Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:47, дипломная работа
Целью исследования является анализ и обобщение теоретических положений и правоприменительной практики по вопросам авторского права, определение общего понятия авторского права и его конкретизация.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть историю становления и понятие авторского права;
- охарактеризовать современное правовое регулирование авторского
права;
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Становление авторского права в Республике Казахстан
1.1 История становления и понятие авторского права………………….7
1.2 Современное правовое регулирование авторского права………….10
2 Общие положения авторского права
2.1 Объекты авторского права…………………………………………...13
2.2 Субъекты авторского права…………………………………………..21
2.3 Содержание авторских прав………………………………………….26
3 Авторский договор как ключевая категория авторского права
3.1 Понятие и значение авторского договора…………………………...43
3.2 Содержание авторского договора……………………………………44
3.3 Проблематика и тенденции развития современного
авторского права…………………………………………………………..50
Заключение……………………………………………………………….............62
Список использованной литературы………………………................................66
Теперь перейдем к рассмотрению Указа Президента РК о порядке введения в действие Закона "Об авторском праве и смежных правах", которым предусматривается следующий порядок действия Закона:
1. Закон РК "Об авторском
праве и смежных правах" применяется
к отношениям по созданию, а
также по использованию
2. Сроки охраны прав, предусмотренные ст. 28 указанного закона применяются во всех случаях, когда 50 - летний срок действия авторского права не истек к 1 января 1997 года.
3. Авторское право
юридических лиц, возникшее до
введения в действие
Согласно пункту 1 указанного постановления. Закон не распространяет свое действие как на отношения по использованию, так и на отношения по созданию произведений, имевших место до введения его в действие, то есть до 10 июня 1996 года. Следовательно, если ранее определенные объекты не подлежали охране по авторскому праву, то и новое законодательство не распространяет свое действие на такие объекты, так как к случаям создания произведения до 10 июня 1996 года применяется не новое, а прежнее законодательство. Это означает, что Закон не рассматривает в качестве юридических факты создания произведения, имевшие место до 10 июня 19% года и не порождавшие никаких последствий с точки зрения прежнего законодательства. Однако на мой взгляд, необходимо непридание этим прежним, фактам юридического значения, во избежание неправильного толкования воли законодателя, оговаривать отдельно.
Именно таким образом поступил законодатель при принятии Основ, указав и пункте 11 Постановления о введении их в действие, что "на произведения, ранее не признававшиеся объектами авторского права, действие раздела 4 Основ гражданского законодательства Союза СССР и республик распространяется, если произведение выпущено в свет после вступления Основ в силу". В качестве юридической даты указывается дата "выпуска в свет", а не дата "создания" произведения. Эго объясняется тем, что дату "выпуска в свет" установить намного проще, и она более показательна для проведения отсчета различных сроков, и, по мнению специалистов, выбор именно этой даты общего принципа не колеблет.
Итак, норма, содержащаяся
в пункте 1 постановления, устанавливает,
что Закон действует без
С точки зрения отдельных правоведов, именно такая норма является нормой - толкованием принципа "Закон обратной силы не имеет", специфической - для авторского права, то есть она должна применяться во всех случаях принятия новых законов, устанавливающих сроки охраны более продолжительные, чем предусматривалось предыдущим законодательством. Естественно, что из каждого правила бывают исключения, бывают и исключения из принципа "закон обратной силы не имеет" применительно к авторскому праву. Однако тогда и формулировка переходной нормы выглядит совершенно иначе, как, например, выглядит норма о введении в действие Польского Закона, ясно указывающая на обратную силу его действия.
Пункт 3 постановления о введении в действие Закона говорит о произведениях, 50-ти летний срок охраны которых не истек к моменту вступления в силу новых авторско-правовых норм. Как уже рассматривалось выше. Основы удлинили срок охраны авторских прав до 50-ти лет. Под 50-ти летним сроком охраны, о котором говорится, в пункте 3, подразумевается срок охраны, предоставленный Основами. В отношении произведений, срок охраны которых не истек к 10 июню 1996 года, действует новый закон, который в определенных случаях удлиняет этот срок.
Например, композитор Дмитрий Шостакович умер в 1975 году. В соответствии с Гражданским Кодексом РК его произведения должны были бы перейти в общественное достояние через 25 лет после его смерти, то есть 1 января 2001 года. Основы удлинили срок охраны до 50-ти лет, следовательно, произволения Шостаковича должны были, бы перестать .охраняться только с 1 января 2025 года. В соответствии с пунктом 5 статьи 28 закона этот срок увеличен еще на четыре года, так как Шостакович написал свою седьмую симфонию во время блокады в Ленинграде, следовательно, по новому Закону его произведения подлежат охране до 31 декабря 2029 года.
Помимо проведенного
анализа, который привел нас к
выводу, что пункт 2 не подразумевает
придание закону обратной силы, можно
уяснить смысл этой нормы также
с помощью лексико-грамматическ
Однако некоторые юристы толкуют содержание пункта 2 следующим образом: если на момент введения Закона в действие со дня смерти автора не прошло еще 50-ти лет, то к произведениям этого автора будут применяться правила об исчислении сроков охраны, предусмотренные статьей 28 Закона; и, следовательно. Закон в отношении этих произведений будет действовать с обратной силой.
Но такое толкование
означает, что законодатель предусмотрел
возможность возобновления
Приведем следующий пример: Писатель Осип Мандельштам умер в советском концлагере в 1938 году.
Согласно статьям 10 и 15 Основ законодательства Союза СССР об авторском праве от 16 мая 1928 года, срок охраны составлял время жизни автора плюс 15 лет после смерти, следовательно, срок охраны его авторских прав истек 31 декабря 1952 года. Однако Мандельштам был частично реабилитирован в 1956 году. Учитывая то, что согласно пункту 5 статьи 27 законам, в случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, срок охраны авторских прав начинает действовать с 1 января, следующего за годом реабилитации. Следовательно, если предположить, что Закон имеет обратную силу, с момента вступления в силу нового закона произведения Мандельштама должны были бы охраняться вновь после того, как 40 лет они находились в сфере общественного достояния. Полная реабилитация Мандельштама имела место при Горбачеве в 1987 году, следовательно, его произведения стали бы вновь общим достоянием лишь через столетие после его смерти.
Пункт 4 постановления определяет судьбу авторского права юридических лиц, возникшего у них до вступления в силу закона. Здесь речь идет, естественно, не о производном авторском праве, а о первоначальном, возможность возникновения которого была предусмотрена в определенных случаях (ст. 478 ГК РК). При этом авторское право не ограничивалось каким-либо сроком, а действовало бессрочно (ст. 492 ГК РК). [5]
Основы Гражданского законодательства не предусматривали ни одного случая возникновения первоначального авторского права у юридических лиц. И даже более того: в отношении кино - и телефильмов Основы прямо предусматривали получение изготовителем авторских прав по договорам с авторами отдельных произведений (п.5 ст. 135 Основ). Однако вопрос о том, будут ли охраняться первоначальные авторские права юридических лиц, появившиеся до даты введения Основ в действие на территории Казахстана и, если да, то в течение какого срока, остался неурегулированным. Ответ именно на этот вопрос и содержит пункт 4: эти права сохраняются и действуют и в настоящее время, но не бессрочно, а в течение 50-ти лет после создания или обнародования произведения; Это не означает, что Закон распространяет свое действие в отношении первоначальных авторских прав юридических лиц на прошлое время. По новому Закону такие права подлежат охране лишь в течение оставшейся части установленного 50-летнего срока охраны.
На основе проведенного анализа текста постановления о введении в действие Закона РК "Об авторском праве и смежных правах" я делаю следующий вывод: Закон не распространяет свое действие на авторско-правовые отношения, имевшие место до вступления его в силу, то есть Закон не имеет обратной силы. Однако относительно вопроса о порядке действия Закона все – таки нет единого мнения как у теоретиков так и у практиков. Трудно себе представить, какие последствия может повлечь за собой разное толкование, и, следовательно, разное применение норм постановления на практике.
Думается, что единственное средство установить действительную волю законодателя – дать официальное толкование норм постановления. Хочется надеяться, что при осуществлении такого толкования будут приняты во внимание интересы лиц, долгое время использовавших произведения, ставшие общественным достоянием, в бездоговорном порядке и учтены экономические и иные последствия, для общества в целом, которое может повлечь за собой толкование норм постановления как предающего закону обратную силу.
Заключение
Согласно ГК, авторское право распространяется на произведения литературы, науки и искусства. Правом охраняются лишь те произведения, которые обладают определенными признаками, отличающими их от иных результатов творческой деятельности. Эти признаки сформулированы в самом законе.
Прежде всего, произведение должно быть результатом творческой деятельности. Далее, оно должно иметь объективную форму выражения, обеспечивающую его воспроизведение.
Произведение, признаваемое объектом авторского права, возникает в результате творческой деятельности, но не всякой, а лишь той, которая непосредственно относится к области литературы, науки и искусства.
Для творческой деятельности характерны два момента:
а) сознательный, интеллектуальный характер работы;
б) новизна созданного произведения.
Сознательный, интеллектуальный характер деятельности творческого работника проявляется в том, что до создания произведения оно формируется, складывается в его сознании, представлении.
Новизна присуща не только
произведению, но и творческой деятельности.
Новизна в творчестве обнаруживается,
когда автор создает
Можно отметить, что на сегодняшний день в республике выстроена определенная система обеспечения прав на интеллектуальную собственность, в том числе, и на программы для ЭВМ. Законодательством в сфере авторского права и смежных прав предусмотрены меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
Статья 7 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» к объектам авторского права относит еще и программы для ЭВМ или так называемое программное обеспечение и базы данных.
«Развитие юридической мысли в данной сфере разделяют на четыре этапа. Отмечается, что на первом этапе компьютерные программы охранялись вместе с самими компьютерами, а второй этап был ознаменован юридическим осмыслением проблемы отношения программного обеспечения к объектам промышленной собственности. Третий этап основывался на признании правового статуса программного обеспечения. Отмечается, что компьютерные программы, а также результаты процесса создания программного обеспечения отвечают тем требованиям, которые предъявляются к понятию «произведение» и могут считаться результатом творческого труда, поскольку они представляют собой:
во-первых, конкретное и
формализованное выражение
во-вторых, они имеют конкретное выражение в виде определенного физического объекта;
в-третьих, хотя они и выражают способ и метод действий, но не эквивалентны им, поскольку они не направлены на изменение действительности, а указывают тот логический путь, по которому необходимо действовать человеческому разуму.
На четвертом этапе юридического осмысления вопрос применимости авторского права к программному обеспечению был окончательно решен».
Сегодня большинство
стран перешли к авторско-
Авторское право на программы для ЭВМ, как и на остальные объекты авторского права действует в течение всей жизни автора или правообладателя и еще 70 лет после его смерти, срок которого начинает исчисляться с 1 января, следующего за годом смерти. Следует заметить, что срок действия прав неодинаков в различных странах. Учитывая что, в отличие от других произведений науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ очень быстро морально устаревают, некоторые страны устанавливают более короткий срок охраны. Например, «во Франции он составляет 25 лет с момента создания программы». Мне такой подход представляется оправданным.