Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:51, дипломная работа
Цель данной дипломной работы состоит в том, чтобы подробно рассмотреть один из способов обеспечения обязательств: банковскую гарантию, неизвестную российскому законодательству до принятия нового гражданского кодекса РФ. До введения в действие части первой ГК РФ гражданскому законодательству был известен институт «гарантии». Однако гарантия представляла собой разновидность поручительства и основным ее отличием от поручительства являлось то, что она применялась в отношениях только между организациями. После вступления в силу с 1 января 1995 года части первой Гражданского кодекса РФ, банковская гарантия стала самостоятельным институтом в системе способов обеспечения исполнения обязательств.
Введение 3
Глава 1. Банковская гарантия 6
1.1. Понятие банковская гарантия 6
1.2. Условия предоставления банковской гарантии 13
1.3. Российская специфика банковской гарантии 17
Глава 2. Сравнительный анализ банковской гарантии и аккредитива 22
2.1. Документарный аккредитив 22
2.2. Переназначение платежа по аккредитиву 35
2.3. Процедура открытия аккредитива 45
Заключение 53
Список литературы 57
В контракте следует четко определить условия, которые необходимо выполнить для того, чтобы гарант был обязан осуществить платеж, особенно в отношении любых документов, которые должны быть представлены в обоснование требования платежа. Если достаточной четкости не обеспечено, то повышается вероятность возможного возникновения споров, обусловленных неопределенностью в вопросе о том, удовлетворяют ли представленные бенефициаром документы условиям гарантии.
Сторонам следует согласовать сумму гарантии, а также валюту, в которой она должна быть выражена и подлежит выплате. Сумма гарантии может быть выражена в виде определенной суммы или процента от стоимостного объема неисполненного обязательства. Если гарантия обеспечивает платеж в соответствии с оговоркой о заранее оцененных убытках или штрафной неустойке, то положение о гарантии контракте может предусматривать гарантию, покрывающую, в зависимости от случая, выплату всей суммы заранее оцененных убытков или штрафной неустойки или выплату ее определенной части. Сама же сумма заранее оцененных убытков или штрафной неустойки может составлять определенный процент от неисполненного обязательства по встречной торговле.
Экспортно-импортные сделки могут осложняться рядом обстоятельств: временем и риском перевозки, таможенными формальностями, импортно-экспортными ограничениями, а также неосведомленностью партнеров о деловой репутации и честности друг друга. Чтобы создавались благоприятные условия для совершения платежей, существует система международных расчетов.
При обсуждении договора о продаже товаров или услуг, главной темой является метод платежа. На внутреннем рынке все довольно просто - это либо предоплата, либо оплата в пределах разумного промежутка времени. Экспортеры и импортеры также стремятся обезопасить себя, выбирая аккредитив как наиболее используемую и безопасную систему расчетов. Для покупателя документарные аккредитивы выгодны тем, что он может выдвигать условия продавцу и снизить до минимума риск невыполнения поставщиком его обязательств по поставке товара. К тому же он приобретает товар, используя большой опыт Банка в подобных сделках. Продавец со своей стороны может быть уверен, что после отсылки товара и при предоставлении всех документов в соответствии с условиями аккредитива он получит оплату независимо от покупателя, потому что в этом случае платит Банк.
Итак, аккредитив (от лат. accredo - доверяю) - это соглашение, в силу которого банк-эмитент, действуя по просьбе и на основании указанных документов и при соблюдении всех остальных условий аккредитива. По своей сути это соглашение между продавцом и его банком, по которому банк обязуется получить от банка покупателя платежи за товар и передать их продавцу, и наоборот: соглашение между покупателем и его банком, по которому банк обязуется выполнить поручение покупателя по осуществлению платежа за купленный товар. Естественно, что оба банка осуществляют эти операции на возмездной основе; поэтому стоимость контракта при оплате по аккредитиву будет всегда иной, нежели при оплате, например, по отзывному чеку или чеком.
Потребность в использовании аккредитива возникает тогда, когда частные лица или компании - владельцы счета в одном пункте периодически (или от случая к случаю) могут нуждаться в деньгах в другом пункте, в своей стране или за рубежом. Оказавшийся в таком положении клиент отдает приказ своему банку открыть аккредитив в иногороднем отделении или в бане-корреспонденте, то есть просит другой банк произвести платежи за его счет или за счет депонируемых на отдельном счете денег клиента в пользу того или иного лица.
В
общем случае аккредитив является средством
передачи фондов или способом расчета.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Аушев М.Б. Проблемы устойчивости коммерческих банков в конкурентной среде. - М.: Изд. РАГС, 1997. - 112с.
3. Балабанов И.Т., Гончарук О.В. Банки и банковское дело. - СПб.: Питер, 2000. - 253с.
4. Баликов В.З. Общая экономическая теория. - Новосибирск: ТОО «ЮКЭА», НПК «Модус», 1996.
5. Банки и банковское дело/ Под. ред. И.Т.Балабанова.-М. и др.: ПИТЕР, 2003. -253 с.:
6. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 1999.
7. Банковское дело: стратегическое руководство. - М.: Изд. "Консалтбанкир", 2001
8. Быкова Н.И. Содержание банковских услуг. - СПб., 2000. - 16с.
9. Букато В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И.. Банки и банковские операции в России / Под ред. М.Х. Лапидуса. - М.: Финансы и статистика, 2001
10. Варламова Т.П., Фофанов В.А. Безналичный расчет. Организация и учет. М.: Деловая литература. 2004 г. 176с.
11. Викулин А.Ю. Антимонопольное регулирование рынка банковских услуг. - М.: БЕК, 2001. - 262с.
12. Грицюк Т.В. Банковский менеджмент. - М.: Эслан, 2001. - 167с.
13. Дерих Х.У. Универсальный банк - банк будущего. Финансовая стратегия на рубеже века: Пер. с нем. - М.: Международные отношения, 1999.
14. Егоров Е.В. Маркетинг банковских услуг. - М.: ТЕИС, 1999. - 102с.
15. Ерёмин В.Н. Банковский маркетинг. - Иваново: ИГУ, 2000. - 159с.
16. Журнал "ФИНАНС." № 40 (15-21 декабрь 2003)
17. Журнал "ФИНАНС." № 37 (24-30 ноябрь 2003)
18. Зеленов В.И. Банковский менеджмент - Н. Новгород: Нижегородский гос. архит.-строит. ун-т, 2003. -145 с.
19. Иванова С.П. Банковский маркетинг, его значение и специфика. - М.: Изд. МГУЛ, 2000. - 28с.
20. Конвенция ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах (11 декабря 1995 г.)
21. Киреев А. Международная экономика. - М.: Международные отношения, 1998.
22. Лазарева Т.П. Международное торговое право. Расчеты по контрактам. М.: ВЛАДОС. 2005г. 297с.
23. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник. Под ред. Л.Н. Красавиной СПб. 2000г.
24. Масленченков Ю.С. Работа банка с корпоративными клиентами: Учеб. пособие для вузов/ Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н.. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -358 с.
25. Нешатаев И.Г. Банковский менеджмент и маркетинг. - Мурманск: МГТУ, 2000. - 164с.
26. Основы банковской деятельности. (Банковское дело)/ Афанасьева Л.П., Богатырев В.И., Журкина Н.Г. и др; Под ред.Тагирбекова К.Р.. -М.: ИНФРА-М: Весь мир, 2003. -720 с..
27. Пикалкина М.Г. Основы банковского дела: Учеб. пособие для студентов спец. 060800, 060500/ Пикалкина М.Г.. -М., 2003. -179 с..
28. Портер М. Конкуренция. - СПб.: Изд. дом "Вильямс", 2000. - 495с.
29. Пурисова Е.Г. Повышение эффективности сбережений. // Проблемы теории и практики банковского дела. Сб. н. тр. - Саратов: СГСЭУ, 2000. - С.53-
30. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. М.: 2005 г. 423 с.
31. Пособие для клиентов ОАО АРКБ «Росбизнесбанк» по документарным аккредитивам
32. Президиум высшего арбитражного суда информационное письмо от 15 января 1999 г. N 39 «обзор практики рассмотрения споров, связанных с использованием аккредитивной и инкассовой форм расчетов»
33. Россия и международная торговая система / Под ред. Э. ВанДузера и др. - СПб.: Петрополис, 2000.
34. Роуз Питер С. Банковский менеджмент: Пер. с англ. М.: Дело, 1997. [94, с. 428].
35. Рудакова О.С. Банковские электронные услуги. - М.: Банки и биржи, Юнити, 1997
36. Скляренко В.В. Банковский менеджмент. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2001. - С.21.
37. Тавасиев А.М. Конкуренция в банковском секторе России. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 303с.
38. Тарханова Е.А. Устойчивость коммерческих банков/ Тарханова Е.А.. -Тюмень: Вектор Бук, 2003. -191 с..
39. Трофимова Г.К., Сапрыкин И.В. Конкурентная стратегия фирм и банков. - М.: ЮИМГУПС, 2001. - С.136-137.
40. Уваров В.В., Пятибратов И.Н. Стратегический менеджмент эпохи глобализации. - М.: ИМЭС, 2000. - С.16.
41. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов утвержденные Международной торговой палатой, Публикация 500, издание 1993 год.
42. Унифицированные правила для гарантий по первому требованию (редакция 1992г публикация Международной торговой палаты №458)
43. «Финансовый директор» No 4 (апрель) 2003
44. Экономический словарь. М.: ВЛАДОС. 2004 г.
Информация о работе Банковская гарантия как способ обеспечения обязательств