Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 02:26, курсовая работа
В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). Институт банкротства служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства, как общего регулятора рынка.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1. Понятие и общие признаки банкротства
2. Современное регулирование банкротства в России
Глава II. ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА): ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ОСНОВАНИЯ ВВЕДЕНИЯ
1. Понятие процедуры банкротства
2. Процедура наблюдения
3. Процедура финансового оздоровления
4. Введение внешнего управления
5. Конкурсное производство
6. Мировое соглашение
Глава III. ОСОБЕННОСТИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДОЛЖНИКОВ – ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1. Банкротство градообразующих организаций
2. Банкротство сельскохозяйственных организаций
3. Банкротство кредитных организаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для определения наличия признаков банкротства должника могут учитываться соответствующие суммы, взысканные судом вместо причитавшегося кредитору исполнения обязательства в натуре (стоимость не переданной кредитору оплаченной им вещи, стоимость оплаченных, но не выполненных должником работ или услуг и другие). Такие требования кредиторов подлежат включению в реестр требований кредиторов в качестве требований конкурсных кредиторов и удовлетворяются в порядке, предусмотренном Законом №127-ФЗ. Такой же правовой режим распространяется и на суммы, присужденные кредитору в связи с изменением способа или порядка исполнения судебного акта или постановления иного органа [31].
В случае возникновения признаков банкротства, руководитель организации-должника обязан направить учредителям (участникам) должника сведения о наличии признаков банкротства.[4] Учредители (участники) должника в свою очередь могут принять своевременные меры, по восстановлению платёжеспособности организации и не допустить её банкротства. Например, учредители (участники) должника могут использовать досудебную санацию, предусмотренную статьей 31 Закона №127-ФЗ.
2. Современное регулирование банкротства в России
Число банкротов в России неуклонно растет, об этом свидетельствует статистика дел о несостоятельности (банкротстве) рассмотренная арбитражными судами Российской Федерации в 1998–2009 годах (см. приложение I). Статистика 2010 года показывает, что количественный вектор банкротств всё еще направлен в сторону увеличения. Более трети всех российских компаний закончили 2010 год с убытками.[5]
В настоящее время в России банкротство определяется и регламентируется Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года N127-ФЗ, Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 года №40-ФЗ, Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий» от 24.06.1999 №122-ФЗ, а также Арбитражным процессуальным Кодексом, Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ.
Так как за время действия закона о банкротстве, принятого в 1998 году,[6] был обнаружен целый ряд недочётов, Правительство Российской Федерации приняло решение в конце декабря 2001 года предложить на рассмотрение Госдуме проект нового федерального закона о банкротстве. Недочёты были обнаружены по статьям о защищённости прав и законных интересов должников и кредиторов, а также обнаружены пробелы, которые позволяли использовать закон о банкротстве как механизм для уничтожения конкурентов, передела собственности и рейдерских захватов предприятий, ухода от уплаты налогов. Закон был Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года и вступил в действие 3 декабря 2002 года как Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ.
Для защиты интересов государства-кредитора и предоставления равных прав конкурсным кредиторам и государству-кредитору, в Законе предоставили уполномоченному федеральному органу право голоса в деле о банкротстве с переводом требований по обязательным платежам в одну очередь с прочими, коммерческими кредиторами. Это новое положение позволило создать одинаковые условия и для конкурсных кредиторов, и для государства-кредитора, причем на всех стадиях банкротства. Ранее государство-кредитор было привилегированным кредитором, то есть его требования рассматривались в первую очередь, тогда как требования конкурсных кредиторов отодвигались по времени. Но в то же время государство-кредитор не имело право голоса на собраниях кредиторов, кроме первого.
Законом также введена новая процедура реорганизации – финансовое оздоровление. Она должна позволить при наличии определённых условий сохранить учредителям (участникам) предприятия-должника контроль за судьбой предприятия даже в случае, когда возбуждено дело о банкротстве. Упомянутые определённые условия, в частности, включают условие осуществления контроля за деятельностью предприятия-должника со стороны кредиторов, а также гарантию выплаты должником долгов.
Так как имели место злоупотребления правом со стороны нечестных кредиторов, был усовершенствован порядок начала процедуры банкротства. Процедура наблюдения начинается только после того, как заявление кредитора или уполномоченного органа о признании должника банкротом прошло проверку на специальном судебном заседании. На этом заседании могут присутствовать подавший заявление кредитор и должник. Присутствие последнего позволяет ему защитить свои права и исключить возможность необоснованного ограничения его прав. Для возбуждения дела о банкротстве принимаются требования к должнику, которые подтверждены решением суда, вступившим в силу, задолженность по обязательным платежам или иным исполнительным документам, а также те требования, которые были признаны должником не ранее, чем за 1 месяц до даты подачи заявления о банкротстве.
Для контроля за деятельностью арбитражных управляющих усиливается защита прав заинтересованных лиц (должник, собственники, трудовой коллектив, кредиторы), которые теперь могут без посторонних лиц отстаивать свои интересы в суде и дополнить судебный надзор общественным контролем со стороны организаций арбитражных управляющих. Также вводится финансовая ответственность управляющих за счет страхования.
Кроме того, в числе иных механизмов защиты прав участников процедуры банкротства следует отметить также:
- установление невозможности возбуждения против должника нового дела о банкротстве в течение 3 месяцев после того, как было заключено мировое соглашение;
- в случае постановления Конституционного суда РФ предусматривается возможность обжалования определений, которые были вынесены в процедуре банкротства по итогам рассмотрения всех разногласий между лицами, которые участвовали в деле. Единственное «но»: порядок обжалования этих определений не должен затягивать процедуру банкротства;
- совершенствуется процедура продажи имущества должника. В обязательном порядке проводятся публичные торги в том случае, если балансовая стоимость имущества, которые подтверждается независимыми оценщиками, превышает 1 млн рублей. В случае, если балансовая стоимость более 100 тысяч рублей, но менее 1 миллиона, договор заключается с лицом, которое предложило наибольшую цену в течение 30 дней с даты публикации объявления в СМИ.
В настоящий момент Закон №127-ФЗ является основным нормативно-правовым актом в делах о несостоятельности (банкротстве) и распространяется на все юридические лица, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением казённых предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Со времени принятия Закона №127-ФЗ законодательство о банкротстве изменялось и совершенствовалось. В частности, это совершенствование коснулось уравновешивания прав кредиторов и должника, а также снижения возможностей злоупотреблений по процедуре банкротства. Кроме того, изменения коснулись контроля за деятельностью арбитражных управляющих. Последние являются независимыми по отношению и к кредиторам, и к должнику профессионалами, которые утверждаются арбитражным судом для проведения процедур банкротства.
В рамках "антикризисного пакета" в декабре 2008 года был принят Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 296-ФЗ. Сделанные им изменения по своему объёму сопоставимы с текстом Закона о банкротстве и направлены на смещение баланса защиты интересов в пользу кредиторов. Самое важное – они получили право на обращение в арбитражный суд со дня вступления в силу решения суда (а не спустя 30 дней с момента направления исполнительного документа в службу судебных приставов, как раньше). Закон направлен на альтернативность первой процедуры банкротства – наблюдение или финансовое оздоровление и задуман в помощь тем предприятиям, которые могут "не упасть" в банкротство, а только временно неплатёжеспособны.
До принятия Закона №296-ФЗ процедура наблюдения (когда должник ещё не признан банкротом), являлась первой и необходимой, а финансовое оздоровление могло следовать за наблюдением наряду с другими стадиями: конкурсным производством или внешним управлением. Закон ставит вопрос о финансовом оздоровлении отдельно от вопроса о банкротстве. С заявлением о введении финансового оздоровления вправе обратиться только должник, если одновременно:
1) сумма требований к юридическому лицу-должнику превышает 100 000 руб., при этом срок неисполнения требований кредитора или налоговой инспекции (неоплаты данной суммы) не превышает 45 дней с даты, когда они должны были быть исполнены;[7]
2) должник (его руководитель) предвидит банкротство при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник не в состоянии будет исполнить денежные обязательства в установленный срок;[8]
3) сумма активов должника больше суммы его обязательств перед кредиторами.[9]
На практике срок в 45 дней означает, что от даты просрочки исполнения обязательства до даты принятия руководителем решения об обращении в суд с заявлением о финансовом оздоровлении должно пройти 7 календарных дней. Если же на дату рассмотрения судом заявления прошло более 45 дней, то суд вводит в отношении должника наблюдение по обычной схеме. Это означает, что проект адресован самым финансово дисциплинированным организациям, которые введением финансового оздоровления «убегут» от банкротства по инициативе кредиторов.
При этом Закон №296-ФЗ не содержит ожидавшихся норм, в частности:
- о специфике финансового оздоровления сельскохозяйственных, градообразующих, унитарных и иных специфических видов предприятий;
- как дифференцируются сроки финансового оздоровления и наблюдения в зависимости от финансовой устойчивости предприятия,
- как соотношение активов и обязательств должника повлияет на позицию суда при введении финансового оздоровления, и может ли это соотношение быть проверено иными данными, нежели бухгалтерский баланс самого должника,
- какие иные экономические критерии для оценки платёжеспособности и конкурентоспособности должника определят необходимость финансового оздоровления и наблюдения.
Закон № 296-ФЗ подготовил правовой "плацдарм" для последующих более значимых изменений, которые последовали через несколько месяцев в виде закона № 73-ФЗ от 28 апреля 2009 года «О внесении изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” и Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”».
В России должники в преддверии банкротства, как правило, любыми доступными им способами уменьшают имущество, которое должно входить в конкурсную массу. После вступления в силу закона № 73-ФЗ процедура доказывания недействительности подобных сделок максимально упростилась.
Среди ключевых изменений, внесённых в декабре 2008 г., апреле и июле 2009 г., в Закон о банкротстве стоит отметить следующие:
1. Расширился перечень случаев, когда руководитель должника должен подавать заявление о банкротстве в обязательном порядке.
2. Введены новые основания для оспаривания сделок должника, заключенных до подачи заявления о признании должника банкротом
3. Установлена ответственность «контролирующих должника лиц» (к которым относятся не только генеральные директора, но и акционеры, участники, иные лица) за отсутствие или искажение документов бухгалтерского учета, за действия или бездействия, которые привели к банкротству должника.
4. Предусматривается создание единого федерального реестра о банкротстве.
5. Запрет на взыскание на заложенное имущество в судебном порядке с даты введения наблюдения.
20 мая 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 91-ФЗ. Указанным нормативно-правовым актом Президент РФ внес ряд поправок к действующему Федеральному Закону № 127-ФЗ. Эти поправки носят юридико-технический характер и направлены на устранение технической неточности в отношении проведения торгов по продаже имущества должника, признанного банкротом.
Для пресечения правонарушений при банкротстве в КоАП РФ были введены отдельные меры административной ответственности, такие как:
1) административная ответственность за фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности.[10] Отмечу, что эта ответственность применяется вне зависимости от уголовной ответственности за фиктивное или преднамеренное банкротство, установленной статьями 196, 197 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ;
2) установлена административная ответственность за неправомерные действия при банкротстве, которые выражаются в следующем:
- сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства;
- неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве);
- невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).[11] Отметим также, что эта ответственность применяется вне зависимости от уголовной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, установленной ст.195 УК РФ;