Земельное право как отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 15:57, контрольная работа

Описание

Целью работы являлось изучение земельного права как отрасли российского права, а также нормативно-правовой базы и действующего российского законодательства в сфере земельного права.

Работа состоит из  1 файл

земельное право.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

      Развитие  частно-собственнических отношений в АПК  существенно затронула  формирование и деятельность собственно аграрного  рынка, включающего в себя рынок сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. Система отношений в этой области формируется под воздействием законодательства прежде всего о сбыте сельскохозяйственной продукции. Сфера регулирования рыночных отношений закреплена Конституцией Российской Федерации. Как записано в ст. 74 Конституции, на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

      В последние годы принят ряд нормативных  актов, регулирующих аграрный рынок. Среди  них Указы Президента Российской Федерации  от 12 февраля 1993 г. № 218 "О  формировании федеральных  и региональных продовольственных  фондов в 1993 году"', от 10 августа 1992 г. № 826 "О мерах по формированию Федеральной контрактной системы и постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1992 г. № 565 "О реализации Указа Президента Российской Федерации "О мерах по формированию Федеральной контрактной системы". Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд"'. В этих актах речь идет о системе закупок зерна и другой сельскохозяйственной продукции государством на основе рыночных цен. И наконец в 2001 г. принят Земельный Кодекс Российской Федерации.

      Экономические меры регулирования рыночных отношений  осуществляются различными путями, в  том числе в виде прямой товарной интервенции на земельном рынке, организации государственных и коммерческих структур рынка, контроля со стороны российского действующего законодательства за деятельностью рыночных структур для предотвращения монополизации и недобросовестной конкуренции, вовлечения в рыночные отношения частных структур. Для поддержания стабильности рыночных отношений создаются фонды стабилизации, закупается продовольствие за рубежом, реализуемое затем на аграрном рынке. На сельскохозяйственный рынок полностью распространяется Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г.

      Созданию  конкурентного рынка способствуют законодательные меры по ликвидации препятствий для передвижения товаров  и капиталов, развитию биржевых форм товарооборота и рыночной инфраструктуры, формированию кооперативов по сбыту и заготовке сельскохозяйственной продукции. Регулирование рыночных отношений предполагает установление в законодательстве закупок государством сельскохозяйственной продукции и объявление заранее закупочных цен, возможность приема в залог сельскохозяйственной продукции по заранее обусловленным залоговым ценам, выделения дотаций при покупке отдельных видов сельскохозяйственной продукции. При этом допускаться льготное кредитование, льготное налогообложение, страхование от коммерческого риска. В рыночной практике применяется гарантирование закупочных цен, предназначенных для поддержания доходов сельскохозяйственных производителей.

      Между тем многие правовые акты, предназначенные  для регулирования  рыночных отношений, и прежде всего  крупных товарных потоков, пока недостаточно отработаны. Внедрение рыночных отношений требует установления должной системы контроля за качеством сельхозпродукции. Система рыночных отношений требует введения новых отношений по заключению сделок с землей, их выполнению. Помимо контрактной системы рыночные отношения предполагают внедрение фьючерсных и форвардных сделок, введение системы страхования от колебания цен на рынке земли и пр. Фьючерсные сделки на биржах предусматривают поставку товара с оплатой в будущем. Стандартизированный контракт означает продажу в будущем определенного товара по фиксированной в момент покупки цене. При форвардной сделке товар поставляется к назначенному времени. Цена или метод ее определения устанавливаются в момент поставки.

      Таким образом, при биржевой торговле массовой сельскохозяйственной продукцией все более важное значение приобретает реализация товара, который будет получен в будущем. Стороны сделки о будущей поставке товара при известном качестве интересуются в основном ценой. Это цена, застрахованная от изменения в будущем, в значительной степени гарантирована. Стороной сделки становится сама биржа с ее расчетной палатой. В настоящее время большинство сделок в области сбыта сельскохозяйственной продукции заключаются в форме ее закупок. Переработанная сельскохозяйственная продукция поставляется на контрактной основе. Такие сделки заключаются за счет бюджетных средств для обеспечения государственных нужд по федеральным программам для федеральных нужд, а по региональным программам — для нужд субъектов Федерации. В федеральные нужды включаются объемы экспортных поставок, поддержание государственных материальных резервов, уровня обороноспособности и государственной безопасности, производства продуктов детского питания. Перечни и объемы этих поставок определяются Правительством Российской Федерации. Перечень и объемы региональных фондов устанавливаются исполнительными органами субъектов Федерации. Выделенные исполнительными органами заказчики предоставляют сельскохозяйственным предприятиям необходимые финансовые средства, получаемые для этих целей из государственного бюджета. Заказчик вправе осуществлять закупки через биржи, оптовые продовольственные рынки, ярмарки, аукционы на основе договоров закупки, поставки, лизинга, фьючерсных и форвардных сделок. Порядок закупок и поставок определяется на основе актов, издаваемых Правительством Российской Федерации. Договоры закупок сельскохозяйственной -продукции включают систему стимулов и льгот для поставщика, подробный перечень обязанностей сторон, а также меры ответственности за невыполнение договора.

      Законодательство, направленное на формирование рыночных отношений в АПК, решило ряд важных проблем: создало возможность сельскохозяйственным коммерческим организациям действовать  самостоятельно (диспозитивно), исходя из собственных интересов; предоставило право свободно распоряжаться произведенной продукцией, строить свои договорные отношения на добровольной основе; сформировало основы новых рыночных отношений в виде системы закупок в государственные резервы, системы заготовок через биржи, оптовые рынки, ярмарки и пр.

      Вместе  с тем в развитии законодательства в этой области имеются недостатки. Основным из них является недостаточная  разработанность концепции рыночного  развития агропромышленного комплекса. Если за долгие годы социалистического развития рыночные отношения постоянно сдерживались законодательством, то в настоящее время последнее во многом ориентирует на саморегулирование рынка, на рыночную экономику, которая должна все отрегулировать сама. Государство занимает выжидательную позицию, не вмешиваясь в процессы рыночных отношений. В результате вместо цивилизованного рынка с четкой инфраструктурой мы имеем стихийный рынок с теневой экономикой, во многом дезорганизующей отношения на рынке с землей. Мало регулируется конкуренция между продавцом и покупателем, не до конца отрегулирована не только практика, но и теория ценообразования, не решены вопросы о размерах государственной интервенции в рыночные отношения и многие другие правила работы рынка. Во многом это вытекает из неясности общей проблемы: стоит ли помогать сельскому хозяйству и в какой мере в период перехода на рыночные отношения или дать событиям развиваться стихийно.

      Важным  направлением развития рыночных отношений  является предоставление приоритета отечественным производителям и переработчикам продовольствия. Такие нормы сейчас осуществляются в отношений зерна.

      Важнейшим сектором аграрного рынка является продовольственный рынок, который  черпает свои ресурсы главным  образом в сельском хозяйстве, хотя включает и продовольственный импорт, продукты моря, охотничьего промысла и пр. На развитии рыночных отношений в продовольственном рынке сказались спад производства в сельском хозяйстве и особенно животноводстве, монополизм в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, где господствуют крупные перерабатывающие предприятия, устанавливающие высокие цены на выпускаемое ими продовольствие. Такое положение привело к сокращению производства продовольствия, поскольку население в основной массе вынуждено отказываться от покупки чрезмерно дорогих продуктов. При сокращении выпуска продовольствия образовалось затоваривание продовольствием животного происхождения, существенно сократился необходимый ассортимент продукции. Последствия государственного регулирования в этой области оказались противоположными предполагаемым результатам. Следует подчеркнуть, что продовольственное снабжение страны российскими продуктами питания за последние годы несколько снизилось, усиливается  социальная напряженность из-за недостатка полноценного питания, страдает сама отрасль заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции.

      Принятое  в последнее время  российское законодательство направлено главным  образом на формирование антимонопольного законодательства в этой области, что нашло отражение в Законе Российской Федерации от 1 июля 1993 г. "Об особенностях преобразования в акционерные общества кооперативно-государственных (государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе". Перерабатывающие предприятия выводятся из системы административных границ и административной подчиненности местным органам власти, принимаются существенные меры в области борьбы с монополизмом, разрабатываются меры антимонопольного законодательства применительно к этим предприятиям. Следующим важным направлением развития земельного законодательства, регулирующего отношения на продовольственном рынке, является введение системы залоговых отношений и контрактной системы заготовки продовольствия в федеральные и региональные фонды. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с другими ведомствами подготовило и внесло в Правительство Проект программы развития оптовых продовольственных рынков до 2005 года, где предусматривается развитие биржевой торговли сельскохозяйственными продуктами в качестве условия развития рыночных отношений. Биржа рассматривается как рынок качественно однородных сельскохозяйственных товаров, где сделки совершаются без предъявления этих товаров. С точки зрения регулирования рыночных отношений биржа выступает как объединение юридических и физических лиц, организующих торги, следящих за соблюдением правил торговли на основе конкуренции между продавцом и покупателем. Функционирование оптовых сельскохозяйственных рынков основывается на Указе Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. № 65 "О свободе торговли"', предоставившем возможность сельскохозяйственным производителям заключать сделки, в том числе на биржах, вести торгово-предпринимательскую деятельность. Вместе с тем биржевая торговля основными сельскохозяйственными продуктами пока ведется и на бирже, и через систему заготовок в госрезервы через закупочные корпорации.

      Для развития биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 2 мая 1993 г. № 452 "О мерах по стимулированию роста организованного товарооборота биржевых товаров через товарные биржи" Минсельхозу поручено обеспечить условия фермерским хозяйствам и веем сельскохозяйственным предприятиям для совершения срочных опционных биржевых сделок по действующим на биржах правилам торговли. Упоминаемые в постановлении Правительства опционные сделки (сделки с премией) — особый вид биржевой сделки с ограниченным, по сравнению с фьючерсной сделкой, риском. Покупатель опциона приобретает право купить или продать определенный вид товаров по заранее установленной в момент заключения сделки цене в пределах согласованного периода или отказаться от нее.

      В соответствии с Законом  Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. "О товарных биржах и биржевой торговле", с последующими изменениями и дополнениями сельскохозяйственные коммерческие организации могут совершать срочные и опционные биржевые сделки только через организуемые ими брокерские конторы или на договорной основе через брокерские фирмы, осуществляющие деятельность на данной бирже. Право заниматься биржевой деятельностью наступает после уплаты установленного биржевого сбора. Торги ведутся через биржевых посредников. Сельскохозяйственные производители заключают с ними договоры на брокерское обслуживание, в которых определяются взаимные обязательства сторон и ответственность за их нарушение. Предложение продажи оформляется договором поручения на продажу или договором комиссии. Сделки оформляются биржевым контрактом (договором поставки).

ГЛАВА 5. РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Определение и правовое положение органов, осуществляющих государственный контроль и государственное управление сельским хозяйством. 

      Под регулированием развития сельского хозяйства  понимаются целенаправленное регулирование со стороны земельного законодательства на организацию хозяйственной  деятельности коммерческих организаций в  указанной сфере путем издания нормативных актов. Важнейшими инструментами такого регулирования являются закупочная, налоговая, ценовая, кредитная, страховая, внешнеэкономическая политика, т.е. преимущественно экономические методы.

      Регулирование сельского хозяйства представляет собой сложную систему экономических, правовых, организационно-административных, научных мероприятий.

      Предметом регулирования являются земельные отношения  в производственно-хозяйственной, социальной и иных сферах деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций.

      Специфику регулирования рыночных земельных отношений  определяют:

     во-первых, разнообразие природно-климатических  факторов, которые  требуют формирования системы правовых мер, направленных на защиту сельскохозяйственных производителей от риска, вызываемого стихийными обстоятельствами, — страхование сельскохозяйственного производства;

     во-вторых, нестабильность цен  на сельскохозяйственную продукцию, во многом зависящих от природных  факторов, экономических  условий сельскохозяйственного рынка, его конъюнктуры;

Информация о работе Земельное право как отрасль российского права