Правовое регулирование земельного рынка в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:12, реферат

Описание

Земельный рынок и его особенности. Правовой режим земельного участка. Доходный подход к оценке земельного участка. Экономическое содержание доходного подхода. Метод капитализации дохода. Сравнительный подход к оценке земельного участка. Затратный подход к оценке земельного участка. Оценка земель сельскохозяйственного назначения. Кадастровая оценка земель различного целевого назначения.

Работа состоит из  1 файл

9.doc

— 879.00 Кб (Скачать документ)

     Кадастровая оценка начинается с анализа территории поселения и сбора исходных данных (в большинстве своем это те же данные, что используются проектировщиками при составлении опорного плана при разработке генерального плана или проекта планировки).

     При выполнении работы используются графические и текстовые материалы: топографический план или карта города в масштабе 1:10 ООО или 1: 25 ООО в зависимости от общей территории города (поселка) на бумажном носителе или электронная карта, проект городской черты и разработки к проекту установления городской черты, генеральный план или концепция генерального плана и разработки к генеральному плану города, перечень предприятий и т.п.

     Первичное разграничение территории поселения на оценочные участки проводится на топографическом плане масштаба 1: 25 ООО или 1:10 ООО в зависимости от крупности поселения. Выделение оценочных участков ведется, как правило, на бумажном носителе, который позволяет видеть все поселение как единое целое. На план наносится утвержденная административным органом городская (поселковая) черта. В границах городской (поселковой) черты выделяются оценочные участки в первом приближении в следующей последовательности:

  1. наносятся границы территориальных зон. Устанавливаются территориальные зоны: жилые, общественно-деловые, производственные, инженерной и транспортной инфраструктур, сельскохозяйственного использования, рекреационного назначения, особо охраняемых территорий, специального назначения и иные виды [5. С. 43];
  2. далее в территориальных зонах выделяются территории, особенности использования которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений на их использование (зоны охраны памятников, заповедные, санитарные и др.) [5. С. 44—45];
  3. деление жилой зоны на оценочные участки в соответствии с типами, этажностью, стилем жилой застройки (строительное зонирование).

     В качестве границ оценочных участков принимаются:

  • естественные рубежи (ярко выраженные элементы рельефа — реки, ручьи, овраги, балки, обрывы или их бровки и подошвы и т.д.);
  • крупные инженерные сооружения (железные дороги, магистральные автодороги, магистральные улицы);
  • границы промышленных (производственных) зон, промышленных (производственных) участков, заборы предприятий;
  • границы сельскохозяйственных и лесных угодий;
  • границы территорий, застроенных однотипными жилыми домами (улицы, проезды, границы землепользовании на территории квартала, установленные в процессе межевания земель).

     Последним шагом данного этапа является присвоение порядковых номеров оценочным участкам. Номера присваиваются начиная с участка, образуемого центром города, и затем по расходящейся спирали по ходу движения часовой стрелки.

     К выделенным оценочным участкам применяются факторы относительной ценности территории. При этом учитывается влияние следующих групп факторов:

  1. доступность населения к центру города, объектам культуры и бытового обслуживания общегородского значения;
  2. обеспеченность централизованным инженерным оборудованием и благоустройством территории, транспортная доступность к местам приложения труда;
  3. уровень развития сферы культурно-бытового обслуживания населения в пределах микрорайона, квартала или иной планировочной единицы местного значения;
  4. историческая ценность застройки, эстетическая и ландшафтная ценность территории;
  5. состояние окружающей среды, санитарные и микроклиматические условия;
  6. инженерно-геологические условия строительства и степень подверженности территории разрушительным природным и антропогенным воздействиям;
  7. рекреационная ценность территории.

     Каждая из названных групп факторов несет в себе достаточно большое количество разнообразной информации. Поэтому в целях более обоснованного учета ее влияния на ценность территории поселения в них выделены единичные подфакторы.

     Влияние факторов определяется на основе:

  • положений генерального плана населенного пункта (либо концепции его развития);
  • разработок, связанных с выделением зон санитарной вредности предприятий, составлением экологических паспортов предприятий и территорий;
  • научно-исследовательской, изыскательской, проектно-планировочной и инженерно-технической документации, выполненной ранее;
  • мнений специалистов соответствующих служб города: местной администрации, земельного комитета, архитектуры и строительства, бюро технической инвентаризации, охраны природы, жилищно-коммунального хозяйства и др.

     В результате наложения влияния факторов возникает необходимость корректировки границ оценочных участков, которую необходимо осуществить.

     На основании полученной информации выполняется описание каждого выделенного оценочного участка, в котором указывается роль участка в планировочной структуре города и воздействие на него каждого из перечисленных в таблице факторов. Такое описание является основой для присвоения оценочному участку численного значения каждого из действующих на его территорию факторов.

     Численные значения факторов заносятся в разработочную таблицу. По каждому оценочному участку в крайней правой графе рассчитывается предварительный коэффициент относительной ценности территории путем суммирования по формуле 

     К = 1 + ki + kl + k3 + kA + k5 + k6 + kl, 

     где К — суммарный коэффициент относительной ценности территории в границах конкретного оценочного участка;

     k\ kl — поправочные коэффициенты соответственно 1—7 ipynn факторов.

     Полученные величины коэффициентов относительной ценности территории взвешиваются по площадям оценочных участков таким образом, чтобы в среднем по городу коэффициент дифференциации был равен 1,0.

     Взвешивание коэффициентов выполняется с использованием формулы

     i-i i=l 

     где Ki — коэффициент дифференциации средней ставки земельного налога по i'-му оценочному участку, приравненный к единице в целом по городу; <7,- — коэффициент относительной ценности по г-му оценочному участку;

     Pi — площадь оценочного участка, га; i — номер оценочного участка; п — число оценочных участков в черте города.

     В границах поселения выбираются тестовые земельные участки, для которых определяется рыночная стоимость методами, описанными выше в данном разделе. Полученные тестовые стоимости переносятся затем на всю территорию с использованием коэффициентов дифференциации.

     Рассчитанные с использованием коэффициентов дифференциации кадастровые стоимости отражают экспертную оценку, характеризующую жилищно-бытовую функцию. Чтобы получить кадастровые стоимости для других функций (форм использования территории, вида целевого использования земель), необходимо применить соответствующие коэффициенты.

     Результаты проведенной кадастровой оценки обобщаются в отчете и предоставляются на рассмотрение органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления публикуют результаты кадастровой стоимости земель по ценовым зонам в открытой печати с рекомендациями по дальнейшему использованию опубликованных данных. После обсуждения опубликованных результатов кадастровой оценки они утверждаются решением органа местного самоуправления, вносятся в государственный земельный кадастр.

     Результаты кадастровой оценки городских земель как составной части комплексной программы кадастровой оценки недвижимости могут использоваться для следующих целей:

  • создания государственной автоматизированной системы земельного кадастра;
  • формирования налогооблагаемой базы земель поселений;
  • уточнения схемы территориально-экономического зонирования;
  • установления ставок арендной платы за муниципальные земли;
  • определения стартовых цен продажи прав собственности или долгосрочной аренды на конкурсах и аукционах;
  • определения величины компенсационных выплат при изъятии земель для муниципальных нужд;
  • обоснования наиболее рациональных и перспективных направлений городской застройки;
  • информирования органов муниципальной власти и оказания платных услуг различным субъектам земельного рынка;
  • создания фондового рынка земельных бумаг и ипотеки.
 

    6.2 КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 

     Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения проводится по единой методике в целях обеспечения сопоставимости результатов оценки на территории Российской Федерации.

     Целью оценки является определение кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий для обоснования земельного налога, арендной платы и других платежей при сделках с земельными участками. Кадастровая стоимость земельного участка определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на его площадь.

     Объектом оценки являются земли сельскохозяйственного назначения в границах субъектов РФ, административных районов, землевладений (землепользовании) юридических и физических лиц.

     Для целей государственной кадастровой оценки земли сельскохозяйственного назначения по функциональному назначению и особенностям формирования рентного дохода разделены на шесть групп [26]:

     I группа — сельскохозяйственные угодья;

  1. группа — земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами, прогонами для скота, коммуникациями, полезащитными лесополосами, зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также нарушенные земли, находящиеся под промышленной разработкой общераспространенных полезных ископаемых: глины, песка, щебня и т.д.;
  2. группа — земли под замкнутыми водоемами;
  3. группа — земли под древесно-кустарниковой растительностью (за исключением полезащитных полос), болотами, нарушенные земли;
  4. группа — земли под лесами, не переведенные в установленном законодательством порядке в состав земель лесного фонда и находящиеся у землевладельцев (землепользователей) на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования;
  5. группа — земли, пригодные под оленьи пастбища.

     Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения включает определение удельных показателей кадастровой стоимости каждой из шести групп земель. В основе кадастровой оценки лежит определение кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

     Под сельскохозяйственным угодьем понимается территория, систематически используемая для определенных целей и обладающая конкретными естественно-историческими свойствами. В составе сельскохозяйственных угодий различают пашню, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежь.

     Пашней называется сельскохозяйственное угодье, которое систематически используется под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав, а также чистые пары.

     Сенокосом, называется сельскохозяйственное угодье, которое систематически используется под сенокошение. Различают заболоченные, заливные и суходольные сенокосы.

     Пастбищем называется сельскохозяйственное угодье, которое систематически используется для выпаса животных, а также земельные участки, пригодные для пастьбы скота, не используемые под сенокос и не являющиеся залежью.

     Залежь — земельный участок, который раньше использовался под пашню и более одного года не используется, в том числе и под пар.

     Определение удельных показателей кадастровой стоимости сель-. скохозяйственных угодий осуществляется в два этапа.

     На первом межрегиональном этапе осуществляется определение удельных Показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах субъектов РФ и разработка базовых нормативов для проведения второго этапа оценки.

     Второй этап — определение удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административных районов и землевладений.

     Этап 1. Кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий в границах субъектов РФ1. Первый межрегиональный этап оценки земель проводится с целью определения средней кадастровой стоимости одного гектара сельскохозяйственных угодий субъектов РФ и разработки базовых нормативов для проведения кадастровой оценки земель внутри субъекта РФ.

     При проведении кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов РФ определяются следующие показатели в расчете на гектар сельскохозяйственных угодий:

Информация о работе Правовое регулирование земельного рынка в Российской Федерации