Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 02:26, курсовая работа
В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). Институт банкротства служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства, как общего регулятора рынка.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1. Понятие и общие признаки банкротства
2. Современное регулирование банкротства в России
Глава II. ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА): ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ОСНОВАНИЯ ВВЕДЕНИЯ
1. Понятие процедуры банкротства
2. Процедура наблюдения
3. Процедура финансового оздоровления
4. Введение внешнего управления
5. Конкурсное производство
6. Мировое соглашение
Глава III. ОСОБЕННОСТИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДОЛЖНИКОВ – ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1. Банкротство градообразующих организаций
2. Банкротство сельскохозяйственных организаций
3. Банкротство кредитных организаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении процедуры банкротства в связи с удовлетворением всех требований кредиторов;
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- о заключении мирового соглашения.
5. Конкурсное производство
Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов с последующей ликвидацией юридического лица.[33]
Процедура конкурсного производства назначается судом в том случае, если отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность должника или если иные процедуры банкротства оказались безрезультатными.
Например, в Арбитражный суд Амурской области обратилось ООО «Теплосервис-2» с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом). Определением суда от 21 июня 2010 требования заявителя признаны обоснованными, в отношении должника введена процедура, применяемая в деле о банкротстве – наблюдение, сроком до 21 сентября 2010. Определением суда от 21 сентября 2010 срок конкурсного производства в отношении ООО «Теплосервис-2» продлён до 12 января 2011 года. В результате проведенного анализа финансового состояния должника временным управляющим сделан вывод о невозможности восстановления платежеспособности должника, поскольку предприятие имеет неудовлетворительную структуру баланса, финансовая устойчивость предприятия практически полностью утеряна.
Исследовав материалы дела, отчет временного управляющего, протокол собрания кредиторов, суд считает, что должник имеет признаки несостоятельности (банкротства). Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ООО «Теплосервис-2» следует признать несостоятельным (банкротом), открыть в отношении него конкурсное производство сроком на три месяца [40].
Срок конкурсного производства составляет полгода, может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, но не более чем на шесть месяцев.
В конкурсном производстве полномочия по управлению юридическим лицом переходят к конкурсному управляющему, который осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, формирует конкурсную массу, реализует конкурсную массу на открытых торгах и осуществляет расчеты с кредиторами в соответствии с установленным законом порядком очередности.
Введение конкурсного производства влечет следующие последствия:
- Наступают сроки исполнения всех обязательств должника;
- Прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей;
- Сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;
- Совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, возможно только с соблюдением требований законодательства о банкротстве;
- Прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве;
- Исполнительные документы передаются судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему;
- Снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника;
- Прекращаются полномочия руководителя должника;
К конкурсной массе относятся:
- основные и оборотные средства предприятия;
- нематериальные активы;
- дебиторская задолженность;
- прочие активы, находящиеся на балансе должника.
Формированию конкурсной массы служат следующие действия, на совершение которых законодатель уполномочивает (обязывает) конкурсного управляющего:
- инвентаризация и оценка имеющихся активов;[34]
- предъявление к третьим лицам требований о взыскании задолженности перед должником;[35]
- заявление отказов от исполнения договоров должника;[36]
- поиск, выявление и возврат имущества банкрота, находящегося у третьих лиц[37];
- предъявление исков о признании недействительными сделок, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника лиц, обязанных нести такую ответственность;[38]
- уведомление собственника имущества, изъятого из оборота, но находящегося при открытии конкурсного производства у должника, о необходимости его принятия или закрепления за другими лицами;[39]
- передача объектов социальной и коммунальной инфраструктуры соответствующему муниципальному образованию[40] и ряд других.
Составление пассива, под которым понимается совокупность требований к несостоятельному должнику, подлежащих удовлетворению из конкурсной массы, производится по общим правилам включения кредиторов в реестр требований,[41] но с двумя важными особенностями.
Во-первых, открытие рассматриваемой процедуры требует от конкурсного управляющего произвести специальную публикацию в газете «Коммерсант», адресованную кредиторам и содержащую известие о том, что их контрагент официально признан банкротом, с изложением существенных обстоятельств: порядка, сроков предъявления требований, наименования суда, и т. п.[42] При этом в данной публикации указывается на возможность предъявления теми из кредиторов, кто ранее не был включен в реестр требований и не участвовал в процедурах банкротства на ранних стадиях конкурсного процесса, своих денежных претензий к должнику. Срок предъявления претензий ограничен двумя месяцами с даты публикации, после чего реестр закрывается.[43]
Во-вторых, с момента открытия процедуры срок исполнения всех возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим.[44] Иными словами, если на момент объявления должника банкротом последний находится в состоянии задолженности кому-то из своих контрагентов, но обязательство еще не является просроченным (например, взят кредит в банке со сроком погашения, приходящимся на период через несколько месяцев или, быть может, даже лет от даты открытия конкурсного производства), оно юридически признается наступившим.
Обе названные особенности конкурсного производства введены законодателем, чтобы обеспечить, учитывая заключительный и ликвидационный характер рассматриваемой процедуры, интересы максимально возможного числа кредиторов несостоятельного должника.
Продажа имущества должника организуется конкурсным управляющим путем проведения открытых торгов. Так, например, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ. Основанием для привлечения к административной ответственности явилось то, что при подготовке торгов по продаже имущества предприятия-банкрота конкурсный управляющий не провел торги по продаже имущества в форме конкурса. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены. Суд кассационной инстанции оставил принятые по делу судебные акты без изменения (Постановление ФАС ДВО от 21.01.2010 № Ф03-8289/2009) [35].
Удовлетворение требований кредиторов осуществляется за счет средств, вырученных от продажи имущества должника, на началах очередности и соразмерности. Очередность удовлетворения требований кредиторов предусмотрена ст.134 Закона №127-ФЗ:
1 очередь: расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда.
2 очередь: расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.
3 очередь: расчеты с другими кредиторами: ИФНС, бюджетные фонды, кредитные организации и прочие.
Вне очереди покрываются: судебные расходы; расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами (за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди), права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.[45]
Начало соразмерности расчетов сформулировано в п.3 ст.142 Закона №127-ФЗ, согласно которому при недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.
По смыслу действующего законодательства о банкротстве нереализованное в ходе конкурсного производства имущество подлежит передаче органу местного самоуправления по месту нахождения имущества должника.
Деятельность конкурсного управляющего завершается представлением в арбитражный суд отчета, к которому прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника и реестр требований кредиторов с указанием размера погашенной задолженности.
После рассмотрения отчета конкурсного управляющего, арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Данное определение представляется конкурсным управляющим в ИФНС в течение пяти дней с даты его получения. На основании определения суда в единый государственный реестр юридических лиц в тот же срок с даты получения вносится запись о ликвидации организации-должника.[46] С этого момента конкурсное производство считается завершённым и обжалованию не подлежит.
6. Мировое соглашение
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение.
Мировое соглашение — процедура достижения договоренности между должником и кредиторами предусматривающая отсрочку или рассрочку исполнения обязательств, уступку прав требований должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п.
Смысл мирового соглашения заключается в быстром окончании дела на взаимоприемлемых для должника и кредитора условиях. Это дает возможность должнику, как правило, продолжать свою предпринимательскую деятельность, направляя получаемую прибыль для погашения долгов. В случае невыполнения должником обязательств, предусмотренных мировым соглашением, кредиторы вправе предъявить ему требования только в объеме, предусмотренном мировым соглашением. В случае возбуждения нового дела о банкротстве права кредиторов будут определяться условиями заключенного ими мирового соглашения.
Сторонами мирового соглашения являются следующие лица: должник; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы. Также в соответствии с п. 3 ст. 150 Закона №127-ФЗ, в мировом соглашении могут принимать участие третьи лица, при условии принятия на себя обязанностей, предусмотренных мировым соглашением.
Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. Для утверждения сделки судом необходимо соблюсти и соответственно представить суду доказательства соблюдения ряда условий, главное из которых заключается в том, что до утверждения соглашения должны быть погашены требования кредиторов первой и второй очередей.[47] При утверждении соглашения суд выносит определение об его утверждении, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае если мировая сделка заключается в ходе конкурсного производства, в определении об утверждении указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.[48]
Поскольку мировое соглашение – это типичный гражданско-правовой договор, закон допускает возможность его расторжения, но только в отношении всех, а не отдельных кредиторов.[49] Основанием для расторжения мировой сделки по инициативе кредиторов может служить неисполнение или существенное нарушение условий соглашения, допущенное должником в отношении минимум одной четверти кредиторов, определяемой размером их требований. Инициатива о расторжении принимается во внимание только тогда, когда ее выражает та же четвертая часть кредиторов – участников сделки.[50] Заявление рассматривает тот же суд, который вел дело о банкротстве и утвердил ранее мировое соглашение.
Полномочия временного, административного, внешнего или конкурсного управляющего прекращаются с момента утверждения мирового соглашения арбитражным судом. Обязанности руководителя должника исполняет лицо, исполнявшее обязанности внешнего или конкурсного управляющего должника, до тех пор, пока не будет назначен новый руководитель должника.
Глава III. ОСОБЕННОСТИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДОЛЖНИКОВ – ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1. Банкротство градообразующих организаций.
Под градообразующими организациями понимаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта. А также организации, численность работников которого превышает 5 000 человек.
Определяя особенности банкротства градообразующих организаций, Закон №127-ФЗ учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти, и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
По ходатайству названных органов арбитражный суд может ввести внешнее управление в отношении должника - градообразующей организации даже в том случае, если собрание кредиторов не принимает решение о введении внешнего управления. Но тогда соответствующие органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед его кредиторами. Поручительство по обязательствам должника представляется в письменной форме арбитражному суду. В заявлении о поручительстве должны быть указаны: сумма обязательств должника перед кредиторами, обязанность по уплате обязательных платежей, график погашения задолженности. К поручительству прикладываются документы, подтверждающие включение обязательств по поручительству в соответствующий бюджет на дату представления поручительства.