Водное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 06:06, лекция

Описание

Водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Они охватывают географически определенные места постоянного скопления вод на поверхности земли в пределах территории Российской Федерации либо в ее недрах. Вместе с тем не любое сосредоточение вод в водоеме или водотоке будет считаться водным объектом. Водный объект характеризуется наличием признаков водного режима.

Содержание

Объекты и субъекты водных отношений. Право собственности на водные объекты. Водное законодательство.
Права водопользования: понятие, виды, сроки, объекты, субъекты.
Основания возникновения права водопользования. Договор водопользования. Предоставление водных объектов в пользование на основании решения.
Прекращение права водопользования
Государственный водный реестр. Нормирование качества водных объектов и допустимого воздействия на водные объекты.
Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов
Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов
Основные требования к использованию водных объектов
Приостановление или ограничение водопользования
Платежи за пользование водными объектами
Водопользование для питьевого и хозяйственно-бытового назначения
Правовой режим водоохранных зон и их прибрежных полос
Ответственность за нарушение водного законодательства

Работа состоит из  1 файл

Тема 13. Водное право.doc

— 258.50 Кб (Скачать документ)

       В соответствии со ст. 6 Водного кодекса  РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти должен устанавливать Правила охраны жизни людей на водных объектах, в соответствии с которыми осуществляется использование водных объектов общего пользования. Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2006 года это полномочие делегировано органам государственной власти субъектов РФ, которые должны согласовывать эти Правила с территориальным органом МЧС, с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в случае, когда водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставлены в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

       Кроме того, органы местного самоуправления устанавливают Правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

       Законодательством РФ могут устанавливаться ограничения  и запреты отдельных видов деятельности на водных объектах общего пользования. Например, могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также иные запреты.

       Информация  о таких ограничениях должна доводиться до граждан через СМИ и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

       Вдоль береговой линии водного объекта общего пользования устанавливается береговая полоса. Она также предназначена для общего пользования, но не является частью водного объекта. Ширина береговой полосы варьируется от 5 до 20 метров. Для каналов, рек и ручьев, протяженностью не более 10 км, составляет 5 метров, а для остальных водных объектов – 20 метров.

       Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных  выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

       Субъекты водных отношений

       В качестве субъектов водных отношений выступают Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.

       От  имени Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

       Субъектами  водных отношений являются также  граждане и юридические лица. На них распространяются положения гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности. Водный кодекс специальных требований к право и дееспособности граждан и юридических лиц не устанавливает.

       Право собственности на водные объекты

       Водные  объекты находятся в собственности  Российской Федерации (федеральной собственности).

       Исключения  составляют лишь пруды и обводненные  карьеры.

       Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

       Иное, в частности, установлено в ст. 7 Федерального закона от 3 июня 2006 г. (в  ред. 14.07.2003) «О введении в действие Водного  кодекса РФ».

       1. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности. 
 

       

       2. Земельные участки, которые не  находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации. 

         

       3. Земельные участки, которые не  находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений. 

         

       4. Земельные участки, которые не  находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов. 

       Т.е. право собственности на земельный участок распространяется на расположенные на этом участке пруды и обводненные карьеры.

       Таким образом, пруды и обводненные  карьеры являются принадлежностью земельного участка, а отношения по приобретению прав собственности и их использованию регулируются преимущественно земельным и гражданским законодательством, которые имеют приоритет в этой части по отношению к водному.

       Отчуждение  земельного участка без таких  водоемов не допускается, это вытекает из п. 3 ст. 8 Водного кодекса РФ, где  говорится, что право собственности на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

       Данные  земельные участки разделу не подлежат, если в результате раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Следовательно, все нормы Земельного кодекса РФ о предоставлении земельных участков, их формировании, купле-продаже, передаче в аренду, совершении других сделок в полном объеме распространяются на земельные участки вместе с расположенными в их границах водоемами.

       По  отношению к прудам и обводненным  карьерам, находящимся в частной  собственности, не действуют требования, связанные с водопользованием. К примеру, не применяется процедура заключения договоров водопользования или вынесения решения о предоставлении такого водного объекта в пользование.

       За  пользование земельным участком, в том числе за площадь, занятую прудом или обводненным карьером, с собственника земельного участка взимается земельный налог, а не водный и не плата за пользование водными объектами. Пo отношению к прудам и обводненным карьерам не устанавливаются водоохранные зоны.

       Вместе  с тем пруды и обводненные  карьеры, будучи принадлежностью земельного участка, остаются в составе водных объектов. Поэтому многие черты правового режима названных водных объектов совпадают с правовым режимом других водных объектов, а отношения по поводу целей их использования, охраны, определения прав и обязанностей собственников, осуществления функций государственного управления, регулируются водным законодательством.

       Так, пруды и обводненные карьеры  входят в состав водного фонда, сведения о них заносятся в Государственный  водный реестр, по отношению к ним  проводится государственный мониторинг, и они являются объектом государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

       Естественное  изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.

       Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.

       Содержание  права собственности на водные объекты определяется гражданским законодательством, и состоит в праве свободно владеть, пользоваться и распоряжаться водными объектами. Хотя правомочие владения в этой триаде имеет определенную специфику. Владение водными объектами во всей полноте невозможно, поскольку сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена.

       Водное  законодательство

       Статья 2 Водного кодекса РФ определяет водное законодательство в узком смысле, включая в него лишь собственно Водный Кодекс и другие федеральные законы и принимаемых в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации.

       Центральным нормативным правовым актом, регулирующим водные отношения в нашей стране является принятый 3 июня 2006 года Водный кодекс РФ. Структура данный нормативный правовой акт содержит основные положения, касающиеся охраны и использования водных объектов.

       Первая  глава Кодекса «Общие положения» содержит общую характеристику водных правоотношений. В ней раскрываются основные принципы, основные понятия и система водного законодательства, классифицируются водные объекты и определен круг участников водных отношений.

       В главе второй «Право собственности и иные права на водные объекты» закрепляется преимущественно федеральная собственность на водные объекты, а также многообразие форм собственности на пруды и обводненные карьеры.

       Глава третья посвящена договору водопользования и решению о предоставлении водного объекта в пользование. В ней регламентируются договорные отношения и плата за пользование водными объектами.

       В главе четвертой «Управление в области использования и охраны водных объектов» определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Регламентируются также отдельные функции управления (мониторинг и реестр водных объектов, контроль и надзор над использованием и охраной водных объектов и т.д.). Важным новшеством ВК РФ является передача отдельных полномочий федеральных органов государственной власти органам государственной власти субъектов Федерации за счет субвенций федерального бюджета.

       В главе пятой «Водопользование» устанавливаются основные требования к использованию водных объектов, регламентируются ограничение и приостановление водопользования. Кроме того, дан широкий перечень различных целей водопользования: от питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения до обеспечения пожарной безопасности.

       В главе шестой «Охрана водных объектов» наряду с общими положениями об охране водных объектов предусматриваются требования по особым видам водных объектов (болота, ледники и снежники) или же в связи с особыми видами хозяйственной деятельности (при выработке электроэнергии, строительстве водохозяйственных систем и т.д.). В Кодексе весьма подробно определен правовой режим и ширина водоохранных зон и их прибрежных защитных полос. Ранее это предусматривалось лишь на уровне подзаконных нормативных правовых актов.

       Наконец, в седьмой главе «Ответственность за нарушение водного законодательства» предусматриваются уголовная и административная ответственность за нарушение водного законодательства, а также возмещение виновными лицами вреда.

       Помимо  Водного кодекса РФ водные отношения  регулируются такими Федеральными законами, как:

       Федеральный закон от 3 июня 2006 г. «О введении в  действие Водного кодекса РФ»

       Федеральный закон от 1 мая 1999 г. «Об охране озера  Байкал»

       Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

       Федеральный закон от 31 июля 1997 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» и пр.

Информация о работе Водное право