Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:07, курсовая работа
Цель состоит в том, чтобы определить сущность предварительного следствия, выявить пробелы в его правовом регулировании и выработать обоснованные предложения, направленные на совершенствование правоприменительной деятельности.
Сформулированная цель потребовала необходимость решения следующих задач:
1. Показать значение предварительного следствия в уголовном процессе;
2. Раскрыть понятие и задачи предварительного следствия;
3. Проанализировать историю основания и развития предварительного следствия;
4. Рассмотреть предварительное следствие, как форму предварительного расследования;
5. Рассмотреть правовой статус субъектов предварительного следствия;
6. Показать какие Процессуальные акты принимаются и осуществляются в предварительном следствии;
7. Рассмотреть привлечение лица в качестве обвиняемого;
8. Раскрыть механизмы контроля над законностью предварительного следствия;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие предварительного следствия и органы, его осуществляющие….7
2. Процессуальный порядок производства предварительного следствия…13
3.Актуальные проблемы предварительного следствия…………………17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………………………………...…24
Без предварительного следствия невозможно решать задачи, стоящие перед правосудием. Следственный аппарат - это тот инструмент, который позволяет реально влиять на уровень криминогенной обстановки, и этот инструмент, особенно в МВД, износился. Действующие формы расследования проверены многолетней практикой. Вопрос в том, чтобы на имеющемся позитивном фундаменте построить процесс предварительного следствия таким образом, чтобы он, не ущемляя прав граждан, максимально способствовал целенаправленной борьбе с преступностью. При этом своей сущностью он должен способствовать реализации принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление.
В систему органов предварительного следствия входят следователи:
1. прокуратуры;
2. ФСБ;
3.
следственных подразделений
4.
следователи Государственного
Следственный аппарат органов внутренних дел состоит из:
-
Следственного комитета МВД РФ,
который осуществляет
- следственных управлений (отделов) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, которые осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории;
-
следственных отделов (
Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов.
Следователи прокуратуры расследуют дела о таких преступлениях, как убийства, изнасилования, получение взятки, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ, другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим, сотрудниками Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки.
В следственный аппарат прокуратуры входят:
-
Главное следственное
- следственные управления (отделы) прокуратур субъектов РФ, осуществляющие те же функции, что и Главное следственное управление, но на определенной территории;
-
следователи городских,
Аналогично организован следственный аппарат в транспортной, военной прокуратуре и других специализированных прокуратурах.
Следователи Федеральной службы безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или железнодорожного состава и др.
Структура следственного аппарата органов федеральной службы безопасности следующая:
-
Следственное управление
-
следственные управления (отделы) в
территориальных (краевых,
- следственные управления (отделы) органов безопасности в Вооруженных Силах РФ, пограничных и внутренних войсках.
Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от уплаты налогов. Они производят предварительное следствие по делам о некоторых других преступлениях, если их расследование тесно связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производство.
Следственный
аппарат налоговой полиции
-
Главное следственное
- следственные управления (отделы) органов налоговой полиции субъектов Российской Федерации.
Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.
Ведомственный контроль осуществляют следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. По результатам проверки они составляют справку, которую представляют начальнику проверяемого следственного подразделения и своему непосредственному начальнику.
Судебный
контроль за законностью предварительного
следствия осуществляется в ходе
рассмотрения уголовных дел, по которым
осуществлялось предварительное следствие,
а также при рассмотрении жалоб на применение
меры пресечения в виде заключения под
стражу.
2. Процессуальный
порядок производства предварительного
следствия.
Уголовно-процессуальный закон (ст. 164 и др. УПК РФ) установил общие правила производства следственных действий, обязательные для выполнения требования закона.
Кодекс устанавливает, что ряд следственных действий (осмотр трупа - ч. 1 и ч. 2 ст. 178, эксгумация - ч. 3 ст. 178, освидетельствование - ст. 179, обыск - ст. 182, выемка - ст. 183 и др.), производится на основании постановления следователя (ч. 1 ст. 164 УПК РФ). Его решения, облеченного в письменную форму (п. 25 ст. 5 УПК РФ).
В случаях, предусмотренных п. п. 4 - 9 и 11 ч. 2 ст. 29 Кодекса, следственные действия производятся на основании судебного решения.
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 23, ст. 25, ч. 3 ст. 35) и ч. 2 ст. 29 УПК лишь по решению суда допустимы: производство осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыска и (или) выемки в жилище. А так же личного обыска (за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 Кодекса, - личный обыск подозреваемого); выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; наложение ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи. Наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; контроль и запись телефонных и иных переговоров.
Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия определяется ст. 165 УПК РФ. Ему предшествуют получение следователем согласия прокурора о возбуждении перед судом ходатайства о проведении следственного действия и вынесение соответствующего постановления.4
Ходатайство
о производстве следственного действия
рассматривается в срок не позднее
24 часов с момента его
В целях своевременного и полного осуществления возложенных на него задач следователь совершает многообразные, различные по своему характеру действия.
Все эти действия выполняются на основе рассмотренных выше общих условий предварительного следствия.
1. Выбор следственного действия, которое должно быть произведено при расследовании дела, определяется следователем. В зависимости от конкретных обстоятельств дела сам следователь решает, какое именно действие, когда и в какой последовательности производить. Исключением является лишь положение закона об установлении обстоятельств, требующих специальных познаний посредством экспертизы (ст. 80 УПК РФ).
2.
Следователь при расследовании
преступлений не обязан
3.
Каждое следственное действие
представляет собой известное
вторжение в сферу охраняемых
законом прав и интересов,
При выборе, какое именно следственное действие должно быть произведено, следователь должен анализировать имеющиеся у него данные и на основании закона, с учетом рекомендаций, выработанных в следственной тактике, решать, в какой последовательности и какое именно следственное действие произвести. В тех случаях, когда производство следственного действия связано с вторжением в сферу конституционных прав граждан, закон требует вынесения мотивированного постановления, гарантией законности которого служит получение на его проведение санкции от прокурора или судебного решения.
4. При производстве следственных действий должны соблюдаться права его участников и иных участвующих в расследовании лиц.
В
тех случаях, когда к участию
в расследовании допущен
5.
Производство следственных
6.
При выборе того или иного
следственного действия
Значимость
решений и действий, предпринимаемых
следователем, позволило законодателю
за незаконное осуществление некоторых
из них нести уголовную
А.И. Трусов утверждает, что «привлечение в качестве обвиняемого включает четыре группы действий:
1.
Вынесение постановления о
2. Предъявление обвинения;
3.
Разъяснение и обеспечение
4. Допрос обвиняемого»
Чтобы понять, что означает привлечение в качестве обвиняемого, нужно исходить из норм содержащихся в УК РФ (ст. ст. 19 - 23, 299) и УПК (п. 22 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 47, п. 1 ч. 3 ст. 49, ст. ст. 53, 171, 225, 226, 476 и др.).
Сразу же следует отметить, что термин «привлечение в качестве обвиняемого» содержится лишь в названии гл. 23 УПК РФ. В дальнейшем в законе используются наряду с этим понятием словосочетания «привлечение лица в качестве обвиняемого» и «порядок привлечения в качестве обвиняемого» - ст. 171 УПК РФ.
Важно
также заметить, что предусмотренный
ст. 171 УПК РФ порядок привлечения в качестве
обвиняемого действует при производстве
предварительного следствия.