Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:34, лекция
Особо надо сказать о «землевладении» - титуле, введенном новым земельным законодательством с тем, чтобы гарантировать гражданам пожизненное наследуемое владение. Ныне этот титул не имеет прежнего значения, поскольку есть возможность получить (приобрести) земельный участок в частную собственность. Граждане, ранее получившие земельные участки во владение, могут по желанию переоформить его на право частной собственности или аренды.
Так, эксплуатация участка не должна вызывать неблагоприятные хозяйственные последствия. Нельзя, например, распахивать земли, неблагополучные в эрозионном отношении, поскольку это означает порчу самой земли и загрязнение водоемов, куда попадает смытая водой почва. Нельзя размещать сельскохозяйственные культуры, требующие интенсивной химизации, в пределах водоохранных зон, в частности вблизи рек и других водоемов.
Понятие рационального использования земли включает определенную интенсивность производства. В сельском хозяйстве это означает получение такого количества сельскохозяйственной продукции с каждого гектара угодий, которое отвечало бы принятой норме. В промышленности, на транспорте, в строительстве и т.д. это требование означает такое размещение объектов, которое обеспечивает экономию площади земель (при возможном использовании также и подземного пространства).
Интенсивное использование земли не должно приводить к хищнической эксплуатации, т.е. к достижению ближайшей выгоды ценой разрушения земли. Это требование особенно актуально при краткосрочной аренде земли. Арендатор - пусть даже временный пользователь земли - обязан заботиться о плодородии угодий не только с выгодой для себя, но и для тех, кто в последующем будет, использовать ту же землю в сельском хозяйстве.
7. С ограничением прав
В сельском хозяйстве запрещение незаконного вмешательства государственных органов во внутрихозяйственное использование угодий создает необходимые условия для свободного развития технологии земледелия. В то же время в случае нарушения предписаний закона государство как орган власти вправе потребовать от любого пользователя земли исполнения установленных законом обязанностей. Если в результате действий (бездействий) пользователя возникает угроза порчи земель, снижения их плодородия и доходности, то орган управления от имени государства может предписать безотлагательные меры по устранению правонарушений иди их своевременному предупреждению.
От государственного контроля не свободны, безусловно, и частные собственники земли. Так, все без исключения лица обязаны использовать свои земельные участки в соответствии с той целью, которая была легально определена в момент отвода или предоставления земли или же впоследствии. Отклонение от целевого назначения либо оставление земли без использования признается правонарушением. Изменить целевое назначение эксплуатируемых угодий может полномочный государственный орган субъекта РФ.
8. В обобщенной форме
Конкретно ст.56 называет следующие ограничения прав на землю:
1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
2) особые условия охраны
3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
4) иные ограничения
И далее ст.56 конкретизирует порядок вводимых ограничений прав на землю. Они устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничение прав определяются бессрочно или на определенный срок. Они сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.
1. В советское время
единственным собственником
Кроме того, еще до принятия акта госоргана совершается целый ряд определенных правовых действий с участием заинтересованных претендентов на данный земельный участок, которые служат подготовкой для отвода земли, уточнением ее правового режима и титула претендента качества и местоположения земельного участка и т.д.
Таким образом, право пользования землей у собственника, землевладельца, землепользователя, арендатора возникает в результате целого комплекса юридических фактов, начиная с подачи ходатайства о предоставлении земли.
Если будущий пользователь земельного участка покупает его у частного собственника или берет у того участок в аренду, то решения государственного органа, безусловно, не требуется. Собственник земли - хозяин своего объекта собственности и волен распоряжаться им по своему усмотрению, не ожидая чьего-либо решения свыше. В этом случае законным основанием для возникновения права пользования землей является сделка, оформляемая договором и прошедшая госрегистрацию.
Порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, установлен ст.28 ЗК РФ. Согласно этой статьи:
а) земельные участки из земель,
находящихся в государственной
или муниципальной
б) предоставление земельных участков,
находящихся в государственной
или муниципальной
в) не допускается отказ в
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным
- резервирования земельных
Не допускается отказ в
г) иностранным гражданам,
лицам без гражданства и
2. В процессе отвода
(предоставления) земельного участка
права обязанности возникают
не только у претендента на
данный участок. Так, при
3. С установлением
платы за землю (Закон РФ
о плате за землю от 11 октября
1991 года) начала складываться
Расширение действия государственного земельного кадастра и распространение заложенных в нем данных на сферу денежных расчетов за землю означает, что многие экономические свойства земли получают свое правовое оформление и выражение. В качестве объекта земельных правоотношений начинает выступать не просто индивидуально отграниченный участок, а земля определенного качества, получившая экономическую оценку. Вследствие этого покупатель земли обременяется определенными экономическими (денежными) обязательствами в пользу собственника земли. Это начинает влиять на выбор земель со стороны претендентов на них.
Для экономической оценки сельскохозяйственной и лесной земли важнейшее значение имеет фактор ее плодородия. Но для несельскохозяйственных пользователей этот показатель является второстепенным или вообще не имеющим значения. Для них на первый план могут выступать такие факторы, как строительные свойства грунтов и положение участка, занимаемое среди рукотворных объектов. Некоторые факторы влияют на ценность земель, используемых как в сельском хозяйстве, так и вне этой отрасли, но в неодинаковой мере. Сюда относится близость дорог с твердым покрытием, железных дорог, других коммуникаций, некоторых иных объектов инфраструктуры. Таким образом, выбор целевого назначения при использовании определенного участка земли должен существенным образом отразиться на его доходности и на его кадастровой оценке. Отсюда следует, что при отводе плодородных земель для несельскохозяйственных целей - независимо от экологической нежелательности этой меры - должны действовать и экономические препятствия для претендентов на такие земли. Одним из важных экономических препятствий должен служить повышенный нормативный платеж за эти земли.
4. Согласно ст.25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Не подлежат возврату
земельные участки, не подлежит возмещению
или компенсации стоимость
Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ст.26 ЗК).
Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление
гражданам и юридическим лицам
земельных участков из земель, находящихся
в государственной или
Информация о работе Иные, кроме права собственности, виды прав на землю