Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 15:57, контрольная работа
Целью работы являлось изучение земельного права как отрасли российского права, а также нормативно-правовой базы и действующего российского законодательства в сфере земельного права.
в-третьих, относительно слабая привлекательность инвестиций в сельскохозяйственное производство в силу продолжительности цикла производства.
Необходимость
регулирования
Цель регулирования — преобразование сельского хозяйства в эффективную отрасль рыночной экономики; стабилизация агропромышленного производства; создание условий для нормального экономического функционирования производства, осуществления земельной реформы и прежде всего земельных преобразований, приватизации и разгосударствления; формирование структуры новых рыночных отношений, развитие предпринимательства. Регулирование земельных отношений обеспечивает и практикует сельскохозяйственным и агропромышленным коммерческим организациям выбор любой формы собственности и организации производства, свободу предпринимательской деятельности, самостоятельность хозяйствования и распоряжения сельскохозяйственной продукцией, а также полученными от се реализации доходами. В условиях современного положения в АПК государственное регулирование аграрных отношений способствует глубоким преобразованиям экономического, правового и социального характера.
В правовом плане предпосылки для развития рыночных отношений в АПК присущи не только земельным отношениям, но во многом имеют общий характер. Создание стабильных отношений в обществе, выработка четкой земельной политики в АПК предполагают совершенствование земельного законодательства, в том числе в сфере сельского хозяйства и АПК.
В действующем российском законодательстве сложились направления, по которым законодатель обозначил приоритеты развития. Федеральной целевой программой стабилизации и развития агропромъшленного производства в Российской Федерации на 2000—2005 годы определены основные направления развития агропромышленного производства, социальной инфраструктуры села, закреплен комплекс мер, направленных на сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности, формирование многоукладной экономики, преобразование земельных отношений на основе частной, государственной и муниципальной собственности, развитие различных форм организации производства. В числе первоочередных мер выделено осуществление земельной и аграрной реформ в целях реализации конституционных прав граждан на землю. Программа предусматривает комплексное переустройство агропромышленного производства, многоукладность сельского хозяйства, многообразие форм собственности на землю и средства производства, государственный протекционизм и регулирование развития АПК, его технико-технологическое переоснащение, развитие кооперации и интеграции. Основными направлениями становятся разработка и реализация мер по стабилизации агропромышленного производства, устранение диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, разработка системы продовольственного обеспечения населения, земельная реформа, введение в действие ценовых, налоговых, кредитных, бюджетных, таможенных и других регуляторов аграрной экономики, создание рыночной инфраструктуры, реорганизация системы и методов управления АПК, социальное преобразование села, подготовка кадров и др. На претворение этой Программы в жизнь нацелен ряд нормативных актов. Одним из них является постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 г. № 1186 "О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 2000-2005 годах - предусматривает сохранение дотаций на продукцию животноводства, поставляемую в федеральные и региональные фонды, на поддержку племенного дела в животноводстве и птицеводстве, элитного семеноводства, а также компенсации части стоимости содержания социальной инфраструктуры села, поддержку фермерских хозяйств.
В области приватизации предприятий постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. № 303 "О дополнительных мерах по стабилизации агропромышленного производства в 2000 году изменены методы приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции и предприятий по производственно-техническому обслуживанию сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственные производители стали привлекаться к участию в приватизации предприятий указанных сфер. Основные сферы регулирования направлены на осуществление следующих реформ: а) земельной; б) собственности; в) структуры сельскохозяйственных коммерческих организаций; г) отношений сельскохозяйственных производителей государством; д) экономических взаимоотношений с другими отраслями народного хозяйства.
В Указе Президента Российской федерации от 27 октября 2000г. № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России предусмотрена система мер государственной поддержки АПК. Он предусматривает:
-кредитование (в том числе и льготное) сельских товаропроизводителей под сезонные затраты;
-финансирование государственных капитальных вложений на развитие науки и приоритетных целевых программ в сельском хозяйстве;
-становление и развитие частных фермерских хозяйств;
-предоставление инвестиционных кредитов; формирование уставных капиталов создаваемых крестьянских банков, страховых обществ и пр.
Указ Президента направлен на поддержку агропромышленного комплекса и оказание ему государственной помощи. Это предполагает гарантирование цен на закупаемую государством сельскохозяйственную продукцию, льготы по тарифам, кредитам и материально-техническому обеспечению. Государство должно взять на себя часть риска резкого снижения цен на сельскохозяйственную продукцию и предотвратить монопольный рост цен. Однако углубляющийся диспаритет цен и доходов промышленности и сельского хозяйства остается фактором развивающегося кризиса сельского хозяйства.
Среди
нормативных актов следует
Решающая
роль регулирования земельных
Вышеперечисленные законодательные акты определяют наметившиеся прогрессивные тенденции развития сельского хозяйства. Следует подчеркнуть, однако, что на местах практическое воплощение законодательных актов происходит не столь эффективно, в том числе из-за нечеткости ряда нормативных актов в этой области, что позволяет избежать предусматриваемых ими направлений развития либо проводить изменения формально, фиктивно. Это дает возможность проводить акционирование без формирования реальных собственников-акционеров, создавать новые коммерческие организации без изменения сути существовавших в них правовых отношений собственности, управления и пр. Такие процессы, как приватизация, разгосударствление, подменяются фиктивной приватизацией и фиктивным разгосударствлением. Вместо создания оптимальных по размерам крестьянских хозяйств, способных использовать существующую сельскохозяйственную технику, идет процесс возвращения к ручному труду. Акционирование, не подкрепленное законодательством об эффективном использовании полученной земельной доли или земельного участка, ведет к их омертвлению, снижению эффективности использования земельных участков.
Социально-экономические преобразования в стране поставили вопрос об изменении подходов к развитию отрасли сельского хозяйства. Ранее достаточно однородные предприятия сельского хозяйства находились в жестком административно-командном подчинении органов управления различного уровня. Управление одними предприятиями практически не отличалось от управления другими, невзирая на их государственный или кооперативный характер. Почти не принимались во внимание национальные, природно-климатические и другие различия в деятельности этих предприятий. Формирование сельскохозяйственных предприятий нового типа, основанных на различных формах собственности, значительно усложнило их отношения с государственными органами управления сельским хозяйством. Начался поиск иных подходов и взаимоотношений между названными органами и сельскохозяйственными коммерческими организациями. К этому оказались неподготовленными ни органы исполнительной власти, ни законодательные органы.
В программах развития сельского хозяйства, разработанных Правительством и Федеральным Собранием Российской Федерации, в документах и программах, подготовленных в порядке инициативы, зачастую высказываются лишь общие пожелания со ссылкой на использование и защиту многообразных форм собственности в сельском хозяйстве и более или менее определенная позиция в области земельных преобразований. Пути развития сельского хозяйства на перспективу, основы аграрной реформы и проблемы ее реализации не были представлены и не обсуждались на более или менее высоком уровне управления. В связи с этим и перестройка аграрных отношений, и вопросы дальнейшего управления развитием сельского хозяйства носят стихийный характер, не вылились в программы и решения аграрной реформы, о подкреплении земельной реформы мерами государственной поддержки, о перестройке управления этой отраслью народного хозяйства.
Федеральное Собрание, Президент и Правительство Российской Федерации приняли большое число нормативных актов, касающихся земельной реформы, реорганизации существующих форм сельскохозяйственных предприятий, перестройки отношений в области закупок сельскохозяйственной продукции, помощи сельскохозяйственным предприятиям, однако из-за отсутствия у государства материальных возможностей эти акты не оказали предполагаемого воздействия на развитие сельскохозяйственного производства. Программы аграрной реформы по-прежнему носят во многом стихийный характер, не влияют кардинально на темпы и направления преобразований в сельском хозяйстве. Главный принцип государственной поддержки аграрного сектора — не удовлетворение любых финансовых запросов отрасли, а реальная реформа ее экономического механизма. В связи с этим предлагается признать АПК в целом наиболее социально значимым, приоритетным направлением развития народного хозяйства, предусматривается: поэтапность проведения земельной и аграрной реформ; комплексный подход в решении вопросов государственного регулирования рыночных отношений в АПК; обеспечение развития многоукладной экономики села с учетом создания правовых нравных экономических условий функционирования хозяйств различных форм собственности; укрепление материально-технической базы села, сферы переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; обеспечение структурной перестройки АПК и развитие фондопроизводящих отраслей; развитие инфраструктуры села и др. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 2000-2005 годы признала необходимым разработать и принять ряд актов по проблемам регулирования отношений по развитию агропромышленного комплекса. И в первую очередь подготовить законы: о государственном регулировании агропромышленного производства, о страховании сельскохозяйственного производства, о крестьянском (фермерском) хозяйстве, о сельскохозяйственном научном учреждении и его научно-производственной базе, Земельный кодекс, а также нормативные акты. об экономических условиях функционирования АПК. При этом, как отмечалось в постановлений, при разработке системы государственного регулирования сельского хозяйства необходимо использовать не только зарубежный опыт, но и традиции, региональные и национальные особенности сельскохозяйственного производства.
Земельные отношения регулируются органами управления сельским хозяйством совместно с другими органами государственного управления, каждый из которых действует в пределах своей компетенции, В осуществление государственного регулирования вовлечены как федеральные органы государственной власти, так и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы общей компетенции, органы управления сельским хозяйством всех уровней, а также органы, наделенные специальной компетенцией в сфере своих полномочий.
Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 2000-2005 годы закрепляет в числе основных принципов формирования новых организационных структур государственного управления АПК:
-соблюдение
законодательства о
-укрепление связи федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
-повышение роли и ответственности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как центрального отраслевого органа государственного управления.
Наряду с этим в число основных принципов включены положения об упорядочении механизма управления государственным сектором АПК, усиление органов хозяйственного и местного (сельского) самоуправления и др.
Современная система органов опирается на центральные органы Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ниже на министерства сельского хозяйства республик, входящих в Федерацию, на управления и департаменты сельского хозяйства в краях и областях, автономных образованиях, на комитеты продовольствия городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также на районные управления (отделы) сельского хозяйства.
Основные задачи органов управления сельским хозяйством по действующему ныне постановлению Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1995 г. №81— разработка и реализация государственной политики в области сельского хозяйства и продовольствия, перерабатывающей промышленности, осуществление аграрных преобразований, перестройка отношений и приспособление их к рыночным условиям.
Важнейшими направлениями регулирующей деятельности сельскохозяйственных органов являются:
-прогнозирование развития сельского хозяйства; осуществление структурной перестройки в отрасли;
-разработка и координация в ходе выполнения государственных программ развития АПК;
-содействие
развитию всех
форм собственности
и самостоятельности
хозяйствования
Информация о работе Земельное право как отрасль российского права