении общества и государства, когда государственные  служащие, лица, уполномоченные на выполнение государственных и иных управленческих функций, в том числе и в частном секторе, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности вопреки интересам службы и установленным нормам права и морали в целях личного обогащения или в групповых интересах.

Что касается коррупции  в органах власти, то, по нашему мнению, ее можно определить как - социальное явление, заключающееся в разложении органов власти, когда государственные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности вопреки интересам службы и существующим нормам права и морали в целях личного обогащения или в групповых интересах.

 

1.2. Виды и формы проявления коррупции

 

В одном из международных  документов, направленных на борьбу с  коррупцией, а именно в Межамериканской  конвенции против коррупции, подписанной  государствами-участниками Организации  американских государств 29 марта 1996 г. в столице Венесуэлы г. Каракасе, названы следующие "случаи коррупции":

- вымогательство  или получение прямо или косвенно  правительственным чиновником или лицом, которое выполняет государственные обязанности, любого предмета, имеющего денежную стоимость, или иной выгоды в виде подарка, услуги, обещания или преимущества для себя или иного физического или юридического лица в обмен на любое действие или несовершение действия при исполнении им своих государственных обязанностей, а также предложение или предоставление таких предметов или выгод указанным лицам;

- любое действие  или несовершение действия при  исполнении своих обязанностей  правительственным чиновником или  лицом, выполняющим государственные  обязанности, в целях незаконного  получения выгоды для себя  или третьего лица;

- мошенническое  использование или сокрытие имущества,  полученного в результате совершения указанных действий;

- ненадлежащее  использование правительственным  чиновником или лицом, исполняющим государственные обязанности, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого имущества, принадлежащего государству, компании или учреждению, в которых государство имеет имущественную долю, если чиновник или лицо, исполняющее государственные обязанности, имеет доступ к этому имуществу вследствие или в процессе исполнения своих обязанностей;

- ненадлежащее  использование правительственным  чиновником или лицом, исполняющим государственные обязанности, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого рода секретной или конфиденциальной информации, которую этот чиновник или лицо, выполняющее государственные обязанности, получили вследствие или в процессе выполнения ими своих обязанностей;

- переадресование  правительственным чиновником независимому  учреждению или частному лицу  в целях, не связанных с теми, для которых они были предназначены, для своей выгоды или выгоды третьего лица, любого принадлежащего государству движимого или недвижимого имущества, денежных средств или ценных бумаг, которые такой чиновник получил вследствие своего служебного положения в целях распоряжения, хранения или по другой причине».

Достаточно  распространенной формой коррупции  в США является «кикбэкинг». Его  схема проста: участники сговора  устно договариваются заключить  сделку по одним ценам, а официальное  соглашение подписывают по более  высоким. Часть разницы передается должностным лицам, которые разрешили сделку, то есть дается скрытая взятка.

Помимо таких  традиционных форм коррупции, как получение  взяток и злоупотребление служебным положением, на наш взгляд, дополнительно можно выделить следующие виды проявления коррупции:

· непосредственное участие должностных лиц и  государственных служащих, депутатов в коммерческой деятельности для извлечения личной или корпоративной прибыли;

· использование  служебного положения для "перекачки" государственных денежных средств в целях их "обналичивания" и похищения в коммерческие структуры;

· предоставление льгот для своей корпоративной  группы (политической, религиозной, национальной, клановой и т.п.) с отвлечением государственных ресурсов;

· использование служебного положения для воздействия на СМИ для получения личной и корпоративной выгоды;

· использование  должностными лицами и государственными служащими подставных лиц и родственников в коммерческих структурах в целях личного обогащения;

· использование служебного положения для манипулирования информацией (искажение, непредоставление, затягивание сроков выдачи и т.п.) в целях извлечения личной и корпоративной выгоды;

· лоббирование решений о принятии нормативных  актов в узкогрупповых интересах;

· предоставление государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных претендентов13.

Отдельные проявления коррупции в каждом конкретном случае еще не являются неоспоримым доказательством  факта коррумпированности. Они становятся таковыми лишь в определенных комбинациях и при наличии так называемых внешних признаков коррупции (индикаторов).

Невозможно  предложить исчерпывающий перечень таких внешних признаков, однако целесообразно выделять как минимум две их группы: социально нейтральные индикаторы и необходимо присущие (или сигнальные).

Социально нейтральные  индикаторы относительно поведения  и деятельности должностного лица:

· приватные  длительные переговоры с предпринимателями-"просителями";

· необоснованное резкое изменение материального благосостояния;

· отсутствие свободного времени, отказ от очередного отпуска, присутствие на работе при болезнях;

· "подбрасывание" после работы домой транспортом  сторонних лиц;

· неожиданный  интерес к работе других служб  и ведомств, не входящих в непосредственную компетенцию чиновника (вмешательство в работу других служащих);

· открытая передача дорогостоящих подарков;

· неожиданная  смена точки зрения на рассматриваемый  вопрос;

· обособление, замкнутость;

· ведение так  называемой двойной жизни (на работе - простой, ничем не примечательный чиновник, а после работы – постоянный клиент дорогих ресторанов, увеселительных заведений и т.д.);

· побочная деятельность в определенной области (например, "консультирование" фирмы-просителя).

Необходимо  присущие или "сигнальные индикаторы ":

· режим наибольшего  благоприятствования при оформлении документов или рассмотрении проекта определенного заявителя, участника конкурса;

· неоднократная  победа в конкурсах одной и  той же организации либо предпринимателя;

· работа по различным проектам только с одной и той же организацией на протяжении продолжительного времени;

· заключение долгосрочных договоров аренды, поставок продукции  на заведомо невыгодных для государства  условиях;

· заключение договоров  без оговорки штрафных санкций и заведомое неприменение последних в случаях нарушений договорных обязательств;

· большое количество искажений в расчетах в пользу конкретной организации или лица при подготовке проектов предложений  для подрядов, составлении смет и  т.п.;

· отсутствие регистрационных штампов на письмах, поступающих от органов государственной власти;

· последующее  за проведением тендера снижение расчетных сумм по сравнению с  первоначально заявленными.

Коррупция имеет  не только скрытый, но и согласительный характер совершения. В большинстве случаев факты подкупа не влекут за собой жалоб, так как обе стороны получают выгоду от незаконной сделки. Даже вымогательство взятки не всегда будет обжаловано, поскольку люди в различных странах не питают доверия к процессу борьбы с коррупцией. И этому есть достаточно объективных и субъективных оснований. Коррупционные действия обычно совершаются в специфических видах государственной деятельности, где непрофессионалу разобраться достаточно трудно. Коррупция имеет высочайшую приспособительную способность. Она непрерывно видоизменяется и совершенствуется, а основная ее особенность - латентность. Поэтому нигде нет сколько-нибудь полных или хотя бы репрезентативных данных об этом явлении, еще меньше виновных лиц, предстающих перед уголовным судом, и лишь единицам из них, причем самой низшей категории, назначается реальное уголовное наказание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Коррупция в государственной системе Российской Федерации с 1991 г. по настоящее время и проблемы борьбы с ней.

 

2.1. Коррупция в Российской Федерации.

 

С 1991 г. в России принято свыше 270 нормативных правовых актов, в которых использовался термин «коррупция». По признанию высшего должностного лица государства — Президента РФ, коррупция поразила все уровни государственного аппарата. В марте 1998 г. на парламентских слушаниях «Проблемы правового и организационного обеспечения борьбы с коррупцией» было отмечено, что особую тревогу вызывают преступления, связанные с коррупцией. Данные по коррупции перестали быть информацией для служебного пользования, они открыты и доступы общественности. Тем самым не только органы государственного управления, но и граждане могут оценить масштабы коррупции и их опасность для общества, государства и личности. Повсеместное распространение криминального лоббизма, корыстного сговора должностных лиц, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета, необоснованная и убыточная для общества передача государственного имущества в управление коммерческим структурам, создание лжепредприятий, незаконные внешнеэкономические операции, совмещение государственной службы с участием в коммерческих организациях, неправомерное вмешательство в деятельность правоохранительных органов составляют главную угрозу существованию государства и общества14.

Особую тревогу  вызывает коррупциогенность законодательства. Общее пренебрежение к процедуре принятия законов позволяет принимать законодательные решения, за которыми стоят корыстные интересы. Возникла необходимость принятия закона о лоббизме и закона о процедуре принятия законов. Коррупция поразила правоохранительные органы. Пресечению коррупции противостоят созданные коммерческими и криминальными структурами технически оснащенные специальные по сути службы безопасности. Метастазы коррупции поразили не только федеральные органы власти, но и органы государственной власти субъектов РФ.

Материалы Комитета Государственной Думы по безопасности и созданной в 2004 г. Комиссии ГД по противодействию коррупции свидетельствуют о том, что Госдума проводила в рамках своих полномочий большую законодательную, аналитическую, просветительскую работу, однако, несмотря на предпринимаемые меры по противодействию коррупции, ситуация с каждым годом ухудшается.

Очевидны проблемы с подбором кадров на госслужбу, в том числе проникновение людей, стремящихся к личной наживе, имеющих связи с коммерческими и криминальными структурами. В связи с этим Правительство Москвы создало Московский городской университет управления, в котором целенаправленно ведется подготовка кадров для госслужбы.

На первом этапе становления рыночных отношений были известные просчеты реформ и тяжелые последствия «шоковой терапии», и на этом фоне возобладали тенденции коррупции. Естественно образовалась цепочку — если можно брать взятки в одной сфере, то почему бы так не поступать в другой; если средства массовой информации говорили о массовом взяточничестве сотрудников ГАИ как всеми осознанном и легально существующем, то медсестра, дав ему взятку, «отрабатывала» ее на своих пациентах. В результате коррупция приобрела всеобщий характер. Вторым всеобщим фактором процветания коррупции стало то, что государство, провозгласив себя социальным и правовым, таковым не стало, своими непродуманными действиями по переходу к рынку само порождало правонарушения и преступления. По определению В.Е. Гулиева, «такое государство можно считать криминогенным», а «власть превращается в криминогенное государство — институт, порождающий асоциальное, поведение»15. Нельзя проигнорировать вывод М.Б. Горного, основанный на аналитических материалах авторитетной международной организации Transparency International: «Россия ... входит в двадцатку наиболее коррумпированных стран мира и приближается, если не достигла уже, к тому уровню, когда коррупция станет основным препятствием на пути развития нашей страны»16. Автор с осторожностью подходит к подобным формулировкам, но все же усматривает в них адекватную оценку состояния российского общества. Коррупция оказывает непосредственное воздействие на механизмы государственного управления и на большинство экономических процессов, приводит к вырождению власти в инструмент преступной эксплуатации гражданского общества. Являясь сложным социальным феноменом, коррупция ведет к дисфункции государственного аппарата управления, грозит «упадком» всей системе нормально функционирующих социальных связей17. В конце 90-х гг. потери от коррупции в России достигали уже 25% ВВП18. И в то же время по свидетельству руководства МВД РФ, число дел, возбужденных против коррупционеров, было крайне малым. Отсюда напрашивается вывод, что государство крайне нерешительно и малоэффективно вело борьбу с коррупцией, не случайно и то, что российские граждане проявляют низкий уровень доверия правоохранительным органам.

Информация о работе Предупреждение коррупции