Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 16:09, курсовая работа
Основу территориальной охраны природы в России составляет система особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Статус ООПТ в настоящее время определяется ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", принятым Государственной Думой 15 февраля 1995г. Согласно Закону, особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют свое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим специальной охраны.
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1.Понятие земель особо охраняемых территорий и объектов…….........5
Глава 2. Правовой режим земель ООПТ……………………………………….8
2.1 Земли государственных природных заповедников…………………………12
2.2 Земли национальных и природных парков…………………………………15
2.3 Земли государственных природных заказников………………………..…...19
2.4 Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов………………......22
2.5 Иные особо охраняемые земли……………………………………………...25
Глава 3. Правовой режим земель природоохранного назначения………………......27
3.1 Земли водоохранных зон…………………………………………………......28
3.2 Земли запретных и нерестоохранных полос………………………………...30
3.3 Правовой режим лесов, выполняющих защитные функции…………………..31
3.4 Правовой режим земель, выполняющих природоохранные функции……......31
Глава 4. Правовой режим земель рекреационного назначения….. …..34
Глава 5. Правовой режим земель историко-культурного назначения……..37
Глава 6. Правовой режим особо ценных земель…………………………………...41
Глава 7. Правовой режим земель ООПТ на примере Республики Бурятия….43
7.1 Государственные природные заповедники РБ…………………………..…44
7.2 Национальные парки РБ……………………………………………………...46
7.3 Государственные природные заказники РБ…………………………………47
7.4 Памятники природы РБ………………………………………………………49
7.5 Лечебно-оздоровительные местности и курорты РБ……………………….49
7.6 Тункинский национальный парк…………………………………………….50
Заключение………………………………………………………………………..56
Список использованной литературы…………………………………………....58
назначения
К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Основное предназначение земель рекреационного назначения состоит в организации всех форм отдыха. К землям рекреационного назначения относятся не все земли, которые используются для отдыха, а только расположенные в рекреационных зонах и на иных специально выделенных территориях. Землями рекреационного назначения также признаются земельные участки (земли), предоставленные санаториям, домам отдыха и иным лицам для организации отдыха населения. В соответствии с п. 4 ст. 94 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения включены также земли пригородных зеленых зон.
Земли рекреационного назначения должны:
1) иметь рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;
2) быть изъятыми в соответствии с решениями компетентных органов власти полностью или частично из хозяйственного использования и оборота;
3) использоваться и охраняться в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
В рекреационные зоны включаются парки, сады, городские леса, лесопарки, скверы, пляжи, пруды, озера, водохранилища и другие объекты. На этих зонах не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются у собственников и землепользователей. Что касается владения, пользования и распоряжения этими земельными участками, то оно ограничивается. Граждане и юридические лица, чьи земельные участки располагаются на землях рекреационного назначения, обязаны соблюдать режим этих земель.
Граждане свободно пребывают на землях рекреационного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, если они не закрыты для доступа. При этом они обязаны соблюдать режим земель рекреационного назначения. Что касается земельных участков, принадлежащих на нраве собственности или иных правах на землю гражданам и юридическим лицам, доступ на них возможен в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 262 ГК РФ).
К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон. Регулирование использования примыкающей к границе города пригородной зоны предусматривает выделение мест отдыха для городского расселения — зеленых зон, выполняющих экологические, санитарно-гигиенические , санитарно-защитные, рекреационные функции. В зеленых зонах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природную среду. Участки лесного фонда, предоставленные для рекреационных целей на территории зеленых зон, обустраиваются для организации отдыха: прокладываются прогулочные маршруты, устраиваются спортивные площадки, места отдыха. Обустройство территории зеленой зоны также обеспечивает поддержание и восстановление леса и зеленых насаждений. Земли пригородных зеленых зон выделяются по решению органов власти субъектов РФ.
В пригородных зеленых зонах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природную среду. Утверждение границ пригородных зон, в составе которых находятся и зеленые зоны, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Глава 5. Правовой режим земель историко-культурного назначения
К землям историко-культурного назначения относятся участки, занятые объектами, связанными с важнейшими историческими событиями в жизни народа, государства, достижениями науки, техники, культуры и другими аспектами общественной жизни страны.
К землям историко-культурного назначения относятся земли:
1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;
2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
3) военных и гражданских захоронений.
Основной вид земель историко-культурного назначения — земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия.
К памятникам истории и культуры относятся:
• памятники истории — здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями, а также развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, захоронения граждан, погибших за свободу и независимость Родины;
• памятники археологии — городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, места древних захоронений, каменные изваяния, лабиринты, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов,
• памятники градостроительства и архитектуры архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кремли, кварталы, площади, улицы, набережные, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты;
• памятники искусства — произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства;
• документальные памятники — письменные, графические и иные документы;
• иные объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Исходя из содержания международных договоров Российской Федерации и федеральных законов, землями достопримечательных мест являются земли определенных в данных договорах и законах территорий.
К землям военных и гражданских захоронений относятся земли мест погребения, которые не отнесены к памятникам истории и культуры. К памятникам истории и культуры относятся захоронения погибших за свободу и независимость Родины, а также древние места захоронений.
Земли историко-культурного назначения, как правило, не изымаются из состава землевладений субъектов, на территории которых они располагаются, хотя в отдельных случаях для обеспечения условий сохранности объектов они могут полностью изыматься из хозяйственного использования. Объявление того или иного объекта памятником истории или культуры производится по решению исполнительного органа субъекта РФ. Объекты, отнесенные к памятникам историко-культурного назначения, паспортизируются, т.е. на каждый из них оформляется паспорт, в котором отражаются все основные сведения об объекте и его охране.
Территория памятника определяется в границах землевладения в тех конкретных размерах, которые необходимы для его обслуживания и охраны. В целях обеспечения охраны памятников истории и культуры вокруг них устанавливаются охранные зоны. Территория охранной зоны, как и территория памятника, не подлежит застройке, прокладке не относящихся к памятнику коммуникаций, устройству дорог, автостоянок, сельскохозяйственному использованию и т. п.
Изъятие земель историко-культурного назначения для нужд, противоречащих их основному целевому назначению, и любая деятельность, не соответствующая установленному режиму, не допускаются. Порядок использования земель историко-культурного назначения, определение их границ, изъятие из хозяйственного использования, особенности распоряжения, установление форм и видов охраны объектов историко-культурного назначения определяются Законом «Об охране и использовании памятников истории и культуры», строительными нормами и правилами (СНиП 2.07.01.89), а также решениями компетентных органов об объявлении объектов памятниками истории и культуры.
Земли историко-культурного назначения должны использоваться строго по целевому назначению. Использование данных земель для других целей допустимо только в той мере, в какой это разрешается законодательством. Осуществление деятельности, несовместимой с целевым назначением земель историко-культурного назначения, не допускается.
Изъятие земель историко-культурного назначения не допускается.
Отнесение земель историко-культурных объектов к федеральной, региональной и муниципальной собственности осуществляется в порядке разграничения государственной собственности на землю. Из законодательства не следует, что все земли историко-культурного назначения являются государственной или муниципальной собственностью. Некоторые из этих земель передавались и передаются в частную собственность.
Земельные участки историко-культурного назначения, отнесенные к государственной и муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. В отношении земельных участков историко-культурного назначения, собственником которых являются граждане или юридические лица, подобных ограничений не предусматривается.
Отнесение земельных участков к землям историко-культурного назначения налагает на его собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов обязанность соблюдать режим использования этих земель как особо охраняемых территорий.
В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. На землях историко-культурного назначения за пределами границ поселений вводится особый правовой режим использования, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Порядок использования земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения, на расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Глава 6. Правовой режим особо ценных земель
К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций). Эти земельные участки не относятся к какому-либо из рассмотренных видов особо охраняемых территорий, но имеют признаки и качества, ценность находящихся объектов природного и историко-культурного наследия, позволяющие относить их к особо ценным землям.
Особо ценные земли — самостоятельный вид земель особо охраняемых территорий. Ранее земельное законодательство такого вида земель не предусматривало. Также особо ценными землями признаются некоторые участки земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда (занятые лесами первой группы), земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, и другие земли.
Таким образом, особо ценными землями могут быть как земли различных категорий, так и земли, входящие в состав земель особо охраняемых территорий. В связи с этим особо ценные земли следует отграничивать от иных особо ценных земель исходя из следующих требований:
- во-первых, наличия на особо ценных землях природных объектов и объектов культурного наследия, представляющих особую научную и историко-культурную ценность;
- во-вторых, осуществления на особо ценных землях деятельности научно-исследовательских организаций.
Эти требования позволяют полагать, что основным назначением указанных особо ценных земель является их научное значение. Другие земли тоже могут иметь научное значение, но к особо ценным они могут быть отнесены только в том случае, если их научное значение будет основным.
Выделение особо ценных земель из состава земель особо охраняемых природных территорий во многом было предопределено развитием российского законодательства.
Вопрос об отнесении земель к особо ценным землям решается на основе того, будет ли признан природный объект или объект культурного наследия объектом, имеющим научную, историко-культурную ценность. Соответствующие решения вправе принять органы власти любого уровня (федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления), если это не будет противоречить федеральным законам.
Информация о работе Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий