Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:00, курсовая работа
Цель нашего исследования – проанализировать явление коррупции и методы его предупреждения в зарубежных странах и в Российской федерации. Задачи, поставленные нами таковы:
* рассмотреть коррупцию как социально-историческое явление, найти наиболее точное определение, выявить основные формы и виды коррупции;
* проанализировать генезис и формирование коррупции в Российской Федерации с момента ее становления как самостоятельного независимого государства, выявить основные проблемы борьбы с противозаконным использованием служебного положения;
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Коррупция как социально-историческое явление
1.1. Понятие коррупции………………………………………………………………………..5
2.1. Виды и формы проявления коррупции………………………………………………...8
Глава 2. Коррупция в государственной системе Российской Федерации
с 1991 г. по настоящее время
2.1. Коррупция в Российской Федерации.………………………………………………….12
2.2. Проблемы борьбы с коррупцией в органах власти.....................................................15
Глава 3. Предупреждение коррупции в аппарате государственного управления:
опыт зарубежных стран и российские перспективы
3.1 Антикоррупционная политика в зарубежных странах и РФ………………………..18
3.2. Механизмы предупреждения коррупции в Российской Федерации………………24
Заключение…………………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………………………….
На современном этапе развития международное сообщество убеждено в необходимости в первоочередном порядке проводить согласованную политику, направленную на защиту общества от коррупции, включая принятие соответствующего национального и международного законодательства и превентивных мер в этой сфере. Данное обстоятельство обусловлено тем, что коррупция является одной из наиболее обсуждаемых проблем. В связи с этим международное сообщество с середины XX в. разрабатывает правовые нормы и организационные средства, направленные на предупреждение и пресечение коррупции.
Одними из первых международных документов в исследуемой сфере являются Декларация ООН "О борьбе с коррупцией и подкупом при международных коммерческих сделках" от 16 декабря 1996 г., а также Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3514 (XXX) от 15 декабря 1975 г., в которой осуждаются все виды коррупции, включая взяточничество, практикуемые транснациональными и другими корпорациями, их посредниками и другими причастными к этому сторонами в нарушение законов и правил принимающих сторон. В 1989 г. под эгидой Организации Объединенных Наций прошел международный семинар по проблемам коррупции в сфере государственного управления, результаты которого послужили серьезной предпосылкой для рассмотрения этой проблемы на VIII Конгрессе ООН.
Предоставляя проект резолюции этому Конгрессу, Экономический и Социальный Совет высказал рекомендацию, согласно которой, поскольку коррупция среди государственных должностных лиц может свести на нет потенциальную эффективность всех видов правительственных программ, затруднить развитие и создать угрозу для отдельных лиц и групп людей, в высшей степени важно, чтобы все государства:
1) рассмотрели
адекватность своего законодате
2) разработали административные механизмы и механизмы регулирования для предупреждения коррупции и злоупотребления властью, которые должны включать: разработку стратегий по борьбе с коррупцией в качестве особо приоритетных направлений планов экономического и социального развития, которые бы включали элементы по борьбе с коррупцией как неотъемлемую часть соответствующих программ; повышение общественной осведомленности о праве пользоваться государственными услугами и программами и обеспечение эффективных каналов для подачи жалоб; создание надлежащих внутренних процедур управления в правительственных учреждениях для борьбы с коррупцией; принятие мер в рамках правительственных учреждений для обеспечения отчетности, эффективных дисциплинарных мер и средств правовой защиты в отношении государственных служащих; при необходимости совершенствование банковских и финансовых правил и механизмов в целях предупреждения крупных переводов, полученных в результате коррупции;
3) установили
процедуры выявления и
4) разработали
правовые положения для
Проблема борьбы с коррупцией специально обсуждалась и на VIII Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана 1990 г.). В Резолюции, озаглавленной "Коррупция в сфере государственного управления", Конгресс одобрил подготовленное Секретариатом ООН руководство "Практические меры борьбы с коррупцией" и призвал обеспечить его широкое распространение.
Особую заинтересованность в международной борьбе с коррупцией проявил Совет Европы, подтверждением чему является принятие в ноябре 1996 г. Программы действий по борьбе с коррупцией. В рамках данной Программы были подготовлены: Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию.
Особое место в их подготовке было уделено формулировкам понятий "коррупция", использованным в других документах, таких, как Конвенция Европейского союза о борьбе против коррупции должностных лиц Европейского сообщества и должностных лиц государств - членов Европейского союза от 26 мая 1997 г. и Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок от 17 декабря 1997 г.
В ходе подготовки вышеупомянутых Конвенций выявилось, что на сегодняшний день в определении коррупции нет полной ясности и правовой точности, в связи с чем было признано целесообразным рассматривать в Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (1998 г.) понятие коррупции исходя из внутреннего законодательства государств-участников, а в Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (1999 г.) содержится указание на необходимость дать определение коррупции только для целей настоящей Конвенции.
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию принята в Страсбурге 4 ноября 1998 г. и открыта для подписания 27 января 1999 г. По состоянию на апрель 2004 г. ее подписало более 30 государств. Российская Федерация подписала ее в день открытия Конвенции для подписания на основании распоряжения Президента России от 25 января 1999 г. В настоящее время готовятся документы о ее ратификации.
Несмотря на важность Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, необходимо все же отметить, что борьба с коррупцией, которая ведется преимущественно мерами уголовно-правового характера, эффективной не является. Напротив, она может стать опасной для общества и государств, поскольку целиком не исключит коррумпированность государственного аппарата, а лишь повысит ставки за коррупционные действия со стороны должностных лиц. Это также не решит проблемы профессиональной и моральной подготовки государственных служащих, а также разработки методов по минимизации коррупционного поведения должностных лиц аппарата государственного управления.
Данная Конвенция, состоящая из преамбулы и пяти глав: "Использование терминов", "Меры, которые должны быть приняты на национальном уровне", "Контроль за выполнением Конвенции", "Международное сотрудничество государств - участников Конвенции", "Заключительные положения", - обеспечивает на основе общих элементов различных правовых подходов криминализацию широкого круга деяний, включая составы активной и пассивной коррупции, объективная сторона которых совершена должностными лицами государств, иностранных государств, международных и национальных институтов, членами парламентов, ассамблей, судьями, составы активного и пассивного взяточничества в сфере частного предпринимательства; торговлю влиянием; отмывание доходов, полученных от совершения актов коррупции, а также коррупцию в сфере аудита. Кроме того, она содержит другие нормы материального и процессуального права, касающиеся компетенции специализированных служб, ответственности юридических лиц, сотрудничества между ведомствами государств, защиты свидетелей.
Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 г. принята в Страсбурге 9 сентября 1999 г. и открыта для подписания 4 ноября 1999 г. Сторонами Конвенции могут быть как государства - члены Совета Европы, так и государства, не являющиеся его членами, но участвовавшие в ее разработке. Российская Федерация готовится подписать данную Конвенцию.
Конвенция 1999 г. состоит из преамбулы и трех глав:
- "Меры, которые
должны быть приняты на
- "Международное сотрудничество и контроль за выполнением",
- "Заключительные положения".
В Конвенции 1999 г. затронуты следующие аспекты:
- каждая сторона
предусматривает в своем
- такое возмещение
может охватить материальный
ущерб, упущенную финансовую
- каждая сторона
предусматривает в своем
- каждая сторона определяет в своем внутреннем законодательстве надлежащие процедуры, позволяющие лицам, понесшим ущерб в результате акта коррупции, совершенного его публичными должностными лицами в ходе осуществления ими своих функций, требовать возмещения ущерба от государства или в случае, если сторона не является государством, от соответствующих властей данной стороны; помимо этого, государства должны в своем внутреннем законодательстве предусматривать, что объем возмещения ущерба уменьшается или в его возмещении может быть отказано, если истец по собственной вине способствовал причинению ущерба или его усугублению;
- каждая сторона
предусматривает в своем
- каждая сторона
в рамках своего внутреннего
законодательства должна предус
Конвенция о
гражданско-правовой ответственности
за коррупцию предусматривает
Любое государство, которое подписало
или присоединилось к Конвенции, к моменту
вступления ее в силу автоматически становится
членом Группы государств против коррупции
и осуществляет контроль за исполнением
данной Конвенции, руководящих принципов
борьбы с коррупцией и других соглашений
или правовых документов, принятых Советом
Европы в соответствии с Программой действий
против коррупции.
Российская Федерация пока не подписала Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, но стоит отметить, что законодательные акты нашей страны затрагивают некоторые вопросы, урегулированные Конвенцией, но без специального указания на акты коррупции, в частности ст. 168 "Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам", ст. 169 "Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности", гл. 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" ГК РФ.
Во многих государствах постоянно фиксируются факты, свидетельствующие об актуализации проблем борьбы с коррупцией, и, соответственно, ведутся дискуссии о необходимости принятия государствами согласованных действий в деле предупреждения и пресечения этого негативного социального явления. Для предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы требуются в первую очередь эффективные национальные судебные и правоохранительные органы, а также расширение международного сотрудничества в деле борьбы с коррупцией.
Это обусловлено последствиями коррупции, которая угрожает верховенству закона, правам и законным интересам физических и юридических лиц, подрывает основы государственного управления, ведет к искажению условий конкуренции и наносит серьезный урон моральным устоям общества.
Согласно исследованию,
проведенному в Великобритании, в
последние годы размер взяток, выплачиваемых
в мире за год, в суммарном объеме составляет
80 млрд. долл.
При этом абсолютное большинство среди
мировых взяткодателей составляют западные
компании, действующие в развивающихся
странах. Особенно высоки взятки при заключении
контрактов на поставку вооружений.
Так, необходимость
защищать органы государственной власти от разлагающего
влияния коррупции заставила Правительство
США сделать борьбу с коррупцией одним
из приоритетных направлений своей государственной
политики еще в XIX в.
США были первой страной, которая в 1977
г. ввела уголовную ответственность за
коррупцию за рубежом.
По оценкам экспертов США, объем международного взяточничества в 1998 г. составил 30 млрд. долларов.
По утверждению специалистов, международная коррупция наносит не только моральный, но и ощутимый экономический ущерб мировому сообществу, так как значительно увеличивает стоимость проектов.
Способы получения
взяток от иностранных компаний весьма
разнообразны. Среди них часто
выделяют протекционистские меры и
завышенные комиссионные.
Взятка становится формой сделки между
иностранной компанией и государственными
служащими принимающей стороны. Коррупция
государственных служащих отражается
на жизненном уровне граждан принимающей
стороны.
Международное законодательство по борьбе с коррупцией разработано недостаточно. Правовых оснований для судебного преследования компаний или отдельных лиц, занимающихся взяточничеством за пределами национальных границ, до недавнего времени не предусматривалось ни в одной стране.
3.2. Механизмы предупреждения коррупции в Российской Федерации
Приоритетной задачей при создании системы государственного контроля - найти оптимальные варианты распределения контрольной деятельности между различными органами с учетом конкретного предназначения каждого из них.
Для решения
этой задачи необходимо совершенствование каждого из организационных
видов контроля, действующего в системе
государственной власти, налаживания
взаимодействия различных контрольных
органов, совершенствования нормативной
основы функционирования контрольного
механизма и тем самым создания правового
режима государственного контроля в системе
государственной службы нашей страны.
Отсутствие контроля за доходами и расходами
государственных служащих, за выполнением
ими служебных обязанностей, игнорирование
фактов коррупции либо слабое, не основанное
на правовых предписаниях реагирование
во многих случаях являются условиями,
облегчающими совершение коррупционных
правонарушений.