Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:34, лекция
Особо надо сказать о «землевладении» - титуле, введенном новым земельным законодательством с тем, чтобы гарантировать гражданам пожизненное наследуемое владение. Ныне этот титул не имеет прежнего значения, поскольку есть возможность получить (приобрести) земельный участок в частную собственность. Граждане, ранее получившие земельные участки во владение, могут по желанию переоформить его на право частной собственности или аренды.
использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вреда окружающей природной среде, земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические
и другие специальные знаки, установленные
на земельном участке в
осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водами и другими природными объектами;
своевременно приступать
к использованию земельных
своевременно производить платежи за земельные участки;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;
выполнять иные требования,
предусмотренные Земельным
Подробно содержание названных обязанностей каждого из носителей поземельных титулов раскрыто в соответствующих разделах настоящего учебника.
4. Законодательство предусматривает меры защиты добросовестных пользователей земли от неправомерных действий, от кого бы они ни исходили. Запрещается вмешиваться в их хозяйственную деятельность, если они не нарушают требований законодательства. Эти запрещения прежде всего относятся к органам государственной власти, которые не только сами не должны допускать вмешательства, но и пресекать незаконные вторжения со стороны других лиц и организаций.
Нарушенные права подлежат восстановлению, а причиненные убытки - возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду.
Споры о возмещении убытков
рассматриваются судом или
5. Принадлежащие гражданам земельные участки могут изыматься для государственных или муниципальных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
1. Практически все
используемые земли подвержены
некоторым общим ограничениям. Все
пользователи землей обязаны
соблюдать определенные
Но наряду с этим на многие земли наложены специальные ограничения, вызванные их местоположением или иными обстоятельствами. На практике такого рода специальные ограничения получили название земельно-планировочных. Эти ограничения касаются не только пользователей, арендаторов, владельцев земли, но и собственников. Они устанавливаются при загрязнении земель и утверждении для каждой зоны определенных регламентов. Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд также предусматривает ограничения (например, не возводить на земельном участке капитальных сооружений).
2. Земельно-планировочные ограничения имеют несколько разновидностей. Исторически наиболее известными из них являются сервитуты, то есть ограничения, установленные в интересах соседей. Например, если земельный массив в свое время был разделен таким образом, что один его участок был отрезан от дороги общего пользования, то пользователю этого участка должен быть предоставлен выход к ней в виде права прохода и (или) проезда через чужую землю. Сервитут может быть установлен в виде права прогона скота по полосе чужой земли и т.д. Такого рода сервитуты устанавливаются в силу договора или судебного решения за плату или бесплатно. Сервитут может действовать в виде условия, включаемого в документ на право пользования землей. Тем самым это право ограничивается в интересах соседа.
Сервитуты могут возникать и в силу закона. Так, согласно Воздушному кодексу вокруг аэропортов не допускается строительство высоких зданий, которые могли бы создать опасность полетам воздушных судов. Если по сельскохозяйственным землям прокладывается воздушная линия электропередачи, то в определенной полосе вдоль этой линии запрещаются полив посевов дождеванием, земляные и некоторые другие работы и т.п.
Статья 23 ЗК РФ устанавливает, что частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом, когда это необходимо для обеспечения публичных интересов, в том числе интересов государства, местного самоуправления либо интересов населения, проживающего на данной территории, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Могут устанавливаться следующие публичные сервитуты:
1) прохода или проезда через земельный участок;
2) использования земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также транспортной инфраструктуры;
3) размещения на участке
межевых и геодезических
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора воды и водопоя скота;
6) прогона скота через земельный участок;
7) сенокоса или пастьбы
скота на земельном участке
в периоды, соответствующие
8) использования земельного участка для охоты, ловли рыбы, сбора дикорастущих растений в установленное время и в установленном порядке;
9) временного пользования
земельным участком для
10) свободного доступа к прибрежной полосе;
11) иные сервитуты.
Сервитут может быть срочным или постоянным.
Сервитут должен осуществляться способом, наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В случаях, когда установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник, землевладелец и землепользователь вправе требовать изъятия (выкупа) у него данного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков либо предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
В случаях, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установившими публичный сервитут, соразмерную плату.
Лица, права и интересы
которых затрагиваются
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
«Основными положениями
Государственной программы
а) безвозмездное и
беспрепятственное
б) возможность размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
в) возможность доступа
на участок соответствующих
Изменение указанных и введение новых публичных сервитутов может осуществляться лишь федеральным законом или принятыми в соответствии с федеральным законом нормативно-правовыми актами.
3. Ограничения в пользовании
землей, если это пользование
требует создания определенных
видов объектов, могут диктоваться
социальными, экономическими
4. К особому виду
земельно-планировочных
Резервирование территорий может происходить при планировании создания не только водохранилищ, но и крупных промышленных предприятий, коммунальных объектов, железных и шоссейных дорог, аэропортов, новых населенных пунктов, при проектировании развития открытой и подземной добычи полезных ископаемых. Резервирование может происходить в рамках надлежаще утвержденных как отраслевых, так и территориальных (комплексных) планов. Среди последних выделяются такие документы, как схемы и (более детальные) проекты планировки населенных пунктов, генеральные планы развития промышленных узлов и некоторые другие. Эти документы принимаются на 20-25 лет, и в прямой зависимости от их сроков действуют ограничения, вызванные резервированием земли.
Четкой процедуры объявления о резервировании земель, об изменениях в программе резервирования и об ее отмене в действующем законодательстве (кроме, например, законодательства г.Москвы) не предусмотрено. Этот пробел закона неблагоприятно сказывается на интересах тех, кто терпит ограничения в использовании своих земель. К тому же закон не предусматривает компенсаций землепользователям, арендаторам, землевладельцам, собственникам за наложение на них ограничений, связанных с резервированием их земель.
Помимо долгосрочного
Такая обязанность действует, как правило, не свыше 1-2 лет, пока судьба участка окончательно не прояснится. Однако в самом законе этот срок не указывается. Поэтому если проектно-изыскательские работы будут проведены с опозданием или принятие решения о начале строительства затянется, краткосрочное резервирование может затянуться на неопределенный срок. Таким образом, в этом случае, как и в случае с долгосрочным резервированием, требуется большая ясность о сроках такого резервирования, процедуре его продления или отмены.
5. В некоторых странах
6. Закон устанавливает общий
принцип рациональности
Информация о работе Иные, кроме права собственности, виды прав на землю