Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 11:08, дипломная работа
С целью системного изложения основных правил регулирования данного вида общественных отношений, должны быть выполнены следующие задачи:
-Рассмотреть историческое развитие договора;
-Установить понятие и дать общую юридическую характеристику договора коммерческой концессии;
-Охарактеризовать формы данного договора, проанализировать порядок его заключения;
-Раскрыть содержание договора коммерческой концессии;
-Проанализировать механизм исполнения договорных обязательств по данному договору.
Введение…………………………………………………………...……… 3
1. Понятие и особенности договора коммерческой концессии……….. 6
1.1. Понятие договора коммерческой концессии………………………. 6
1.2. Особенности договора коммерческой концессии………………… 17
2. Договор коммерческой концессии по российскому праву………….. 22
2.1. Элементы договора коммерческой концессии…………………….. 22
2. 2. Форма договора коммерческой концессии ……………………….. 26
3. Существенные условия договора коммерческой концессии……… 32
Заключение………………………………………………………………... 48
Библиографический список …………………………………...………… 50
Приложение 1 Договор коммерческой концессии…………...………… 55
Приложение 2 Существенные условия договора коммерческой концессии………………………………………………………………….. 56
О.А. Городов отмечал, что описываемая обязанность пользователя заключается в реализации предоставленных ему средств индивидуализации правообладателя путем публичной демонстрации вещественных предметов, несущих неопределенному кругу лиц информацию, необходимую для распознания последнего47.
Е.А. Суханов же считал, что из содержания
данной обязанности вытекает прежде
всего необходимость
Анализ изложенных позиций приводит к выводу об отсутствии необходимости в противопоставлении их друг другу. Представляется, что абз. 2 ст. 1032 ГК РФ требует от пользователя в равной степени как осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренной договором коммерческой концессии, так и использования исключительных прав, предоставленных ему в составе комплекса, «указанным в договоре образом».
Формулировка «указанным в договоре образом» подразумевает именно способы использования исключительных прав. Подтверждается это следующим.
Говоря о порядке
Разработчики части четвертой ГК РФ, комментируя положения ст. 1235 Кодекса, особое внимание обращают на то обстоятельство, что «какой-либо способ использования, прямо не указанный в лицензионном договоре (а, например, подразумеваемый сторонами или вытекающий, по мнению сторон, из «обычаев делового оборота»), не считается разрешенным (предоставленным) лицензиату (абз. 2 п. 1 ст. 1235 ГК). Последний вправе использовать соответствующий объект только в тех пределах и теми способами, которые прямо предусмотрены договором... Поэтому в случае спора не могут быть приняты во внимание ссылки какой-либо из сторон ни на «подразумеваемые условия» договора, ни на «практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон» («заведенный порядок»), ни на «обычаи делового оборота» (ст. 431 ГК)»49.
Следовательно, не указав в самом тексте лицензионного договора ни один из способов использования предоставляемого исключительного права, стороны тем самым делают договор незаключенным.
Подобное положение вещей
Изложенный вывод указывает на несовершенство предписания, содержащегося в абз. 2 ст. 1032 ГК РФ. Во-первых, оставление в тексте закона формулировки «указанным в договоре образом», характеризующей порядок использования пользователем предоставленных ему исключительных прав, приводит к сокрытию истинного смысла соответствующего правила. Во-вторых, из абз. 2 ст. 1032 ГК РФ следует, что использовать указанным в договоре способом пользователь должен не все предоставленные ему в составе комплекса исключительные права, а только права на средства индивидуализации правообладателя, в то время как в действительности это не так. Анализируемое предписание распространяется на любые исключительные права, включенные сторонами в состав объекта договора коммерческой концессии, будь то право на изобретение, промышленный образец или на ноу-хау.
В.В. Витрянский полагает, что существенным по признаку необходимости для договора коммерческой концессии условием является также условие о сроке действия договора. Из определения договора франшизы следует, что «он в принципе носит срочный характер»: в соответствии с п. 1 ст. 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии правообладатель обязуется предоставить пользователю право использовать в предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав на срок или без указания срока. Если же договор франшизы заключается без указания срока, правоотношения сторон регулируются правилом, в соответствии с которым каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок (п. 1 ст. 1037 ГК РФ). «Следовательно, заключая срочный договор коммерческой концессии без указания срока, стороны либо предусматривают в договоре срок (более шести месяцев), который отводится для предупреждения контрагента о его одностороннем прекращении, либо соглашаются с тем, что это условие их договора будет регулироваться диспозитивной нормой, содержащейся в п. 1 ст. 1037 ГК». Поэтому условие о сроке действия всегда присутствует в договоре коммерческой концессии50.
Однако из п. 1 ст. 1027 ГК РФ следует, что договор коммерческой концессии может быть заключен как на срок, так и без указания срока (см. приложение 3). Приводимый же В.В. Витрянским аргумент никоим образом не свидетельствует о срочности договора франшизы. Скорее, наоборот: соответствующее правило о порядке расторжения договора (п. 1 ст. 1037 ГК РФ) служит подтверждением тезиса, согласно которому договор коммерческой концессии может иметь бессрочный характер. Иначе не ясно, с какой целью законодатель предусмотрел специальный порядок прекращения договорных отношений сторон на тот случай, когда соглашение заключено без указания срока его действия.
В литературе встречается и более оригинальный подход к характеристике бессрочного договора коммерческой концессии в контексте правила об особом порядке его расторжения. Так, А.А. Иванов, критикуя позицию В.В. Витрянского, указывает, что такой договор надо признавать заключенным не на срок, а под отменительным условием51. С этой точкой зрения нельзя согласиться. Уведомление о намерении прекратить договорные отношения, направленное одной стороной договора коммерческой концессии в адрес другой, не может рассматриваться в качестве отменительного условия, поскольку таковым может быть только такое событие, наступление которого не зависит от воли участников конкретного правоотношения. В данном же случае соответствующее событие (направление уведомления) наступает исключительно по воле одного из участников договора, вследствие чего рассматриваемое условие является потестативным.
Е.А. Суханов относит ко второй группе существенных условий договора коммерческой концессии также и условия, закрепленные императивными предписаниями ст. 1031, 1032 ГК РФ, в том числе условие об обязательности передачи правообладателем пользователю документации и иной необходимой информации для осуществления предоставляемых в соответствии с договором прав, обязанность неразглашения пользователем конфиденциальной коммерческой информации, полученной от правообладателя, и т.д.52.
Эту точку зрения разделяют далеко не все исследователи. Так, А.А. Иванов указывает на то, что существенными для любого договора являются такие условия, неурегулированность которых объективно не позволяет сторонам действовать и реализовывать договорные отношения53.
Подводя итог рассмотрению вопроса о существенных условиях договора коммерческой концессии, следует отметить, что условиями, без достижения соглашения по которым договор франшизы нельзя считать заключенным, являются условия: 1) о предмете договора; 2) о размере вознаграждения, выплачиваемого пользователем правообладателю; 3) о виде предпринимательской деятельности, на осуществление которой рассчитан заключаемый сторонами договор, и 4) о способах использования исключительных прав, предоставляемых в составе комплекса.
Заключение
По своей правовой природе договор коммерческой концессии - это комплексный договор, в котором преобладает в качестве основы лицензионный договор о предоставлении исключительного права на товарные знаки и другие объекты исключительных прав.
Неоднозначные подходы к определению
правовой природы договора коммерческой
концессии обусловлены
Наряду с признаком
Доказано, что закрепленные в отечественном гражданском законодательстве правовые механизмы позволяют вовлечь в орбиту договора коммерческой концессии сопутствующие ему обязательства. Причем добиться этого можно и на стадии возникновения, и на стадии исполнения указанных обязательств.
Существующая неопределенность в
вопросе о перечне обязательных
элементов комплекса
В то же время об окончательном решении ряда проблем, связанных с правовым регулированием франчайзинга в России, пока говорить преждевременно. В частности, нуждается в более глубоком изучении вопрос о допустимости заключения договора коммерческой концессии в качестве правообладателя группой лиц, объединившихся на основе договора о совместной деятельности, если к моменту заключения договора о совместной деятельности указанные лица не обладают общими исключительными правами. Отсутствует универсальное решение проблемы дискриминации пользователя в рамках франшизной сети правообладателя и т.д.
Некоторые вопросы правового
Так, условия и порядок раскрытия правообладателем пользователю информации на этапе, предшествующем заключению договора коммерческой концессии, должны быть предусмотрены законом.
Отсутствие в отечественной
цивилистической доктрине однозначных
подходов к решению указанных
выше проблем, а также необходимость
совершенствования
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
2. Судебная практика
3. Книги, учебная литература, монографии, статьи и др.