Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:49, курсовая работа
Исходя из поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности
понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи,
порядок его заключения, правило публичной оферты;
В проделанном исследовании будет проанализирована современная периодика о
договоре розничной купле-продаже, весь пласт действующего законодательства.
Мое исследование пройдет в сравнительном ключе: общие положения о договоре
розничной купле-продаже – примеры из судебно-арбитражной практики. В
заключение работы будут подведены итоги, намечены пути решения накопившей
проблематики.
Введение
Договор розничной купли-продажи – самый массовый договор. Ежедневно
совершаются миллионы покупок. Ежедневно миллионы людей вступают в правовые
отношения, при этом, не вспоминая о правовых тонкостях отношений
профессионального продавца и рядового покупателя.
Поэтому данный договор занимает первое место среди разновидностей купли-
продажи в Гражданском кодексе РФ.
Важность данного договора подчеркивает и то обстоятельство, что правило о
розничной купле-продаже носят в основном обязательный характер и направлены в
первую очередь
на обеспечение интересов
«слабой стороны»
не связанной с
потребителя, стоят не только нормы ГК РФ, но законодательство защите прав
потребителей.
Однако на практике, все же, нередко встречаются случаи нарушения прав
потребителей. Чаще всего, продавец не предоставляет должной информации о
товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки
исполнения гарантийного обязательства и т.д.
При этом нарушителями прав потребителей могут быть как небольшие
хозяйствующие субъекты, например, автомастерские, осуществляющие
недоброкачественный ремонт, так и гигантские, с точки зрения потребителя,
компании, например, Волжский автомобильный завод, скрывающий факты выпуска
небезопасного товара.
Учитывая вышеназванные обстоятельства, мне видится актуальным исследование
договора розничной купли-продажи.
На мой взгляд безусловную актуальность представляет рассмотрение и обобщение
судебной практики в связи с заключением, исполнением и расторжением договора
розничной купли-продажи, применением норм законодательства о защите прав
потребителей. Кроме того, определенный интерес представляет анализ правил о
публичной оферте. Что признается публичной офертой? Как в таком случае
защитить нарушенные права потребителя? По мере развития и применения в нашей
стране законодательства о защите прав потребителей все чаще встает вопрос об
ответственности продавца или изготовителя продукции: Полагается ли
компенсация морального вреда покупателю?
Итак цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-
продажи.
Исходя из поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности
понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
- проанализировать
правовое регулирование
- исследовать
особенности содержания
порядок его заключения, правило публичной оферты;
В проделанном исследовании будет проанализирована современная периодика о
договоре розничной купле-продаже, весь пласт действующего законодательства.
Мое исследование пройдет в сравнительном ключе: общие положения о договоре
розничной купле-продаже – примеры из судебно-арбитражной практики. В
заключение работы будут подведены итоги, намечены пути решения накопившей
проблематики.
Понятие и особенности договора розничной купли-продажи.
Легальное определение договора розничной купли-продажи содержится в п.1
ст.492 Гражданского кодекса РФ.
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий
предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется
передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего
или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Из определения можно выделить характерные черты, позволяющие выделить договор
розничной купли-продажи в самостоятельный вид договора купли-продажи:
Во-первых, необходимо отметить специфику продавца как субъекта договора
розничной купли-продажи. В качестве данного продавца может выступать только
такая коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую
деятельность по продаже товаров в розницу (торговое предприятие).
Во-вторых, определенными особенностями обладает и товар, выступающий в
качестве предмета купли-продажи. Специфика товара по договору розничной
купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного,
домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской
деятельностью.
Нормы о розничной купле-продаже не распространяются на такие товары, как
недвижимость, электра и теплоэнергия, газ и вода, так как их купля-продажа
выделена в
ГК в качестве самостоятельных
Учитывая то обстоятельство, что в договорные отношения по розничной купле-
продаже вступают предприниматели, осуществляющие профессиональную
деятельность по продаже товаров в розницу, и экономически более слабые
потребители, другой специфической его чертой является публичность данного
договора. В связи с этим к нему применяются правила, установленные ст. 426
ГК. Условия публичного договора, не соответствующие указанным требованиям,
ничтожны.
Будучи публичным,
договор розничной купли-
использованием публичной оферты, под которой в соответствии со ст. 437 ГК
понимается содержащее все существенные условия договора предложение, из
которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на
указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.
[1] Согласно ст. 494 ГК предложение продавцом в розничной купле-продаже
товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к
неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все
существенные условия договора розничной купли-продажи. Боле того, выставление в
месте продажи (на прилавках, в витринах и т. п.) товаров, демонстрация их
образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний,
каталогов, фотоснимков товаров и т. п.) в месте их продажи признается публичной
офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия
договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно
определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
В этой связи публичную оферту следует отличать от рекламы. В соответствии со ст.
2 Федерального закона "О рекламе" [2]
реклама представляет собой распространяемую в любой форме и любым способом
информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях,
которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или
поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и
начинаниям, способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Важнейшей
отличительной особенностью рекламной информации является тот факт, что она, по
сути, представляет собой лишь предложение направлять оферты, но сама не
содержит существенных условий договора и соответственно не возлагает на лицо,
ее распространяющее, обязательств оферента.
Важно отметить, что необходимым условием правильного оформления оферты
является указание в ней всех существенных условий договора.
При этом существенными признаются следующие условия договора:
- условия о предмете договора;
- условия, которые
названы в законе или иных
правовых актах как
или необходимые для договоров данного вида;
- все те условия,
относительно которых по
быть достигнуто соглашение.
Законодательство о розничной купле-продаже, и принятые в его исполнение законы и
подзаконные нормативные акты – «кнут» стоящий на защите прав потребителей.
Большинство нарушений совершаемых продавцами – сознательные действия
профессионала, поэтому законодатель пошел по пути максимальной защиты прав
покупателя.[3]
Продавцом по данному типу договора выступает юридическое лицо или частный
предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже
товаров в розницу, для использования не связанного с предпринимательской
деятельностью. При этом, продавец со статусом юридического лица или частного
предпринимателя, должен быть зарегистрирован как субъект предпринимательства,
а в случае торговли некоторыми видами товаров (прежде всего, подакцизными:
алкоголем, табачными и ювелирными изделиями, бензином) требуется получение
специальной лицензии.
Покупателем по договору розничной купли-продажи обычно выступает гражданин,
но и юридические лица могут приобретать товары на основе этого договора, если
их использование не связанно с предпринимательской деятельностью.
Характеризуя данный договор необходимо отметить, что он всегда является:
- консенсуальным, то есть, считается заключенным с момента, когда стороны
достигли соглашения по всем существенным условиям);
- возмездным, то
есть, основанием исполнения
является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены;
- взаимным, то есть, наличествуют субъективные права и обязанности у обеих
сторон договора. Еще одной специфической чертой договора розничной
купли-продажи является его предмет. Как явствует из определения, данного в ст.
492 ГК, продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для
личного, семейного,
домашнего или иного
предпринимательской деятельностью.1 Товары