Прекращение уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:27, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования и степень научной разработанности проблемы. Проводимая в России судебно-правовая реформа, по замыслу ее разработчиков, направлена на качественное изменение деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Корректирование целей уголовной юстиции, становление уголовного процесса охранительного типа влекут изменения устоявшихся представлений о содержании мероприятий, осуществляемых государственными органами и их должностными лицами на всех этапах судопроизводства. Особо подчеркивается необходимость гуманного обращения с лицом, попавшим в сферу уголовно-процессуальных отношений, включая отношения, возникающие между участниками уголовного процесса и органами предварительногорасследования при прекращении уголовного дела (уголовного преследования).

Работа состоит из  1 файл

упп.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

    8. Наиболее проблемными, с точки  зрения правоприменения, являются  такие условия прекращения уголовного  дела (уголовного преследования), как возмещение ущерба и заглаживание вреда,причиненного преступлением, способствование раскрытию преступления. В целях их единообразногопонимания и использования необходимо совершенствование законодательства и особое внимание к его официальному толкованию в этой части.

    9. Структура этапа окончания предварительного  расследования его прекращением  включает в себя: 1) принятие решения; 2) процессуальное оформление решения; 3) получение следователемсогласия руководителя следственного органа или дознавателем согласия прокурора, резолюции начальника органа дознания; 4) исполнение решения; 5) проверку законности и обоснованности принятого решения; 6) применение института реабилитации.

    Принятие  решения - это мыслительная деятельность, в ходе которой происходит оценка обстоятельств дела в целях установления наличия (или отсутствия) основания  и условий для прекращения  уголовного дела (уголовного преследования), а также необходимой их совокупности. Рассматриваемый акт предполагает разрешение как главного вопроса - собственно решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), так и ряда дополнительных: об отмене мерыпресечения, других мер уголовно-процессуального принуждения, о вещественных доказательствах и пр.

    Сопоставление предписаний, которыми уголовно-процессуальный закон устанавливает определенные требования к форме и содержанию постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), показывает, что они не всегда согласованы. Устранению этого недостатка может способствовать не только совершенствование законодательства, но так же разработка и внедрение в практику универсального бланка постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования).

    Исполнение  акта о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) предполагает обязательную реализацию как основного  решения-о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), так и сопутствующих ему. Исполнение основного решения выражается в двух аспектах:процессуальном и организационном. Процессуальный аспект означает прекращение осуществления любых процессуальных действий, продолжающих производство по делу либо уголовное преследование. Организационный -систематизацию материалов дела, его надлежащее оформление, составление отчетно-регистрационных документов, представление их в соответствующие органы и т. п. Имеется острая необходимость в законодательном совершенствовании отдельных элементов исполнения данного уголовно-процессуального акта и, в частности, касающихся формы и содержания уведомленияучастников судопроизводства о принятом решении, процедуры их ознакомления с материалами прекращенного производства, защиты интересов лиц, незаконно подвергнутых в ходе производства по уголовному делу мерам процессуального принуждения.

    10. Решение законодателя не выделять в системе оснований отказа в возбуждении и прекращения уголовного дела самостоятельного основания в виде недостижения лицом возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не оправданно и некорректно с юридической и фактической позиций. Для оптимизации практики прекращения уголовных дел в отношении лиц данной категории, проведения с ними индивидуальной профилактической работы, представляется целесообразным внести необходимые изменения и дополнения в УПК РФ.

    11. Регламентация в УПК РФ основания и порядка принятия решения о прекращении уголовного преследования (уголовного дела) в отношении лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии уменьшенной возрастной вменяемости, не может быть признана удовлетворительной. С учетом прогрессирующей тенденции увеличения количества подростков, имеющих отклонения в психике, возрастания в производстве органов предварительного расследования удельного веса уголовных дел об общественно опасных деяниях несовершеннолетних, характеризующихся отставанием в психическом развитии, целесообразно выделение в УПК РФ отдельной статьи, которой регламентировались бы: 1) основания прекращения уголовного преследования; 2) процессуальные способы их установления в рамках расследования уголовного дела; 3) особенности процедуры прекращения уголовного преследования.

    12. Порядок применения к несовершеннолетнему обвиняемому принудительных мер воспитательного воздействия имеет особенности. К ним относятся: специфика окончания предварительного расследования, направления дела в суд, судебного разбирательства, виды принимаемых решений, их исполнение и отмена в случае неисполнения, что в совокупности предполагает отнесение данного производства к самостоятельной форме окончания предварительного расследования.

    13. Существенные процессуальные ошибки  и нарушения имеют место на  каждом из этапов деятельности  по прекращению уголовно-процессуального производства. Основная причина данного явления состоит в пренебрежительном отношении правоприменителей к праву, т. е. достаточно высоком уровне правового нигилизма следователя (дознавателя). Снизить его уровень можно только посредством осуществления комплекса мер правового и социального характера, в частности, посредством повышения степени профессиональной подготовки работников органов предварительного расследования, формирования соответствующего уровня их правосознания, осуществления должного контроля и надзора за законностью их деятельности.

    14. Судебный контроль за прекращением уголовного дела и уголовного преследования осуществляется как в период досудебного производства, так и при производстве по уголовному делу в судебных стадиях. Вместе с тем контроль суда за прекращением дела (уголовного преследования), осуществляемый в ходе судебного производства, имеет односторонний характер. Он выражается в возможности суда исправить ошибку дознавателя или следователя, которые своевременно не приняли такое решение. Это дает основание утверждать, что в судебном контроле за законностью и обоснованностью решений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) можно выделить два направления: восстановительное и профилактическое.

    Отдельные стороны судебного контроля за окончанием предварительного расследования в форме прекращения уголовного дела, осуществляемого в ходе досудебного производства, не получили четкойрегламентации в законе и однозначного толкования в правоприменении.

    15. Авторская доктринальная модель правового регулирования института прекращения уголовного дела (уголовного преследования).

    Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что разработанные  соискателем концептуальные положения  обогащают общую теорию уголовного процесса и в своей совокупности создают теоретико-методологические предпосылки для решения крупной научной проблемы обеспечения защиты прав и законных интересов личности при прекращении уголовного дела и уголовного преследования.

    Самостоятельная и целостная авторская доктрина открывает новые возможности для дальнейших изысканий, в том числе прикладного характера, касающихся реализации прекращения уголовного дела и уголовного преследования, развивают науку уголовного процесса, в известной мере может служить для переориентации усилий исследователей в данной или сопредельной областях знаний. После соответствующего обоснования в научный обиход вводится ряд новых теоретических понятий и конструкций, способствующих в дальнейшем более глубокому проникновению в существо обсуждаемой проблемы.

    Отдельные фрагменты работы вносят вклад в  развитие общей теории права. Примененные  в работе познавательные подходы  в определенной мере способствуют совершенствованию  методологии научно-исследовательской  деятельности.

    Практическое  значение исследования предполагает его текущую и перспективную востребованность со стороны научно-педагогического сообщества, а также таких субъектов, сфера деятельности которых составляет правотворчество, применение права, правозащиту.

    Положения авторской концепции могут быть использованы для совершенствования ведомственного нормативного регулирования, а также повышения эффективности деятельности следователя, ведомственного процессуального контроля, прокурорского надзора, судебного контроля за досудебнымпроизводством.

    Разработанные автором идеи, рекомендации и предложения могут использоваться в научно-исследовательской, преподавательской работе образовательных учреждений и факультетов юридического профиля. Диссертация содержит материал, необходимый для углубленного изучения уголовного процесса курсантами, слушателями и студентами юридических вузов, переподготовкидознавателей, следователей, руководителей следственных органов.

    Апробация результатов исследования происходила  по нескольким направлениям.

    Основные  положения, выводы и рекомендации исследования отражены в 35 опубликованных работах общим объемом более 54,7 п. л. Монография автора «Прекращение уголовного дела и уголовного преследования: теоретические и организационно-правовые проблемы» разослана ведущим специалистам в области уголовного процесса, криминалистики, в библиотеки юридических вузов, получила положительную оценку в центральной юридической печати.

    Наиболее  значимые положения диссертации  приняты для использования в  учебном процессе Московского университете, Волгоградской, Омской, Нижегородской  академиях МВД России, Казанском, Саратовском, Сибирском, Тюменском, Челябинском  юридических институтах МВД России. Отдельные материалы исследования используются в практической деятельности СК при МВД России, Правового департамента МВД России, ГУВД по Москве, Красноярскому краю, Иркутской, Московской областям, УВДпо Омской области. В ходе проведения исследования автором подготовлены для внедрения научно-практические рекомендации по применению норм Закона от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"», регулирующих прекращение уголовных дел, которые направлены для использования во все регионы страны.

    Теоретические и прикладные положения диссертации  стали предметом обсуждения на 10 научно-практических, международных  и всероссийских конференциях, семинарах, состоявшихся в Москве, Красноярске, Ижевске, Омске.

    Структура диссертации обусловлена внутренней логикой изложения материала. Диссертация  состоит из введения, двух разделов, разделенных на шесть глав, включающих двадцать параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Информация о работе Прекращение уголовного дела