Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 02:26, курсовая работа
В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). Институт банкротства служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства, как общего регулятора рынка.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1. Понятие и общие признаки банкротства
2. Современное регулирование банкротства в России
Глава II. ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА): ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ОСНОВАНИЯ ВВЕДЕНИЯ
1. Понятие процедуры банкротства
2. Процедура наблюдения
3. Процедура финансового оздоровления
4. Введение внешнего управления
5. Конкурсное производство
6. Мировое соглашение
Глава III. ОСОБЕННОСТИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДОЛЖНИКОВ – ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1. Банкротство градообразующих организаций
2. Банкротство сельскохозяйственных организаций
3. Банкротство кредитных организаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Признать ликвидируемого должника – общество с ограниченной ответственностью «Тестия» несостоятельным (банкротом).
- Открыть в отношении ООО «Тестия» процедуру, применяемую в деле о банкротстве – конкурсное производство сроком до 04 июля 2011 года.
- Утвердить конкурсным управляющим Мирошниченко Д.А., с выплатой фиксированной суммы вознаграждения за счёт средств должника [38].
Арбитражный управляющий формирует реестр кредиторов и проводит собрания, готовит и утверждает отчеты. Затем он проводит инвентаризацию имущества, оценку и организацию торгов по его продаже, взыскивает дебиторскую задолженность, а также проводит другие мероприятия, направленные на удовлетворение требований кредиторов в соответствии с их очередностью.
По результатам рассмотрения отчета об итогах проведения конкурсного производства Арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства и о списании имеющейся задолженности. На основании данного определения, компания ликвидируется, и регистрирующий орган исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ. Проведение процедуры банкротства на этом заканчивается. Все обязательства компании-должника считаются погашенными.
2. Процедура наблюдения
Российский Закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ предусматривает, что открытие судебного производства по делу о несостоятельности юридического лица влечет по общему правилу введение единой предусмотренной законом процедуры, а именно процедуры наблюдения. Таким образом, наблюдение "открывает" дело о банкротстве, является его первой стадией, нейтральной с точки зрения уклона банкротного процесса. Оно оставляет возможность для выбора участниками производства варианта дальнейшего движения дела: либо это будет попытка восстановить финансы предприятия-должника, что повлечет введение финансового оздоровления или внешнего управления, либо процесс пойдет по пути ликвидации предприятия, что будет поводом к открытию конкурсного производства.
Наблюдение, как указывает ст.2 Закона №127-ФЗ, представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Данная процедура длится не белее чем семь месяцев с даты поступления заявления, открывающего дело.[18]
Практические последствия введения наблюдения:
- приостанавливаются исполнительные действия по имущественным взысканиям;
- снимаются все аресты и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника;
- требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только после проверки арбитражным судом их обоснованности;
- не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а так же распределение прибыли между учредителями / акционерами должника;[19]
- органы управления должника не вправе принимать решения: о реорганизации юридического лица; о выходе из состава учредителей (участников); об участии в союзах, ассоциациях и пр.;[20]
- руководитель и иные органы управления должника не отстраняются – они продолжают осуществлять свои полномочия, но уже с ограничениями, установленными ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а именно:
а) сделки, связанные с приобретением или отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения, могут быть совершены только с согласия арбитражного (временного) управляющего;
б) сделки, связанные с получением и выдачей займов, выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника, могут быть совершены только с согласия арбитражного (временного) управляющего;[21]
- отстранение арбитражным судом руководителя должника от должности в случае нарушения им законодательства о банкротстве.[22]
Так, например, в определении Арбитражного суда Амурской области от 13.08.2004 по делу №А04-438/04-4/9“Б” суд указал, что временный управляющий МП «Водоканал» не доказал, что руководитель МП «Водоканал» нарушил требования ст.54 Закона №127-ФЗ, сделки совершены руководителем до введения процедуры банкротства, отсутствуют судебные акты, свидетельствующие о недействительности сделок, не установлена вина руководителя в уголовном деле [36].
Целью арбитражного (временного) управляющего в процедуре наблюдения является изучение финансового состояния должника в срок не более чем семь месяцев. Это входит в обязанности временного управляющего[23] и главным образом направлено на решение вопроса, в состоянии ли должник восстановить в будущем свою платежеспособность.
Итогом работы временного управляющего является анализ финансового состояния должника, на основе которого собрание кредиторов должника принимает решение о целесообразности введения следующей реабилитационной процедуры банкротства (процедуры финансового оздоровления или внешнего управления) либо же о невозможности восстановления платежеспособности должника и открытии конкурсного производства. Закон предписывает, что первое собрание кредиторов должно быть созвано и проведено не позднее, чем за десять дней до даты окончания процедуры наблюдения.[24] Организует и проводит собрание временный управляющий, обязанный проделать до этого времени всю подготовительную работу: выявить известных и обнаруженных из документации должника кредиторов, уведомить их о введении наблюдения, проанализировать корпоративные финансы должника, сформировать реестр кредиторов, подготовить и провести рассылку приглашений к участию. Здесь же выясняется, на какой срок контрагенты должника желают ввести соответствующую процедуру. Далее собрание определяет требования к управляющему, который будет назначен на последующей стадии процесса, а также выбирают саморегулируемую организацию, представляющую кандидатов на этот пост. Наконец, участники собрания принимают решение о формировании комитета кредиторов.[25]
Решение собрания представляется в суд, который обязан подчиниться мнению кредиторов, ходатайствующих о введении финансового оздоровления или внешнего управления, и назначить соответствующую процедуру. То же правило действует и в отношении конкурсного производства.[26] Исключение предусмотрено для случая, когда кредиторы ходатайствуют перед судом о введении внешнего управления или конкурсного производства, а учредители должника или собственник его имущества настаивают на введении финансового оздоровления. Если последние представляют банковскую гарантию, покрывающую риски кредиторов не получить должное, суд может проигнорировать решение собрания и ввести процедуру финансового оздоровления.[27]
3. Процедура финансового оздоровления
В соответствии со ст.2 Закона №127-ФЗ финансовое оздоровление – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. По своей направленности оздоровление представляет собой процедуру реабилитационного (реорганизационного), а не ликвидационного характера. Максимальный срок, на который может быть введено финансовое оздоровление – два года.[28]
Процедура финансового оздоровления как самостоятельный институт несостоятельности неизвестна иностранным законодательствам и представляет собой специфику исключительно российского законодательства о банкротстве. По замыслу законодателя, предназначение финансового оздоровления может быть сведено к следующему. В отличие от внешнего управления (процедуры, наиболее близкой к рассматриваемой и также направленной на восстановление платежеспособности должника) – финансовое оздоровление подразумевает, что восстанавливать платежеспособность будет сам должник (единолично или при помощи третьих лиц) по им же утвержденному плану, а не внешние субъекты (арбитражный управляющий и кредиторы). При этом должник берет на себя и тот риск, который проистекает из его самостоятельности в данном вопросе. Если оздоровить бизнес не удастся, кредиторы получат причитающееся им из предоставленного должником или третьими лицами обеспечения, причем последнее не может выражаться в имуществе должника, ибо таковое в силу закона уже составляет основу минимальной гарантии кредиторов.[29]
Введение финансового оздоровления влечет за собой следующие последствия:
- так же, как и при процедуре наблюдения, приостанавливается исполнение исполнительных документов;
- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, в том числе и аресты имущества;
- требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только после проверки арбитражным судом их обоснованности;
- должник не вправе без согласия собрания кредиторов принимать решение о реорганизации юридического лица;
- руководитель и иные органы управления должника не отстраняются, но могут осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными Законом "О несостоятельности (банкротстве)», а именно:
сделки, уменьшающие или могущие привести к уменьшению имущества должника, могут быть совершены исключительно с согласия арбитражного (административного) управляющего или собрания кредиторов;
сделки, которые влекут за собой уступку прав требований, перевод долга, получение займов (кредитов) или увеличение кредиторской задолженности должника более чем на пять процентов суммы требований кредиторов могут быть совершены исключительно с согласия арбитражного (административного) управляющего или собрания кредиторов.
Целью арбитражного (административного) управляющего в процедуре финансового оздоровления является погашение задолженности в соответствии с установленным графиком.
По общему правилу финансовое оздоровление вводится арбитражным судом, если с необходимостью его введения согласились кредиторы.[30] Однако Закон устанавливает два случая исключений из данного правила.
Во-первых, финансовое оздоровление может быть введено судом, когда собрание кредиторов не приняло никакого решения о дальнейшей, следующей за наблюдением, процедуре банкротства.[31] Условием в данном случае является то, что инициаторы оздоровления по-прежнему поддерживают собственную инициативу и предоставили необходимое обеспечение.
Во-вторых, даже если кредиторы ходатайствуют о введении внешнего управления или открытии конкурсного производства, то и в этом случае финансовое оздоровление может быть введено против их воли. Условие в этой части – предоставление не любого допустимого обеспечения, а его строго определенной формы – банковской гарантии, превышающей суммарный объем долга всем известным кредиторам минимум на 20%.[32]
Единственное, что здесь остается отметить – процедура финансового оздоровления может быть введена и в ситуации, когда обеспечение исполнения должником требований кредиторов не представлено в принципе, но собрание кредиторов соглашается на такой вариант.
4. Введение внешнего управления
В случае наличия реальной возможности восстановления платежеспособности должника, арбитражным судом вводится процедура внешнего управления. Она применяется к должнику в целях восстановления платежеспособности должника и направлена на продолжение деятельности предприятия. Длительность процедуры внешнего управления – не более восемнадцати месяцев, но может быть продлена судом (не более чем на шесть месяцев).
Внешнее управление предприятием осуществляют внешний управляющий и собрание кредиторов. С момента введения процедуры внешнего управления все полномочия руководителя организации-должника прекращаются и возлагаются на внешнего управляющего, который имеет право на отказ от исполнения договоров должника, а также он может предъявить требование в арбитражный суд о признании сделок и решений недействительными. Прежнее руководство компании обязано в течение трех дней передать ему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности.
Возможно применение следующих мер по восстановлению платежеспособности должника:
- перепрофилирование производства;
- закрытие нерентабельных производств;
- взыскание дебиторской задолженности;
- продажа части имущества должника;
- уступка прав требования должника;
- исполнение обязательств должника собственником имущества должника-унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
- увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
- размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
- продажа предприятия должника;
- замещение активов должника и другие.
Кроме того, на время процедуры внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Эта мера применяется в целях восстановления платежеспособности организации-должника. В соответствии со ст.95 Закона №127-ФЗ от 26.10.2002 мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. При этом неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются. Мораторий не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.
В итоге своей деятельности внешний управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов отчет. По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из четырех возможных решений:
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;