Договор буксировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание

Договор буксировки является самостоятельным видом договора. Главным его отличием от других видов договоров является его предмет и ряд особенностей, которые будут рассмотрены в настоящей работе. В данной работе будут рассмотрены виды договоров перевозки, которые позволят проследить особенности настоящего договора, и то на основании чего данный договор выделен в отдельную категорию.
Россия обладает протяженной сетью внутренних водных путей, значительная часть которых используется для судоходства. В стране создана уникальная глубоководная система европейской части страны, связывающая Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное море и включающая в себя такие межбассейновые соединения как Беломорско-Балтийский канал, Волго-Донский канал, канал им. Москвы, Волго-Балтийский водный путь с каскадом гидроузлов на реках Волге и Каме.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
- Актуальность темы
- Историографический обзор
- Цели и задачи
Глава 1. Общая характеристика договора буксировки: история развития и положение данного договора по законодательству………………....5
1.1. История обособления договора буксировки……………………5
2.1. Договор буксировки в гражданском праве и кодексе торгового мореплавания. Соотношение договора перевозки и договора буксировки...7
Глава 2. Понятие договора буксировки и его элементы, форма, содержание и стороны………………………………………………………………...10
1.2. Понятие договора буксировки…………………………………..10
2.2. Элементы, форма, содержание договора буксировки…………12
3.2. Стороны в договоре буксировке………………………………..16
Глава 3. Порядок заключения договора буксировки и ответственность за нарушение договора буксировки……………………………………...18
1.3. Порядок заключения договора буксировки…………………...18
2.3. Ответственность за нарушение договора буксировки………...21
Заключение………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………….28

Работа состоит из  1 файл

дог буксировки.doc

— 155.00 Кб (Скачать документ)

       Иной  характер носят отношения, при которых буксировка осуществляется с непременным участием назначенного отправителем экипажа, которому предстоит сопровождать буксируемый объект. Тогда этот последний не передается буксировщику, оставаясь тем самым до момента передачи его получателю в обладании отправителя.

       Применительно к подобной ситуации, явно выходящей  за пределы договора перевозки груза, возникает возможность и более того, необходимость в создании особого, отличного от предусмотренного этим договором правового режима. Указанной цели как раз и служит особая модель, именуемая договором буксировки.

       Свое особое место среди этих правовых форм занимает договор буксировки.

       Как и договор перевозки груза, договор буксировки - это условный термин. Речь идет о том, что подобно тому, как существуют перевозки за пределами договора перевозки груза, так и договор буксировки охватывает только буксировку, отличающуюся строго определенными признаками.

       Необходимость создания самостоятельной правовой модели - договора буксировки предопределяется особенностями не самого способа пространственного перемещения, а специфическим характером одного из видов складывающихся по поводу буксировки отношений. В известной мере с этим связано то, что договор буксировки выделяется законодателем именно лишь при морской и речной перевозках, имея в виду ситуации, при которых оказывается возможным участие в самой буксировке такого отправителя.

       Иные кодифицированные акты, распространяющие свое действие на отдельные виды транспорта, - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, Устав автомобильного транспорта РСФСР, а также Воздушный кодекс Российской Федерации - договоров буксировки не выделяют. Вот почему не возникает никаких сомнений по поводу возможности уложить любые способы буксировки в рамки договора перевозки груза, урегулированного названными транспортными уставами и кодексами.6 
 
 

_______________________________

6Братусь С. Н. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М.: Юристъ, 2001., 600 с.

Глава 2. Понятие договора буксировки и его элементы, форма, содержание и стороны

1.2. Понятие договора буксировки

       Территориальное перемещение тех или иных объектов может осуществляться не только путем их перевозки, но и путем тяги и толкания. Так происходит, например, когда судно тянет за собой баржу или плот. С помощью вспомогательных судов в морских портах осуществляется швартовка или перестановка пароходов от одного причала к другому. Такие операции называют буксировкой.

       Буксировка - разновидность транспортных обязательств. Ее участниками являются владелец буксира (тягача), или буксировщик, и владелец буксируемого объекта. Возникающие между ними отношения и оформляются договором буксировки. Чаще всего буксировка применяется в целях перемещения тягой судна или плота до определенного пункта. Но она может пре следовать и другие цели. В частности, буксировщик может принять на себя обязанность буксировать судно или другой плавучий объект лишь на определенном участке (например, при прохождении шлюзов, перекатов или под мостами) либо в течение определенного времени (например, при проведении научно-исследовательских или видеосъемочных работ). Задача буксировщика может состоять также в выполнении какого-либо маневра (например, разворот и перестановка судна у причала). Поэтому буксировка на морском транспорте подразделяется на чисто морскую (буксировка судна на определенное расстояние) и портовую (маневры в акватории).7

       В соответствии с этим договор буксировки определяется как соглашение, в силу которого одна сторона (буксировщик) обязана за установленную плату буксировать (тянуть или толкать) плот, судно либо другой плавучий объект до определенного пункта или в течение определенного

______________________________

7 Теория государства и права: учебник / Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 613 с.

времени, или для выполнения определенного  маневра, а другая сторона (владелец буксируемого объекта, клиент) - выплатить обусловленное вознаграждение.

       Договор буксировки - взаимный и возмездный. Он может быть как реальным, так и консенсуальным. Договор на буксировку судов или плотов - реальный, поскольку он признается заключенным в момент предъявления плота или судна к буксировке. Напротив, договор на выполнение других буксировочных операций относится к числу консенсуальных.8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

________________________________

8 Теория государства и права: учебник / Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 613 с. 

2.2. Элементы, форма, содержание договора буксировки

       Стороны в договоре - буксировщик (владелец буксирующего судна) и клиент (владелец буксируемого объекта). В качестве буксировщика может выступать пароходство, порт или пристань. Клиентом может быть любое лицо, заинтересованное в буксировке какого-либо объекта. При этом не имеет значения, каковы его права на этот объект (право собственности, иное вещное право, права арендатора и пр.).

       Форма договора буксировки может быть различной. Договор морской буксировки, по общему правилу, заключается в письменной форме, но портовая буксировка возможна и на основе устного соглашения, причем независимо от его суммы.

       При этом соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна должно доказываться исключительно письменными доказательствами. На речном транспорте также установлена обязательная письменная форма - накладная, которая представляется клиентом буксировщику. В обмен на нее буксировщик (пароходство) выдает квитанцию.9

       Предмет договора-услуги по перемещению какого-либо объекта с помощью тяги или толкания. Эти услуги специфичны и позволяют рассматривать буксировку в качестве самостоятельной разновидности транспортных обязательств, не сводимых к обычной перевозке или аренде транспортных средств. Правовое регулирование буксировки осуществляется в рамках транспортных уставов и кодексов.10

       Транспортными ведомствами и самими буксировщиками издаются специальные правила о буксировке. Кроме того, на отношения по буксировке распространяется по аналогии действие многих норм об ответственности за нарушение договора перевозки грузов.

_______________________________

9 Алексеева С.С. Гражданское право. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. — 528 с. 

10 Беленков Р.Р. Гражданское право. Часть 2 – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 160 с. 

       Содержание договора определяется особенностями каждого вида договора буксировки и прежде всего его объекта. В законе различаются буксировка судов и буксировка плотов. Все обязанности буксировщика и владельца буксируемого объекта могут быть разбиты на две группы. Первая из них должна быть выполнена до подачи буксира (тяги) и принятия судна или плота к буксировке. Другие выполняются в процессе буксировки и после ее завершения.

       К первой группе относятся следующие  обязанности владельца буксируемого судна или плота:

       а) привести плот или судно, предъявленные  к буксировке, в состояние, годное для безопасного плавания и буксировки;

       б) укомплектовать судно или плот экипажем, когда это предусмотрено правилами или соглашением сторон, либо назначить проводника;

       в) внести плату за буксировку.

       Буксировщик до приема судна или плота к  буксировке обязан:

       а) предоставить в надлежащем месте и в обусловленное время судно в качестве тяги (толкача) для буксировки, оборудованное всем необходимым для безопасного плавания и буксировки, укомплектованное соответствующим экипажем;

       б) произвести осмотр судна или плота, проверку документов и оборудования;

       в) проверить габариты плота (его длину, ширину и осадку), а также объем  плота, количество сплоточных единиц, их крепления и др.

       Результаты  такого осмотра фиксируются в  накладной или специальном техническом акте. При обнаружении каких-либо дефектов владельцу плота предоставляется время для их устранения.11

       За  задержку буксирующего судна сверх установленного времени стоянки в ожидании сдачи плота к буксировке с владельца плота взыскивается

____________________________

11 Диаконов В. В. Гражданское право РФ (Общая часть): Учебное пособие. // Allpravo.Ru — 2003., 350 с.

штраф. При буксировке плотов экипаж буксируемого плота в оперативном отношении всегда подчиняется капитану буксирующего судна. Что же касается буксировки судов, то на внутреннем водном транспорте их экипаж подчиняется капитану буксирующего судна. На морском транспорте решение этого вопроса зависит от вида буксировки: при морской буксировке управление осуществляет капитан буксирующего судна, а буксировка портовая осуществляется под началом капитана буксируемого судна. Иной порядок буксировки может быть установлен договором.

       Основная обязанность буксировщика в процессе буксировки состоит в том, чтобы доставить в целости и сохранности буксируемый объект в пункт назначения. Он обязан принимать все зависящие от него меры к обеспечению безопасности буксировки и оказывать необходимую помощь команде буксируемого судна или плота. Эта общая обязанность буксировщика на морском транспорте конкретизируется условиями договора.

       Законодательство  в области речной буксировки более  детально формулирует обязанности владельца буксируемого объекта в лице его капитана, шкипера или другого ответственного лица. В соответствии сзаконом такое лицо обязано принимать меры к обеспечению сохранности груза, такелажа и другого имущества, находящегося на буксируемом плоту или судне, производить при необходимости текущий ремонт судна или плота в пути, а в случае аварии принимать меры к ее ликвидации. Поскольку команда буксируемого судна или плота в оперативном отношении подчинена капитану буксирующего судна, начальник экипажа буксируемого судна обязан своевременно и точно выполнять все указания капитана буксирующего судна по управлению плотом или судном. В этих целях он обязан обеспечить постоянную вахту для выполнения вышеназванных распоряжений, а также для наблюдений за состоянием буксируемого объекта. Обязанности владельца буксируемого судна при морской буксировке определяются условиями договора в зависимости от того, кому поручено общее управление буксировкой.

       Распределение обязанностей по управлению буксировкой  предопределяет и ответственность сторон за ущерб, причиненный клиенту и буксировщику. В случае, когда буксировкой управляет капитан буксирующего судна, ответственность за ущерб, причиненный буксируемому объекту или находящемуся на нем имуществу, несет буксировщик, если не докажет своей невиновности. За ущерб, причиненный буксирующему судну, когда буксировкой управляет капитан буксируемого объекта, отвечает клиент (владелец буксируемого объекта), поскольку не будет доказано отсутствие его вины.

       Иной  порядок ответственности в обоих  случаях может быть установлен соглашением сторон. Особо регламентирована буксировка в ледовых условиях.12

       Бремя доказывания вины буксировщика в  этом случае прямо возложено на владельца буксируемого объекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

_____________________________

12 Гражданское право. Особенная часть. Белов В.А., М.: Центр ЮрИнфоР, 2004. — 767 с. 

3.2. Стороны в договоре буксировке

       Сторонами в рассматриваемом договоре выступают: буксировщик - владелец буксирующего судна и отправитель - владелец буксируемого объекта (объекта буксировки).

Информация о работе Договор буксировки