Водное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 06:06, лекция

Описание

Водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Они охватывают географически определенные места постоянного скопления вод на поверхности земли в пределах территории Российской Федерации либо в ее недрах. Вместе с тем не любое сосредоточение вод в водоеме или водотоке будет считаться водным объектом. Водный объект характеризуется наличием признаков водного режима.

Содержание

Объекты и субъекты водных отношений. Право собственности на водные объекты. Водное законодательство.
Права водопользования: понятие, виды, сроки, объекты, субъекты.
Основания возникновения права водопользования. Договор водопользования. Предоставление водных объектов в пользование на основании решения.
Прекращение права водопользования
Государственный водный реестр. Нормирование качества водных объектов и допустимого воздействия на водные объекты.
Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов
Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов
Основные требования к использованию водных объектов
Приостановление или ограничение водопользования
Платежи за пользование водными объектами
Водопользование для питьевого и хозяйственно-бытового назначения
Правовой режим водоохранных зон и их прибрежных полос
Ответственность за нарушение водного законодательства

Работа состоит из  1 файл

Тема 13. Водное право.doc

— 258.50 Кб (Скачать документ)

       5. Государственный водный реестр. Нормирование качества водных объектов и допустимого воздействия на водные объекты.

       Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

       В государственном водном реестре  осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

       Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

       В государственный водный реестр включаются документированные сведения:

       1) о бассейновых округах;

       2) о речных бассейнах;

       3) о водохозяйственных участках;

       4) о водных объектах, расположенных  в границах речных бассейнов,  в том числе об особенностях  режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;

       5) о водохозяйственных системах;

       6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении;

       7) о гидротехнических и иных  сооружениях, расположенных на водных объектах;

       8) о водоохранных зонах и прибрежных  защитных полосах, других зонах  с особыми условиями их использования;

       9) о решениях о предоставлении  водных объектов в пользование;

       10) о договорах водопользования;

       11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.

       Порядок ведения водного реестра утвержден  постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. № 253.

       Реестр  состоит из трех разделов:

       «Водные объекты и водные ресурсы»

       «Водопользование»

       «Инфраструктура на водных объектах». 

       Сбор  и хранение документированных сведений о подземных водных объектах осуществляются в соответствии с законодательством о недрах.

       Документированные сведения государственного водного  реестра относятся к государственным информационным ресурсам.

       Эти сведения носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

       Заинтересованное  лицо может получить информацию из водного реестра в течение 5 рабочих дней.

       Отказ в предоставлении сведений должен быть мотивированным и может быть обжалован  в судебном порядке.

       За  предоставление копий документов из водного реестра взимается плата. Размер указанной платы, порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации (50 рублей за лист формата А4 за 1 лист).

       Кроме того, информация о предоставлении водных объектов в пользование размещается на официальном сайте Федерального агентства водных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

       Ведение государственного водного реестра  осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов.

       Нормирование  качества водных объектов и допустимого  воздействия на водные объекты

       Нормированию  качества водных объектов посвящена ст. 35 Водного кодекса РФ.

       Основным  способом поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

       Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

       Порядок утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты установлен постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты». В соответствии с названным постановлением нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

       Кроме того, Приказом МПР РФ от 12.12.2007 № 328 утверждены методические указания по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

       Утверждение нормативов возможно только при наличии  положительного заключения государственной экологической экспертизы.

       Для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна Разрабатываются и утверждаются целевые показатели качества водных объектов.

       Количество  веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

       6. Государственный  контроль и надзор  за использованием  и охраной водных объектов

       Задачей государственного контроля и надзора  за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения:

       1) требований к использованию и  охране водных объектов;

       2) особого правового режима использования  земельных участков и иных  объектов недвижимости, расположенных  в границах водоохранных зон  и зон санитарной охраны источников  питьевого и хозяйственно-бытового  водоснабжения;

       3) иных требований водного законодательства (ст. 36 Водного кодекса РФ).

       Государственный водный контроль и надзор осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном.

       Федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Региональный государственный контроль и надзор – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

       Критерии  отнесения водных объектов к объектам, подлежащим федеральному водному контролю и надзору и региональному водному контролю и надзору, определены постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 640. В соответствии с названными критериями к водным объектам, подлежащим федеральному водному контролю и надзору относятся:

       а) поверхностные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

       б) водные объекты или их части, находящиеся на землях обороны и безопасности, а также используемые для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

       в) внутренние морские воды;

       г) территориальное море Российской Федерации;

       д) особо охраняемые водные объекты либо водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

       е) водные объекты или их части, являющиеся объектами, объявленными рыбохозяйственными заповедными зонами;

       ж) водные объекты, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

       з) трансграничные (пограничные) водные объекты;

       и) водные объекты или их части используемые для нужд городов с численностью населения сто тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год.

       Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному водному контролю и надзору, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному водному контролю и надзору.

       Перечень  должностных лиц федеральных  органов исполнительной власти, должностных  лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный водный контроль и надзор, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

       При осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов государственные инспектора имеют право:

       1) осуществлять проверки объектов, подлежащих контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;

       2) проверять соблюдение требований  к использованию и охране водных объектов;

       3) составлять по результатам проверок  акты и представлять их для  ознакомления водопользователям;

       4) давать обязательные для исполнения  предписания об устранении выявленных  в результате проверок нарушений  условий использования водных объектов и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;

       5) осматривать в установленном  порядке и при необходимости  задерживать суда (в том числе иностранные) и другие плавучие средства, допустившие загрязнение с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором либо не принявшие необходимых мер по предотвращению такого загрязнения водных объектов;

       6) уведомлять в письменной форме  стороны, заключившие договор  водопользования, о результатах  проверок, выявленных нарушениях  условий использования водных объектов;

       7) предъявлять физическим лицам,  юридическим лицам требования  о проведении необходимых мероприятий  по охране водных объектов  и по организации контроля  за соответствием сточных вод  нормативам допустимого воздействия на водные объекты и воздействием сточных вод на них;

       8) предъявлять иски в суд, арбитражный  суд в пределах своей компетенции;

       9) привлекать в установленном порядке  научно-исследовательские, проектно-изыскательские  и другие организации для проведения  соответствующих анализов, проб, осмотров и выдачи заключений в случаях аварий на водных объектах.

       Решения органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, являются обязательными для исполнения всеми участниками водных отношений. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

       Порядок осуществления государственного контроля и надзора за использованием и  охраной водных объектов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 г. № 801.

Информация о работе Водное право