Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание

Основу территориальной охраны природы в России составляет система особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Статус ООПТ в настоящее время определяется ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", принятым Государственной Думой 15 февраля 1995г. Согласно Закону, особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют свое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим специальной охраны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1.Понятие земель особо охраняемых территорий и объектов…….........5
Глава 2. Правовой режим земель ООПТ……………………………………….8
2.1 Земли государственных природных заповедников…………………………12
2.2 Земли национальных и природных парков…………………………………15
2.3 Земли государственных природных заказников………………………..…...19
2.4 Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов………………......22
2.5 Иные особо охраняемые земли……………………………………………...25
Глава 3. Правовой режим земель природоохранного назначения………………......27
3.1 Земли водоохранных зон…………………………………………………......28
3.2 Земли запретных и нерестоохранных полос………………………………...30
3.3 Правовой режим лесов, выполняющих защитные функции…………………..31
3.4 Правовой режим земель, выполняющих природоохранные функции……......31
Глава 4. Правовой режим земель рекреационного назначения….. …..34
Глава 5. Правовой режим земель историко-культурного назначения……..37
Глава 6. Правовой режим особо ценных земель…………………………………...41
Глава 7. Правовой режим земель ООПТ на примере Республики Бурятия….43
7.1 Государственные природные заповедники РБ…………………………..…44
7.2 Национальные парки РБ……………………………………………………...46
7.3 Государственные природные заказники РБ…………………………………47
7.4 Памятники природы РБ………………………………………………………49
7.5 Лечебно-оздоровительные местности и курорты РБ……………………….49
7.6 Тункинский национальный парк…………………………………………….50
Заключение………………………………………………………………………..56
Список использованной литературы…………………………………………....58

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по земельному праву.doc

— 253.50 Кб (Скачать документ)

 

7.6.Тункинский национальный парк

Тункинский национальный парк образован постановлением Совета Министерств РСФСР от 27.05.91. № 22 «Об организации государственного природного национального парка «Тункинский» Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР».

Тункинский национальный парк является природоохранным учреждением, территория которого включает природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначена для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных, культурных целях, а также для оптимизации природопользования населением, живущим на территории парка.

В целях упорядочения природопользования и сохранения уникальных природных комплексов на территории Тункинский национальный парк возложены следующие задачи:

-сохранение целостности ландшафтов, уникальных природных комплексов и объектов растительного и животного мира;

-сохранение памятников истории и культуры и других объектов культурного наследия;

-создание условий для регулируемого экологического туризма и отдыха в природных условиях;

-создание благоприятных условий для традиционного природопользования населения Тункинской долины и удовлетворение его социальных, социально-бытовых нужд с обеспечением сохранности природной среды парка и его биологических ресурсов;

-разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов и объектов в условиях их рекреационного использования;

-восстановление утраченных обрядов, ритуалов, обычаев, традиций аборигенов Тункинской долины – тункинских бурят и казаков;

-организация экологического просвещения населения и посетителей парка;

-осуществление мероприятий по охране, защите лесов и уходу за ними по улучшению условий обитания и воспроизводства наземной и водной фауны, экологическому регулированию численности наземных, водных животных и птиц, биомассы рыб в водоемах на оптимальном для угодий парка уровне;

-организация и ведение экологического мониторинга.

Участки земли национального парка, недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами, являются исключительной федеральной собственностью и предоставлены Тункинскому национальному парку во владение. Изъятие земель и других природных ресурсов Тункинского национального парка запрещается.

На территории Тункинского национального парка установлен дифференцированный режим ее охраны, защиты и использования. С учетом местных, природных, историко-культурных и социальных особенностей в национальном парке выделены следующие функциональные зоны:

1.Зона заповедного режима. В составе этой зоны выделены эталонный участок и участки гольцов. Эталонный участок – целостный, наиболее характерный, не затронутый хозяйственной деятельностью участок Тункинского горно-таежного природного комплекса, имеющий особую ценность, где природные процессы должны происходить без вмешательства человека. Вместе с тем эта территория выполняет функции воспроизводственного участка горно-таежной фауны.

Эталонный участок размещен в междуречье Зун-Мурин, Хон-Горул, Тумусун. Здесь установлен заповедный режим охраны, запрещена всякая деятельность, кроме ограниченных научных исследований при условии сохранения существующих природных комплексов. Доступ на территорию возможен только с письменного разрешения администрации национального парка.

Участки гольцов – Южно-Тункинские гольцовые природные комплексы. Размещаются в южной части национального парка на водораздельных частях хребта Хамар-Дабан по границе парка с Монголией и Закаменским районом РБ. Гольцовые природные комплексы почти на 60% обеспечивают формирование стока горных рек и, следовательно, главной водной артерии национального парка – р. Иркут. Режим аналогичный с эталонным участком.

2.Зона заказного режима. В составе зоны выделены гольцовые природные образования и воспроизводственный участок.

Гольцовые природные образования  - в северной части национального парка размещены на водораздельных частях хр. Тункинские Гольцы по границе парка с Окинским районом РБ.

Территория зоны заселена с большой плотностью сибирским горным козлом – необходимо регулирование его численности по результатам ежегодных учетов. Через территорию зоны в меридиальном направлении осуществляется организационный туризм по верховьям рек Иркут, Ихе-Ухгунь, Ихе-Гер, Барун-Хандагай, Зун-Хандагай, Толта, Кынгарга и прилегающим к этим рекам горным перевалам.

Режим охраны – заказной. Допускается проведение научных исследований, не разрушающих уникальные гольцовые природные комплексы. Посещение ограничено по числу посетителей, по территории и временам года при условии сохранения целостности гольцовых образований.

Воспроизводственный участок. Южную основную часть занимает слабовсхолмленное песчаное плато Бадар. Здесь находится средневозрастной хорошего развития и состояния сосновый бор с незначительной примесью кедра, лиственницы и березы.

Участок выполняет функции воспроизводства наземной фауны обширной подгорной территории Тункинской долины. Режим охраны – заказной, посещение ограниченное, строго регулированное.

Зона хозяйственного назначения (традиционного экстенсивного природопользования). Зона образована из участков территории лесного фонда, где исторически сложилось и проводится традиционное природопользование коренного населения. По видам традиционной хозяйственной деятельности и рельефно-природным особенностям на территории зоны выделены лесной подгорный участок, горно-таежный участок и горно-таежные пастбища.

Подгорный лесной и горно-таежные участки – в прошлом территории проведения различных видов рубок для удовлетворения потребностей коренного и иного населения в древесине. На территории обоих участков сложился и осуществляется традиционный сбор ягод, грибов, кедровых орехов. Режим охраны – заказной. Возможно использование личного легкового транспорта.

Горно-таежные пастбища. Территория, на которой традиционно сложилась и проводится пастьба скота на отгонных горно-таежных пастбищах лесного фонда. Режим охраны – заказной. Предусмотрено посещение туристами без использования наземных механизированных транспортных средств.

3.Зона лечебно-оздоровительная. Зона расположения двух наиболее крупных оздоровительных комплексов на территории парка – курорта федерального значения «Аршан» и водолечебницы санаторного типа «Нилова Пустынь». Режим охраны – заказной. Пребывание посетителей по путевкам и курсовкам.

4.Зона обслуживания посетителей. Территория размещения главного рекреационного центра национального парка Хонгор-Ула. Режим охраны – заказной. Посетители платят все виды услуг, предоставленных парком.

5.Зона познавательного туризма и рекреационного использования. Территория представленная преимущественно Тункинским горно-таежным природным комплексом за исключением остальных зон. На этой территории осуществляется познавательный туризм с осмотром наиболее интересных достопримечательностей парка, целью которого является экологическое просвещение посетителей и их активный отдых. Режим охраны – заказной, с научно-обоснованным регулированием числа посетителей и их размещения по территории зоны.

6.Зона агроландшафтов предназначена для сельскохозяйственного производства экологически безвредными методами. Зону составили земли сельскохозяйственных предприятий и населенных пунктов Тункинского района, включенные в состав национального парка без прекращения хозяйственной эксплуатации. Режим охраны – заказной. Хозяйственная и рекреационная деятельность осуществляется под непосредственным контролем национального парка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В Российской Федерации (в частности в Республике Бурятия) применяется законодательная основа для формирования и существования многофункциональной системы особо охраняемых территорий и объектов.

В целом, регулирование охраны и использования природных объектов, в том числе земли в границах заповедников, национальных парков и других охраняемых природных территорий осуществляется в России на основе законодательства об охране окружающей среды и об особо охраняемых природных территориях, основу которого составляют ФЗ "Об охране окружающей среды и ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Причем требования соблюдения режима территории являются доминирующими, и должны лежать в основе как земельно-правового регулирования, так и регулирования использования иных природных объектов в границах территории.

Согласно принципам, установленным Земельным кодексом РФ, земельное право обязано исходить из приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде, а также из приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.

Создание полезности их естественных свойств требует установления для земель данной категории специфического порядка использования природных ресурсов и хозяйствования. Все категории особо охраняемых территорий должны учитываться при планировании экономического и социального развития, разработки территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

Но необходимо отметить, что в настоящее время функционирование ООПТ сопряжено со значительными трудностями, связанными с изменением социально-экономической ситуации в стране. Требуется постоянное совершенствование нормативно-правовой базы ООПТ. Дефицит бюджетных средств зачастую не позволяет осуществлять функционирование ООПТ на должном уровне. Финансирование по остаточному принципу позволяет лишь поддерживать деятельность ООПТ на минимальном уровне и не дает возможности коренным образом изменить ситуацию по выполнению в полном объеме их основных функций.

Есть и проблемы, касающиеся вопросов земельных отношений. В настоящее время в республике проводится работа по разграничению государственной собственности на землю. Согласно ФЗ «Об ООПТ», заказники регионального уровня, памятники природы являются собственностью РБ. Однако территория многих ООПТ в настоящее время находится на землях иных категорий, в частности, государственного лесного фонда, который в соответствии с Лесным кодексом РФ является федеральной собственностью. Согласно тому же Лесному кодексу РФ (ст. 7) и Земельному кодексу РФ (ст. 101), границы земель лесного фонда должны быть отграничены от иных земель, в данном случае от земель ООПТ. Необходимо решение вопроса о переводе земель лесного фонда в земли ООПТ на уровне правительства РФ.

Однако наряду с проблемами есть и очевидные успехи. В настоящее время в Республике Бурятия создана основа взаимодействия и сотрудничества, направленная на сбалансированное решение задач социально-экономического развития и сохранения благоприятного состояния природно-ресурсного потенциала Республики Бурятия в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.                  Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ

2.                  ФЗ № 33 от 14 марта 1995 г. « Об особо охраняемых природных территориях».

3.                  ФЗ № 26 от 23 февраля 1995 г. «О природных ресурсов лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

4.                  Ангархаев А.Л., Сыренов В.Ж. Тункинскому национальному парку – 10 лет. Улан-Удэ, 2001г.

5.                  Боголюбов С.А. Земельное право. М.:Проспект 2003г.

6.                  Жариков Ю.Г., Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э. Земельное право. М: Юрайт-Издат 2003 г.

7.                  Иметхенов А.Б., Тулохонов А.К. Особо охраняемые территории Бурятии. Улан-Удэ. Издательство БНЦ СОРАН 1992г.

8.                  Кислов Е.В. Памятники природы Тункинского национального парка. Улан-Удэ, 2001г.

 

 

 

2

 



Информация о работе Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий