Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:52, дипломная работа
В настоящее время в нашей стране произошли и происходят метаморфозы различных правовых институтов и законодательных баз. Одной из актуальных проблем российской современности является вопрос земли, как источника существования, как основы жизни, а также всего того, что характеризует землю как правовую категорию – законодательство о земле. Но отчего же так актуальна тема земли в наше время? Для того, чтобы ответить на этот вопрос представляется необходимым показать (хотя бы и довольно кратко) историю правовой категории земли в России.
Введение. Очерки истории о земле и правах на неё……………2
Глава 1. Система государственных органов управления земельными ресурсами……………………………………………. ………...8
часть 1.1 Цели задачи управления земельными ресурсами.8
часть 1.2 Разграничение государственной и муниципальной собственности на земельные ресурсы………..……………….15
часть 1.3 Разграничение компетенции государственных и муниципальных органов в разграничении земельных споров .18
Глава 2 Система муниципальных органов управления земельными ресурсами………………………………….……………………….27
часть 2.1 Полномочия органов местного самоуправления в области использования охраны и воспроизводства земельных ресурсов………………………………………………………..……27
часть 2.2 Задачи муниципального регулирования использования земельных ресурсов……… ……… ……………………..…43
часть 2.3 Законодательные и правовые акты используемые в урегулировании земельных отношений ……………………….52
Заключение…………………………………………………………… 60
Список использованной литературы………………………………62
К компетенции поселковой, сельской администрации в соответствии с п. 8, 11 ст. 49 Закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации» относятся:
К полномочиям поселковой, сельской администрации в соответствии со ст. 51 вышеназванного Закона также относятся:
К полномочиям районной администрации в соответствии с п.15,16, 17 ст.55 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» относится:
К компетенции районной администрации в соответствии со ст. 60 вышеназванного Закона также относится:
В соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года №2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением № 3 к Постановлению ВС Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.
Решение органов местного самоуправления о включении объектов (имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в судебном порядке.
В связи с принятием Указа Президента РФ от 24.12.93 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» утратили силу многие нормы Земельного Кодекса РСФСР, раскрывающие компетенцию местных администраций, а также регулирующие порядок предоставление земли и прекращения прав на нее. В данной ситуации необходимо руководствоваться действующим законодательством, которое регулирует возникающие вопросы.
Так, вопросу собственности
граждан на землю посвящен п.1 ст.49
Основ гражданского законодательства
Союза ССР, предусматривающий, что
земельные участки
В соответствии с п.1 ст.12 Закона РСФСР от 24.12.90 г. « О собственности в РСФСР » граждане вправе приобрести для ведения сельскохозяйственного производства, а также жилого дома, садоводства и огородничества земельные участки в собственность.
Право граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельного участка для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства закреплено в Законе РФ от 23 декабря 1992 года.
Пунктом 4 Указа Президента РФ от 23.04.93 г. № 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» установлено, что органами исполнительной власти обеспечить до 1995 г. завершение перерегистрации ранее предоставленных в пользование граждан земельных участков. Форма предоставления земельных участков в собственность, аренда определяется по желанию граждан.
Кроме того, установлено,
что при перерегистрации
За юридическими лицами право собственности на землю закреплено ст. 58 Земельного Кодекса РСФСР, а также в «Порядке продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности», утверждённом Указом Президента РФ от 14.06.92 г. №631.
Порядок предоставления земельных отношений закреплен в ст. 57, 58, 64, 66, 68, 80, 85, 86 Земельного Кодекса РСФСР.
В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 27.10.93 г. №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» каждому собственнику земельного участка выдаётся свидетельство на право собственности на землю, которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.
При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдаётся соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. При купле-продаже земельных участков и других случаях перехода права собственности на землю свидетельство выдаётся вышеназванным комитетом на основании договора купли-продажи (купчей) или иного документа, переход права собственности на землю.
Процедура ускоренного оформления права собственности на земельный участок и земельную долю (пай) или выдела участка в натуре предусмотрена п. 9 вышеназванного Указа Президента.
Вопросы регулирования общей собственности (долевой, совместной) также отражены в данном Указе. Так п. 5 закреплено, что каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей или совместной или долевой собственности выдаётся свидетельство на право собственности на землю с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.
Сельскохозяйственные предприятия, членами коллективов которых земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности в 2-х недельный срок с момента подачи членом коллектива заявления о выдаче свидетельства предоставляют в органы местной администрации списки собственников с указанием размеров принадлежащих им земельных долей (паев).
Однако до настоящего времени порядок выкупа земельных долей и перераспределения выкупленных земель не утвержден.
В соответствии с п.4 данного Указа все споры, связанные с отчуждением и приобретением земельных участков, а также другие земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Прекращение прав на землю регулируется исходя из общих норм и смысла гражданского законодательства. Так, в соответствии со ст. 3 Основ гражданского законодательства Союза ССР гражданские права и обязанности возникают:
Из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, а также из сделок, хотя и не предусмотренных им, но не противоречащих законодательству;
Из административных актов, порождающих в силу законодательства гражданско-правовые последствия;
В следствии иных действий граждан и юридических лиц;
В следствии событий , с которыми законодательство связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В соответствии п.1 ст.7 Закона РСФСР от 24.12.90 года «О собственности в РСФСР» гражданин или другое лицо , если иное не предусмотрено законом или договором, приобретает право собственности на имущество, приобретенное им по основаниям, не противоречащих закону.
Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что прекращение права собственности помимо воли собственника не допускается за исключением случаев обращения на это имущество по обязательствам собственника, в случаях и порядке, предусмотренными законодательными актами РСФСР и республик , входящих в РФ, принудительного отчуждения имущества, которое не может принадлежать данному собственнику в силу закона, реквизиции и конфискации.
В случаях стихийных бедствий , аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер , имущество в интересах общества по решению органов государственной власти может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законодательными актами с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
Прекращение деятельности
крестьянского хозяйства
А) Не использование земельного участка в сельскохозяйственных целях в течение одного года;
Б) решение членов крестьянского
хозяйства о прекращении его де
В) если не остается ни одного
члена хозяйства или
Г) использование земельного участка методами , приводящими к деградации земли;
Д) изъятие земельного
участка в установленном
Е) в связи с банкротством.
В связи с признанием Указом Президента РФ от 24.12.93 г. № 2287 не действующими ст. 65, 67 Земельного Кодекса РСФСР, предусматривавшим порядок наследования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и наследование права собственности на землю, права владения земельным участком для садоводства – в настоящее время для регулирования данных отношений необходимо руководствоваться УП «Наследственное право» Гражданского Кодекса РСФСР. Так, в соответствии со ст. 546 ГК РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием и с оговорками.
Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Указанные действия должны быть совершены в течение 6 месяцев со дня открытия наследства.
Порядок наследования земельного участка, находящегося в собственности, переданного на условиях аренды гражданам, ведущим крестьянское (фермерское) хозяйство закреплен в ст.61 и 62 Земельного Кодекса РСФСР и заключается в следующем.
Земельный участок передается по наследству одному из членов этого хозяйства по согласованию с другими членами этого хозяйства. При отсутствии такового земельный участок передается одному из наследников имущества умершего, изъявившего желание вести крестьянское хозяйство в соответствии с требованиями, установленными ст.58 Земельного Кодекса РСФСР, а именно, достижение 18-летнего возраста, наличие опыта работы в сельском хозяйстве и соответствующей квалификации либо прохождение специальной подготовки. При наличии нескольких таких наследников выбор производится на конкурсной основе в местной Администрации, в ведении которой находится земельный участок. Споры о преимущественном праве наследования земельного участка рассматриваются в суде.
При отсутствии наследников, желающих вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается по наследству в размерах, установленных для ведения личного подсобного хозяйства, для обслуживания жилого дома, либо для садоводства или животноводства.
Важным нормативным актом в части регулирования земельных отношений представляется и постановление Совета Министров Правительства РФ от 12.07.93 г. № 659 «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам» . В соответствии с п.4,5,7,8, Положения о порядке проведения инвентаризации земель, утвержденного данным постановлением, при проведении инвентаризации выявляется: соответствие документов, удостоверяющих право юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участком;
Неиспользуемые либо используемые не по назначению земельные участки, нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации;
Земли лесного фонда, непокрытые лесами, а также покрытые кустарником, малоценными лесными породами, расположенные за пределами пригородных земельных зон и других особо охраняемых территорий .
На основании проведенных работ комиссией разрабатываются предложения по их дальнейшему использованию и установлению правового режима земельных участков рассматриваются местной администрацией с участием представителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству области и направляются в органы исполнительной власти для утверждения и принятия решения о дальнейшем использовании этих земель.