Регулирование отношений землепользования как функция государственной и муниципальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:52, дипломная работа

Описание

В настоящее время в нашей стране произошли и происходят метаморфозы различных правовых институтов и законодательных баз. Одной из актуальных проблем российской современности является вопрос земли, как источника существования, как основы жизни, а также всего того, что характеризует землю как правовую категорию – законодательство о земле. Но отчего же так актуальна тема земли в наше время? Для того, чтобы ответить на этот вопрос представляется необходимым показать (хотя бы и довольно кратко) историю правовой категории земли в России.

Содержание

Введение. Очерки истории о земле и правах на неё……………2
Глава 1. Система государственных органов управления земельными ресурсами……………………………………………. ………...8
часть 1.1 Цели задачи управления земельными ресурсами.8
часть 1.2 Разграничение государственной и муниципальной собственности на земельные ресурсы………..……………….15
часть 1.3 Разграничение компетенции государственных и муниципальных органов в разграничении земельных споров .18
Глава 2 Система муниципальных органов управления земельными ресурсами………………………………….……………………….27
часть 2.1 Полномочия органов местного самоуправления в области использования охраны и воспроизводства земельных ресурсов………………………………………………………..……27
часть 2.2 Задачи муниципального регулирования использования земельных ресурсов……… ……… ……………………..…43
часть 2.3 Законодательные и правовые акты используемые в урегулировании земельных отношений ……………………….52
Заключение…………………………………………………………… 60
Список использованной литературы………………………………62

Работа состоит из  1 файл

диплом 2.doc

— 255.00 Кб (Скачать документ)

К компетенции поселковой, сельской администрации в соответствии с п. 8, 11 ст. 49 Закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации» относятся:

    • определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжение земельными участками на подведомственной территории.
    • внесение представления в соответствующую администрацию об установлении и изменении границ территории посёлка, сельсовета, о выделении в его распоряжение дополнительного земельного фонда.

           К полномочиям поселковой, сельской  администрации в соответствии со ст. 51 вышеназванного Закона также относятся:

    1. представление в установленном порядке в бессрочное (постоянное) и временное пользование, передаёт в собственность и сдаёт в аренду, изымает земельные участки в пределах черты посёлка, сельсовета, а также из фонда других земель (в том числе земель запаса) переданного в ведение поселкового, сельского Совета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
    2. организация ведения земельного кадастра;
    3. планирование использования земель, находящихся в ведении администрации;
    4. организация разработки и осуществления генеральных планов, проектов планировки и застройки посёлков, сельских населенных пунктов;
    5. согласовывание изъятия и предоставления земель, осуществляемых вышестоящими органами;
    6. взимание платы за землю;
    7. осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.

К полномочиям районной администрации в соответствии с  п.15,16, 17 ст.55 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» относится:

    • определение в соответствии с земельным законодательством порядка –предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжение земельными участками на подведомственной территории;
    • установление границ земель, переданных в ведение поселковых, сельских администраций по согласованию с ними;
    • решение в соответствии с законодательством территориального устройства; утверждение схем и проектов районной планировки.

К компетенции районной администрации в соответствии со ст. 60 вышеназванного Закона также относится:

    • предоставление в установленном порядке в бессрочное (постоянное) и временное пользование, передача в собственность и предоставление в аренду, изъятие земельных участков из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
    • организация ведения земельного кадастра;
    • планирование использования земель, находящихся в ведении района;
    • организация разработки и осуществления планов земельно-хозяйственного устройства населенных пунктов на территории района;
    • взимание платы за землю;
    • установление границ территорий земель, передаваемых в ведение поселковых, сельских администраций по согласованию с ними;
    • осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;
    • осуществление контроля на территории района по выполнению всеми землепользователями обязательств по повышению плодородия почв, борьбе с эрозией, рекультивации нарушенных земель;
    • организация проведения работ по землеустройству, вынесение заключений по планам землеустроительных работ на территории района;
    • определение условий проведения изыскательных работ на территории района.

В соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года №2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением № 3 к Постановлению ВС Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной  собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

Решение органов местного самоуправления о включении объектов (имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в судебном порядке.

В связи с принятием  Указа Президента РФ от 24.12.93 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» утратили силу многие нормы Земельного Кодекса РСФСР, раскрывающие компетенцию местных администраций, а также регулирующие порядок предоставление земли и прекращения прав на нее. В данной ситуации необходимо руководствоваться действующим законодательством, которое регулирует возникающие вопросы.

Так, вопросу собственности  граждан на землю посвящен п.1 ст.49 Основ гражданского законодательства Союза ССР, предусматривающий, что  земельные участки предоставляются  гражданам в пользование для  производства сельскохозяйственной продукции, в том числе для ведения подсобного хозяйства и садоводства, для возведения и использования жилых домов и иных строений на праве собственности, а также для удовлетворения других нужд, предусмотренными законодательными актами. Законодательными актами может быть предусмотрена передача гражданам земельных участков в собственность.

В соответствии с п.1 ст.12 Закона РСФСР от 24.12.90 г. « О собственности в РСФСР » граждане вправе приобрести для ведения сельскохозяйственного производства, а также жилого дома, садоводства и огородничества земельные участки в собственность.

Право граждан РФ на получение  в частную собственность и  на продажу земельного участка для  ведения личного подсобного и  дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства закреплено в Законе РФ от 23 декабря 1992 года.

Пунктом 4 Указа Президента РФ от 23.04.93 г. № 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» установлено, что органами исполнительной власти обеспечить до 1995 г. завершение перерегистрации ранее предоставленных в пользование граждан земельных участков. Форма предоставления земельных участков в собственность, аренда определяется по желанию граждан.

Кроме того, установлено, что при перерегистрации земельного участка, ранее предоставленного бесплатно в собственность гражданина, в собственность ему бесплатно передаётся участок или часть его в пределах действующих на момент перерегистрации предельных норм предоставления земельных участков, остальная часть по желанию гражданина выкупается им в собственность по договорной цене.

За юридическими лицами право собственности на землю  закреплено ст. 58 Земельного Кодекса РСФСР, а также в «Порядке продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности», утверждённом Указом Президента РФ от 14.06.92 г. №631.

Порядок предоставления земельных отношений закреплен  в ст. 57, 58, 64, 66, 68, 80, 85, 86 Земельного Кодекса РСФСР.

В соответствии с п. 3 Указа  Президента РФ от 27.10.93 г. №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» каждому собственнику земельного участка выдаётся свидетельство на право собственности на землю, которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.

При первичном предоставлении земельного участка свидетельство  выдаётся соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. При купле-продаже земельных участков и других случаях перехода права собственности на землю свидетельство выдаётся вышеназванным комитетом на основании договора купли-продажи (купчей) или иного документа, переход права собственности на землю.

Процедура ускоренного  оформления права собственности  на земельный участок и земельную  долю (пай) или выдела участка в  натуре предусмотрена п. 9 вышеназванного Указа Президента.

Вопросы регулирования  общей собственности (долевой, совместной) также отражены в данном Указе. Так п. 5 закреплено, что каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей или совместной или долевой собственности выдаётся свидетельство на право собственности на землю с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.

Сельскохозяйственные  предприятия, членами коллективов  которых земля принадлежит на праве общей совместной или общей  долевой собственности в 2-х недельный срок с момента подачи членом коллектива заявления о выдаче свидетельства предоставляют в органы местной администрации списки собственников с указанием размеров принадлежащих им земельных долей (паев).

Однако до настоящего времени порядок выкупа земельных долей и перераспределения выкупленных земель не утвержден.

В соответствии с п.4 данного  Указа все споры, связанные с  отчуждением и приобретением земельных участков, а также другие земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Прекращение прав на землю регулируется исходя из общих норм и смысла гражданского законодательства. Так, в соответствии со ст. 3 Основ гражданского законодательства Союза ССР гражданские права и обязанности возникают:

Из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, а также из сделок, хотя и не предусмотренных им, но не противоречащих законодательству;

Из административных актов, порождающих в силу законодательства гражданско-правовые последствия;

В следствии иных действий граждан и юридических лиц;

В следствии событий , с которыми законодательство связывает  наступление гражданско-правовых последствий.

В соответствии п.1 ст.7 Закона РСФСР от 24.12.90 года «О собственности в РСФСР» гражданин или другое лицо , если иное не предусмотрено законом или договором, приобретает право собственности на имущество, приобретенное им по основаниям, не противоречащих закону.

Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что прекращение  права собственности помимо воли собственника не допускается  за исключением случаев обращения на это имущество по обязательствам собственника, в случаях и порядке, предусмотренными законодательными актами РСФСР и республик , входящих в РФ, принудительного отчуждения имущества, которое не может принадлежать данному собственнику в силу закона, реквизиции и конфискации.

В случаях стихийных  бедствий , аварий, эпидемий, эпизоотий  и при иных обстоятельствах, носящих  чрезвычайный характер , имущество  в интересах общества по решению органов государственной власти может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законодательными актами с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).

Прекращение деятельности крестьянского хозяйства закреплено в разделе УП Закона РСФСР от 27.12.90 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» . Условиями прекращения деятельности крестьянского хозяйства в соответствии со ст. 32 данного Закона являются:

А) Не использование земельного участка в сельскохозяйственных целях в течение одного года;

Б) решение членов крестьянского  хозяйства о прекращении его деятельности;

В) если не остается ни одного члена хозяйства или наследника, желающего продолжить деятельность хозяйства;

Г) использование земельного участка методами , приводящими к  деградации земли;

Д) изъятие земельного участка в установленном законом  порядке для государственных и общественных нужд;

Е) в связи с банкротством.

В связи с признанием Указом Президента РФ от 24.12.93 г. № 2287 не действующими ст. 65, 67 Земельного Кодекса РСФСР, предусматривавшим  порядок наследования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и наследование права собственности на землю, права владения земельным участком для садоводства – в настоящее время для регулирования данных отношений необходимо руководствоваться УП «Наследственное право» Гражданского Кодекса РСФСР. Так, в соответствии со ст. 546 ГК РСФСР для приобретения наследства  наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием и с оговорками.

Признается, что наследник  принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.

Указанные действия должны быть совершены в течение 6 месяцев  со дня открытия наследства.

Порядок наследования земельного участка, находящегося в собственности, переданного на условиях аренды гражданам, ведущим крестьянское (фермерское) хозяйство закреплен в ст.61 и 62 Земельного Кодекса РСФСР и заключается в следующем.

Земельный участок передается по наследству одному из членов этого хозяйства по согласованию с другими членами этого хозяйства. При отсутствии такового земельный участок передается одному из наследников имущества умершего, изъявившего желание вести крестьянское хозяйство в соответствии с требованиями, установленными ст.58 Земельного Кодекса РСФСР, а именно, достижение 18-летнего возраста, наличие опыта работы в сельском хозяйстве и соответствующей квалификации либо прохождение специальной подготовки. При наличии нескольких таких наследников выбор производится на конкурсной основе в местной Администрации, в ведении которой находится земельный участок. Споры о преимущественном праве наследования земельного участка рассматриваются в суде.

При отсутствии наследников, желающих вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается по наследству в размерах, установленных для ведения личного подсобного хозяйства, для обслуживания жилого дома,  либо для садоводства или животноводства.

Важным нормативным  актом в части регулирования  земельных отношений представляется и постановление Совета Министров Правительства РФ от 12.07.93 г. № 659 «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам» . В соответствии с п.4,5,7,8, Положения о порядке проведения инвентаризации земель, утвержденного данным постановлением, при проведении инвентаризации выявляется: соответствие документов, удостоверяющих право юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участком;

Неиспользуемые либо используемые не по назначению земельные  участки, нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации;

Земли лесного фонда, непокрытые лесами, а также покрытые кустарником, малоценными лесными породами, расположенные за пределами пригородных земельных зон и других особо охраняемых территорий .

На основании проведенных работ комиссией разрабатываются предложения по их дальнейшему использованию и установлению правового режима земельных участков рассматриваются местной администрацией с участием представителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству области и направляются в органы исполнительной власти для утверждения и принятия решения о дальнейшем использовании этих земель.

Информация о работе Регулирование отношений землепользования как функция государственной и муниципальной службы