Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 06:06, лекция
Водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Они охватывают географически определенные места постоянного скопления вод на поверхности земли в пределах территории Российской Федерации либо в ее недрах. Вместе с тем не любое сосредоточение вод в водоеме или водотоке будет считаться водным объектом. Водный объект характеризуется наличием признаков водного режима.
Объекты и субъекты водных отношений. Право собственности на водные объекты. Водное законодательство.
Права водопользования: понятие, виды, сроки, объекты, субъекты.
Основания возникновения права водопользования. Договор водопользования. Предоставление водных объектов в пользование на основании решения.
Прекращение права водопользования
Государственный водный реестр. Нормирование качества водных объектов и допустимого воздействия на водные объекты.
Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов
Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов
Основные требования к использованию водных объектов
Приостановление или ограничение водопользования
Платежи за пользование водными объектами
Водопользование для питьевого и хозяйственно-бытового назначения
Правовой режим водоохранных зон и их прибрежных полос
Ответственность за нарушение водного законодательства
5. Государственный водный реестр. Нормирование качества водных объектов и допустимого воздействия на водные объекты.
Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.
Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
В государственный водный реестр включаются документированные сведения:
1) о бассейновых округах;
2) о речных бассейнах;
3) о водохозяйственных участках;
4) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;
5) о водохозяйственных системах;
6)
об использовании водных
7) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;
8)
о водоохранных зонах и
9) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование;
10) о договорах водопользования;
11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.
Порядок
ведения водного реестра
Реестр состоит из трех разделов:
«Водные объекты и водные ресурсы»
«Водопользование»
«Инфраструктура
на водных объектах».
Сбор и хранение документированных сведений о подземных водных объектах осуществляются в соответствии с законодательством о недрах.
Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам.
Эти сведения носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
Заинтересованное лицо может получить информацию из водного реестра в течение 5 рабочих дней.
Отказ в предоставлении сведений должен быть мотивированным и может быть обжалован в судебном порядке.
За предоставление копий документов из водного реестра взимается плата. Размер указанной платы, порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации (50 рублей за лист формата А4 за 1 лист).
Кроме
того, информация о предоставлении
водных объектов в пользование размещается
на официальном сайте Федерального агентства
водных ресурсов в информационно-
Ведение государственного водного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов.
Нормирование качества водных объектов и допустимого воздействия на водные объекты
Нормированию качества водных объектов посвящена ст. 35 Водного кодекса РФ.
Основным способом поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Порядок утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты установлен постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты». В соответствии с названным постановлением нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Кроме того, Приказом МПР РФ от 12.12.2007 № 328 утверждены методические указания по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Утверждение нормативов возможно только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна Разрабатываются и утверждаются целевые показатели качества водных объектов.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
6. Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов
Задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения:
1) требований к использованию и охране водных объектов;
2)
особого правового режима
3) иных требований водного законодательства (ст. 36 Водного кодекса РФ).
Государственный водный контроль и надзор осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном.
Федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Региональный государственный контроль и надзор – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Критерии отнесения водных объектов к объектам, подлежащим федеральному водному контролю и надзору и региональному водному контролю и надзору, определены постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 640. В соответствии с названными критериями к водным объектам, подлежащим федеральному водному контролю и надзору относятся:
а) поверхностные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
б) водные объекты или их части, находящиеся на землях обороны и безопасности, а также используемые для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;
в) внутренние морские воды;
г) территориальное море Российской Федерации;
д) особо охраняемые водные объекты либо водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;
е) водные объекты или их части, являющиеся объектами, объявленными рыбохозяйственными заповедными зонами;
ж) водные объекты, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
з) трансграничные (пограничные) водные объекты;
и) водные объекты или их части используемые для нужд городов с численностью населения сто тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год.
Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному водному контролю и надзору, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному водному контролю и надзору.
Перечень должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный водный контроль и надзор, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов государственные инспектора имеют право:
1)
осуществлять проверки
2)
проверять соблюдение
3)
составлять по результатам
4)
давать обязательные для
5) осматривать в установленном порядке и при необходимости задерживать суда (в том числе иностранные) и другие плавучие средства, допустившие загрязнение с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором либо не принявшие необходимых мер по предотвращению такого загрязнения водных объектов;
6)
уведомлять в письменной форме
стороны, заключившие договор
водопользования, о
7)
предъявлять физическим лицам,
юридическим лицам требования
о проведении необходимых
8)
предъявлять иски в суд,
9)
привлекать в установленном
Решения органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, являются обязательными для исполнения всеми участниками водных отношений. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке.
Порядок осуществления государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 г. № 801.