Земельное право как отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 15:57, контрольная работа

Описание

Целью работы являлось изучение земельного права как отрасли российского права, а также нормативно-правовой базы и действующего российского законодательства в сфере земельного права.

Работа состоит из  1 файл

земельное право.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

   Земельный участок может быть делимым и  неделимым. Делимым является земельный  участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после  раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

2.2. Участники  земельных отношений 

 

     В соответствии с действующим российским земельным законодательством (статья 5 ЗК РФ) участниками земельных отношений  являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

     Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Земельным Кодексом РФ и федеральными законами.

     Для целей земельного законодательства используются следующие понятия  и определения:

     собственники  земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;

     землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

     землевладельцы  — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

     арендаторы  земельных участков — лица, владеющие  и пользующиеся земельными участками  по договору аренды, договору субаренды;

     обладатели  сервитута — лица, имеющие право  ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут). 
 

2.3. Состав  земель в Российской Федерации  

     Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие  категории:

  1. земли сельскохозяйственного назначения;
  2. земли поселений;
  3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
  5. земли лесного фонда;
  6. земли водного фонда;
  7. земли запаса.

   Земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным  для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

   В местах традиционного проживания и  хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.  

2.4. Отнесение  земель к категориям, перевод  их из одной категории в  другую  

     Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:

     1) земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской Федерации;

     2) земель, находящихся в собственности  субъектов Российской Федерации,  и земель сельскохозяйственного  назначения, находящихся в муниципальной  собственности, — органами исполнительной  власти субъектов Российской Федерации;

     3) земель, находящихся в муниципальной  собственности, за исключением  земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;

     4) земель, находящихся в частной  собственности: 

земель  сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

     5) земель иного целевого назначения  — органами местного самоуправления.

     Порядок перевода земель из одной категории  в другую устанавливается федеральными законами.

     Категория земель указывается в:

     1) актах федеральных органов исполнительной  власти, актах органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации и актах органов  местного самоуправления о предоставлении  земельных участков;

     2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) документах государственного земельного кадастра;

     4) документах о государственной  регистрации прав на недвижимое  имущество и сделок с ним; 

     5) иных документах в случаях,  установленных федеральными законами  и законами субъектов Российской Федерации.

     Нарушение установленного Земельным Кодексом РФ, федеральными законами порядка  перевода земель из одной категории  в другую является основанием признания  недействительными актов об отнесении  земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.  
 

ГЛАВА 3. ПОЛНОМОЧИЯ В ОБЛАСТИ  ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 

3.1. Полномочия  Российской Федерации в области  земельных отношений  

     К полномочиям Российской Федерации  в области земельных отношений  относятся:

     1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

     2) установление ограничений прав  собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев,  арендаторов земельных участков, а. также ограничений оборотоспособности  земельных участков;

     3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;

     4) установление порядка изъятия  земельных участков, в том числе  путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

     5) изъятие для нужд Российской  Федерации земельных участков, в  том числе путем выкупа;

     6) разработка и реализация федеральных  программ использования и охраны  земель;

     7) иные полномочия, отнесенные к  полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.

     Российская  Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).  

3.2. Полномочия  субъектов Российской Федерации  в области земельных отношений  

     К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

     -изъятие,  в том числе путем выкупа, земель  для нужд субъекта Российской  Федерации;

     -разработка  и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного само- управления.

     Субъекты  Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.  

3.3. Полномочия  органов местного самоуправления  в области земельных отношений  

     К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся :

     -изъятие,  в том числе путем выкупа, земельных  участков для муниципальных нужд;

     - установление с учетом требований  законодательства Российской Федерации  правил землепользования и застройки  территорий городских и сельских  поселений, территорий других муниципальных образований,

     -разработка  и реализация местных программ  использования и охраны земель, а также иные полномочия на  решение вопросов местного значения  в области использования и  охраны земель. Органами местного  самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности

ГЛАВА 4. МЕСТО ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

 

      В настоящее время  земельное право  и действующее  российское законодательство нацелены на развитие свободной рыночной экономической системе, что предполагает глубокое реформирование политических, экономических и правовых отношений в сельском хозяйстве и самом земельном праве. Задача земельного права и действующего российского законодательства — формирование новых правовых норм и новых правовых и законодательных институтов для функционирования рыночных отношений. В общей характеристике норм земельного права и законодательства следует отметить значительное возрастание роли норм земельного права и законодательства, которые приобретают все большее значение в регулировании отношений сельскохозяйственной собственности и прежде всего право собственности на землю, купля, продажа, аренда земельных участков, охрана земель в Российской Федерации и др.

      Важное  значение стали приобретать  отношения в области  биржевой торговли и  ее новых форм, таких, как фьючерсная торговля, форвардные сделки, залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией сельскохозяйственных производителей и  организаций контрактной системы. Расширяются экспортные контракты на отечественную сельскохозяйственную продукцию непосредственно с ее производителями. Среди земельных норм выдвинулись на первый план нормы о праве собственности на землю, владении, пользовании и распоряжении землей, аренде земли, залоге, нормы, регулирующие правомочия субъектов земельных отношений, касающихся их земельных участков.

      Главным направлением преобразований в сфере АПК  становится внедрение  рыночных отношений  во все звенья сельскохозяйственных отношений и прежде всего развитие сельскохозяйственного рынка. Для него характерны непосредственная прямая связь между сельскохозяйственным производителем и потребителем его продукции, свободный выбор партнеров для договорных отношений, наличие конкуренции и свободно складывающихся цен на сельскохозяйственную продукцию. Развитие рыночных отношений освободило АПК от дотационного характера инвестирования, ликвидации монополизма поставщиков материальных ресурсов сельскому хозяйству, введению свободных рыночных цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Важнейшая задача правового регулирования рыночных отношений — укрепление договорных отношений между сельскохозяйственными и иными организациями, частными фермерскими хозяйствами и др. Развитие рыночной экономики в стране, определяемый программами экономических реформ законодательной власти, означает регулирование аграрного сектора на основе формирования частной собственности, развитие предпринимательства, поддержку многообразных форм собственности и форм ведения сельскохозяйственного производства. В процессе экономической реформы принят ряд законодательных актов, закрепивших основные направления и принципы развития рыночных отношений в аграрном секторе. Среди них главнейшее значение имеют акты о земельной реформе, преобразовании сельскохозяйственных предприятий (совхозов и колхозов) в коммерческие организации, ориентирующиеся на принципы частной собственности) и на этой основе проведение приватизации и демонополизации предприятий. Для реализации указанных преобразований потребовалось создание новой правовой базы, которая стала складываться в виде законодательства, принимаемого Федеральным Собранием, Президентом, Правительством Российской Федерации и субъектами Федерации. В Конституции Российской Федерации и ряде законов получила закрепление ориентация на многообразные формы собственности и производства, свободу хозяйствования и предпринимательской деятельности, устранение государственного вмешательства в деятельность сельскохозяйственных предприятий. На первом этапе аграрной реформы предполагалось создание правовой базы для такого преобразования, на основе которого должно осуществляться перераспределение земель, преобразование колхозов и совхозов в акционерные, кооперативные и другие типы предприятий, формирование крестьянских (фермерских) хозяйств, создание новых рыночных структур в сфере переработки, торговли, автосервиса.

Информация о работе Земельное право как отрасль российского права