Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:57, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является анализ прокуратуры как органа уголовного преследования, которая, в свою очередь, обусловила следующие задачи исследования;
1. Рассмотрение понятия, значения и сущности уголовного преследования.
2. Изучение особенностей содержания и понятия уголовного преследования.
Понятие "обвинительная власть" позволяет охарактеризовать правовое положение прокурора в уголовных делах, где интерес общества заключается в наказании лица, виновного в совершении преступления, чья вина доказана в порядке, установленном законом. Нормальная форма уголовного процесса, единственно разумная и справедливая, сводится к юридическому спору в суде обвинительной власти, официальным представителем которой призван быть прокурор, с обвиняемым, свободно защищающим себя по вопросам виновности и наказания. В 'этом споре прокуратуре принадлежит право и обязанность от имени государства доказать виновность и требовать наказания, т.е. власть обвинительная или уголовное обвинение. Прокурору же принадлежит право отказаться от обвинения, в том числе в видах целесообразности (например, по основаниям, предусмотренным в ст.ст-23, 25, 26, 28, 427 УПК РК).
Прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении по делам частного и частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами.
Уголовные дела, за исключением уголовных дел, указанных выше, считаются уголовными делами публичного обвинения.
Структурно-уголовное
В силу своей неоднозначности
В ходе судебного производства по уголовному делу он же, прокурор, продолжая выполнять функцию уголовного преследования, поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (ч. 4 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ; отметим, что в соответствии с п. 6 ст. 5 УПК РФ обвинение от имени государства по поручению прокурора в определенных в законе случаях может поддерживать должностное лицо органа дознания).
А когда же и на какой стадии досудебного уголовного процесса формулируется государственное обвинение, и в каком акте оно выражается?
По этому поводу высказаны различные
мнения. Одни ученые (А.Л. Ривлин, С.А. Альперт
и др.) полагают, что государственное
обвинение проявляется уже на
стадии предварительного расследования
в полной мере "с момента привлечения
лица в качестве обвиняемого"5. С
этой точкой зрения, на наш взгляд, согласиться
нельзя. Есть обвинение следственное,
а есть обвинение государственное.
"В стадии предварительного расследования,
- совершенно справедливо пишет по
этому поводу В.С. Зеленецкий, - формируется
и развивается обвинение
Другие ученые (М.Л. Шифман, В.Н. Шпилев
и др.) пришли к выводу, что "прокурор
начинает выполнять функции
Опуская здесь аргументацию10, мы полагаем, что вопрос о возможности и необходимости выдвижения против конкретного лица государственного обвинения решается прокурором по материалам уголовного дела, в котором сформулировано против этого лица следственное обвинение, поступившего к нему с обвинительным заключением или обвинительным актом в порядке ст. ст. 220 и 225 УПК, независимо от ведомства, к которому принадлежит следователь или дознаватель, это уголовное дело расследовавший (прокуратуры, МВД, ФСБ, налоговой полиции). Положительное решение этого вопроса выражается в утверждении им этого документа, вручении копии его обвиняемому и направлении затем данного уголовного дела в суд (ст. 221 - 222, 226 УПК).
Можно в этой связи в принципе
согласиться с В.С. Зеленецким (с
учетом особенностей анализируемого им
действующего в то время уголовно-
Но такая, как сказано, поддерживаемая и нами концепция, думается, не отвечает на вопрос, в каком все же качестве выступает прокурор в процессе предварительного расследования преступлений: только ли в качестве должностного лица, осуществляющего надзор за деятельностью органов и лиц, их осуществляющих, как то предусмотрено приведенной выше ст. 37 УПК?
Позволим себе высказать достаточно "крамольную" идею: это, на первый взгляд, весьма респектабельное положение есть отголосок правовой системы вчерашнего дня нашего общества.
Во главе угла целостной системы уголовного преследования, которое, повторим, имеет четкую и однозначную цель - законное и обоснованное обвинение конкретного лица в совершении конкретного преступления - на любых его стадиях стоит именно прокурор, выступающий в роли потенциального или реального государственного обвинителя (напомним, что именно с определения статуса прокурора и его функций закон начинает главу 6 УПК, посвященную участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения).
Этот тезис всецело
1. "Государственные обвинители
- это органы государственной
власти, которые от имени общества
и в его интересах
2. ВО ВСЕХ СИСТЕМАХ (выделено нами. - Авт.) государственные обвинители:
- решают вопрос о возбуждении
или продолжении уголовного
- поддерживают государственное обвинение в судах;
- опротестовывают или
3. В некоторых системах
- ...проводят, направляют и осуществляют надзор за следствием;
- ...выбирают альтернативы в
Рассмотрим с этих позиций структуру деятельности прокурора в современном уголовном судопроизводстве на досудебных его стадиях.
Уголовный процесс, как таковой, начинается
с возбуждения уголовного дела. Возбуждая
уголовное дело (в том числе
и в случаях отмены постановления
следователя или дознавателя
об отказе в его возбуждении) или
давая на это свое согласие в порядке,
предусмотренном ст. 146 УПК, прокурор
тем самым инициирует уголовное
преследование, констатирует необходимость
начала этой деятельности по некоему
содержащему признаки преступления
факту или в отношении некоего
лица, в действиях которого наличествуют
признаки преступления. Этим самым
он предвосхищает возможность
Самые широкие полномочия прокурор
имеет в самой стадии предварительного
расследования преступлений. Он может
лично участвовать в его
Будучи практически и
Увы, этот тезис на практике срабатывает, зачастую, лишь в принципе, что связано с отмеченной выше двусмысленностью положения прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса. Думается, что именно оно явилось той основной причиной, по которой принятие и (или) санкционирование наиболее ответственных решений (избрание меры пресечения в виде содержания под стражей, ее продления, санкционирование обыска и выемки в жилище и т.п.) в настоящее время исключено из прерогативы прокурора, а стало исключительной компетенцией суда.
Понимание объективного характера
этой тенденции, видимо, лежало в основе
принятия и законодательного решения
о возможности судебного
Таким образом, полномочия прокурора в стадии предварительного расследования преступлений, в сущности, сводятся к одному: не ущемляя самостоятельности следователя, руководить действиями последнего так, чтобы результаты предварительного расследования обеспечивали ему в дальнейшем возможность законного и обоснованного выдвижения против конкретного лица государственного обвинения в совершении конкретного обвинения.
Совершенно верно эта
В соответствии с названным выше
п. 13 ст. 37 УПК прокурор уполномочен
утверждать постановление дознавателя
и следователя о прекращении
производства по уголовному делу. Но уголовно-процессуальный
закон далеко не во всех случаях
требует утверждение прокурором
постановления следователя о
прекращении уголовного дела и (или)
уголовного преследования, в большинстве
своем следователь
Согласие на то прокурора требуется лишь: а) при прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК); б) при прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК).
Как видим, все эти основания для принятия подобного решения есть основания нереабилитирующие (виновность лица в совершении установленного по делу преступления под сомнения не ставится, и данное лицо против этого способа разрешения дела не возражает). О чем это, на наш взгляд, свидетельствует? О единственном: об отказе прокурора уже на этой стадии уголовного процесса (с учетом перечисленных в названных статьях УПК обстоятельств) в принципе возбуждать государственное обвинение против данного лица.
Информация о работе Уголовное преследование по законодательству РК