Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:27, курсовая работа
Договор буксировки является самостоятельным видом договора. Главным его отличием от других видов договоров является его предмет и ряд особенностей, которые будут рассмотрены в настоящей работе. В данной работе будут рассмотрены виды договоров перевозки, которые позволят проследить особенности настоящего договора, и то на основании чего данный договор выделен в отдельную категорию.
Россия обладает протяженной сетью внутренних водных путей, значительная часть которых используется для судоходства. В стране создана уникальная глубоководная система европейской части страны, связывающая Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное море и включающая в себя такие межбассейновые соединения как Беломорско-Балтийский канал, Волго-Донский канал, канал им. Москвы, Волго-Балтийский водный путь с каскадом гидроузлов на реках Волге и Каме.
Введение……………………………………………………………….3
- Актуальность темы
- Историографический обзор
- Цели и задачи
Глава 1. Общая характеристика договора буксировки: история развития и положение данного договора по законодательству………………....5
1.1. История обособления договора буксировки……………………5
2.1. Договор буксировки в гражданском праве и кодексе торгового мореплавания. Соотношение договора перевозки и договора буксировки...7
Глава 2. Понятие договора буксировки и его элементы, форма, содержание и стороны………………………………………………………………...10
1.2. Понятие договора буксировки…………………………………..10
2.2. Элементы, форма, содержание договора буксировки…………12
3.2. Стороны в договоре буксировке………………………………..16
Глава 3. Порядок заключения договора буксировки и ответственность за нарушение договора буксировки……………………………………...18
1.3. Порядок заключения договора буксировки…………………...18
2.3. Ответственность за нарушение договора буксировки………...21
Заключение………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………….28
Законодателем установлены определенные ограничения возможности участия в договоре для одной из сторон - буксировщика. В этом качестве может выступать только юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, обладающие соответствующей лицензией.
Установлен особый, разрешительный порядок буксировки при каботаже судов, плавающих под флагом иностранного государства. Такая буксировка возможна лишь при наличии определенных условий. В их число входят: специализированный флот, отсутствующий в составе судов, которые плавают под флагом России, а также необходимость обеспечения срочности перевозки и буксировки при отсутствии возможности осуществления этого судами, плавающими под российским флагом. Кроме того, предусмотрено, что буксировка в подобных случаях может осуществляться только между портами, открытыми для захода иностранных судов.
При этом, как и такая же перевозка груза, буксировка при каботаже судами, которые плавают под флагом иностранного государства, возможна только при наличии особого разрешения, выдаваемого Министерством транспорта Российской Федерации.
В отношениях, основанных на договоре буксировки, помимо контрагентов, выступает и еще одно лицо - получатель.13
Подобно договору
М. А. Аллахвердов подчеркивал, что "при выполнении договора буксировки возникают многообразные правоотношения между
___________________________
13 Гражданское право. Чаусская О.А.: Учебник. - М.: Дашков и К, 2007.— 480 с.
буксировщиком
и другими участниками договора
В качестве буксировщика может выступать пароходство, порт или пристань. Клиенты - это почти всегда социалистические организации - владельцы буксируемых объектов. Участником договора буксировки становится и третье лицо – грузо (плото) получатель. Его правовое положение то же, что и в договоре перевозки грузов".
Можно
сослаться и на высказывания Э.Я. Лаасика,
полагавшего, что участником договора буксировки
может быть и "третье лицо - получатель
буксируемого объекта. Его правовое положение
по характеру такое же, как у грузополучателя
в договоре перевозки". Последняя по
счету конструкция все же предполагает
выступление получателя в договоре буксировки,
как и в договоре перевозки груза, в качестве
контрагента по отношению в равной мере
к отправителю и транспортной организации.
Между тем ни в одном из видов транспортных договоров этого
нет.14
______________________________
14
Гражданское право. Том 2. Учебник. Издание
второе, переработанное и дополненное./Под
ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «ПБОЮЛ
Л.В. Рожников», 2000. – 720 с.
Глава 3. Порядок заключения договора буксировки и ответственность за нарушение договора буксировки
1.3. Порядок заключения договора буксировки
Кодекс торгового мореплавания (пункт 1 статья 227) ограничивается общим для договоров буксировки требованием - заключение их должно происходить письменно.
При нарушении этого требования вступает в действие пункт 1 статьи 162 Гражданского кодекса ("Последствия несоблюдения простой письменной формы").15
Не
делая договор
В
отношении договора портовой
___________________________
15 Полный сборник кодексов Российской Федерации: с изм. и доп. на 2011 г. – М.: Эксмо, 2011. – 1376 с. – (Законы и кодексы).
16 Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй. В трёх томах. Т.2 / Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2011. – 533 с.
Подобные договоры могут быть заключены и устно.
Что касается специального соглашения, по которому при портовой буксировке управление ею возлагается на капитана буксирующего судна, то в силу особого значения подобного соглашения для организации буксировки его заключение должно быть подчинено общему в отношении договора буксировки правилу - об обязательной письменной форме (пункт 2 статья 227 Кодекса торгового мореплавания).17
В одном из предшествующих параграфов приводилась определенная аргументация в пользу именно консенсуального характера договора буксировки. Это означает, что для его возникновения в таких случаях достаточно достижения в требуемой в подобных случаях форме соглашения сторон по всем существенным условиям договора. Кодекс торгового мореплавания содержит, специальной нормы, предусматривающей обязательность заключения договора буксировки непременно в простой письменной форме.
Однако участие хотя бы на одной из сторон в этом договоре юридического лица при отсутствии требования нотариального удостоверения также является достаточным для признания простой письменной формы договора обязательной (статья 161 Гражданского кодекса) с тем, что при нарушении этого требования наступают, как это имеет место и при буксировке, регулируемой Кодексом торгового мореплавания, предусмотренные статьёй 162 Гражданского кодекса последствия.18
Если оставить в стороне составление транспортной накладной и выдачу квитанции о приеме буксируемого объекта (имеется в виду, что, как правило, в таком случае речь идет об одновременном оформлении заключения договора и исполнении в соответствующей части уже заключенного договора), можно считать относящимися к форме договора буксировки лишь две
____________________________
17,18
Полный сборник кодексов Российской Федерации:
с изм. и доп. на 2011 г. – М.: Эксмо, 2011. – 1376
с. – (Законы и кодексы).
специальные нормы.
Кроме того, оформление отношений сторон по поводу выполнения на рейде порта за вознаграждение работ, не предусмотренных в договоре буксировки, должно осуществляться на основании письменной заявки, адресованной владельцу буксируемого судна.
Существует соответствующая обязанность сторон, связанная с заключением договора перевозки груза ("перевозчик обязуется в установленные сроки принимать... а отправитель - предъявлять").
В.А.
Егиазаров, приводя убедительные аргументы
в пользу признания договора буксировки консенсуальным,
вместе с тем счел, очевидно, само собой
разумеющимся, что "в тех же случаях,
когда между сторонами заключен
Между
тем единственным последствием предварительного договора
______________________________
19 Гражданское право. В 2-х частях. Отв ред. Мозолин В.П., М.: Юристъ, Ч1 -2005, 719с.; Ч2 - 2007, 927с.
2.3. Ответственность за нарушение договора буксировки
Буксировщик, владелец и получатель буксируемого объекта – по действующему законодательству несут имущественную ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение своих обязательств, связанных с договорами перевозок или буксировки.
Ответственность сторон возникает с момента заключения договора об организации перевозок или с момента вступления в силу договора перевозок и охватывает все стадии транспортного процесса до рассмотрения взаимных претензий и исков в суде.
В статье 115 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации определяются принципы ответственности перевозчика (буксировщика), не подавшего тоннаж (суда, контейнеры) для перевозки грузов или не подавшего тягу для буксировки судов, плотов, а также грузоотправителя, не предъявившего груз или лес в плотах (иной объект для буксировки) или предъявившего их в меньшем количестве, чем это предусмотрено принятой заявкой отправителя.
Виновная сторона выплачивает штраф в размере:
1) При перевозке груза на судне или буксировки объекта – 0,1 МРОТ (минимальный размер оплаты труда) за каждую тонну груза или буксируемого объекта;
2) При перевозке груза в контейнерах – 0,5 МРОТ за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно; 1,0 МРОТ за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно; 2,0 МРОТ за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн.
Предъявление к перевозке груза (плота, судна к буксировке) в состоянии, не соответствующем действующим правилам или подаче перевозчиком не подготовленного тоннажа (буксира) устанавливается двухсторонним актом и не засчитывается в выполнение заявки (графика).
Отправителю и перевозчику предоставлено право восполнять невыполнение согласованного объема в одной декаде путем увеличения перевозок (буксировки) в последующих декадах месяца.
Выполнение согласованных сторонами заявок на перевозку (буксировку) ежедневно учитывается в подписываемых совместно отправителем и перевозчиком (буксировщиком) учетных карточках установленной формы.
Буксировщик и отправители грузов освобождаются от ответственности за неподачу транспортных средств или за не предъявление буксируемых объектов в согласованном объеме и в установленное время в случаях, если это произошло вследствие:
1) непреодолимой силы, т.е. обстоятельств, которые буксировщик либо отправитель буксируемого объекта не мог предвидеть, предотвратить и устранить;
2) ограничение или запрещения движения судов бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте;