Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:49, курсовая работа
Исходя из поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности
понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи,
порядок его заключения, правило публичной оферты;
В проделанном исследовании будет проанализирована современная периодика о
договоре розничной купле-продаже, весь пласт действующего законодательства.
Мое исследование пройдет в сравнительном ключе: общие положения о договоре
розничной купле-продаже – примеры из судебно-арбитражной практики. В
заключение работы будут подведены итоги, намечены пути решения накопившей
проблематики.
(ст.484 ГК).
- Потребовать оплаты товара и, возможно, уплаты процентов в соответствии со
статьей 395 ГК, если покупатель своевременно не оплачивает переданный в
соответствии
с договором купли-продажи
- Потребовать
оплаты переданного товара или
возврата неоплаченного
случае, когда покупатель, получивший товар (по договору купли-продажи
предусматривающий оплату товара через определенное время после его передачи,
т.е. продажу товара в кредит), не исполняет обязанность по его оплате в
установленный договором купли-продажи срок (ст. 488 ГК).
Права и обязанности покупателя по договору.
Две основных обязанности покупателя – оплата и принятие товара.
При этом обязанность оплатить товар имеет значение только для тех договоров
розничной купли-продажи, в которых момент заключения и исполнения не
совпадают (договор с условием предварительной оплаты; договор продажи в
рассрочку или кредит), т.к., как мы уже отмечали, договор розничной купли-
продажи считается заключенным с момента оплаты.
Законодатель (п.1ст.484 ГК РФ) дает покупателю право не принимать переданный
ему товар, если продавцом существенно нарушены требования к его качеству, а
также в других случаях, когда он имеет право отказаться от исполнения
договора. Такое право покупателя закреплено п.1 ст.460; ст.464; п.1 ст.466;
пп.1, 2 ст.468; п.2 ст.4 Покупатель обязан принять товар, переданный ему в
срок, установленный договором, а если он договором не предусмотрен, - в срок,
определяемый в соответствии со ст.314 ГК РФ. От товара, который передан
досрочно, покупатель вправе отказаться в случаях, предусмотренных ст.315, 457
ГК РФ.75; п.2 ст.480; ст.495: п.3 ст.497; пп.1 и 3 ст.503.
Права покупателя во всем корреспондируют обязанностям продавца. Так, если
продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию
о товаре, то для покупателя право на информацию является частью субъективного
статуса. Если продавец обязан надлежаще упаковать товар, то покупатель вправе
это требовать и т.д.
Права покупателя определяются и в ряде нормативно-правовых актов. В
соответствии с письмом Роскомторга от 17.03.94 г. N 1-314/32-9 "О Примерных
правилах работы предприятия розничной торговли и Основных требованиях к
работе мелкорозничной торговой сети" покупатель имеет право:
на помощь в выборе товара, проверять цену товара (по сопроводительным
документам).
В ст. 503 ГК РФ закреплены права покупателя в случае продажи ему товара
ненадлежащего качества. Закон гласит, покупатель, которому продан товар
ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом,
вправе по своему выбору потребовать:
замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного
уменьшения покупной
цены; незамедлительного
недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара.
Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре.
Ст.505 ГК РФ закрепляет – «в случае неисполнения продавцом обязательства по
договору розничной купли-продажи возмещение убытков и уплата неустойки не
освобождают продавца от исполнения обязательства в натуре». «Скупое» правило
гражданского кодекса находит продолжение в ряде статей Закона «О защите прав
потребителей», в частности в ст.23.
Итак, во-первых, законодательство предусматривает ответственность продавца за
неисполнение обязательства по договору купли-продажи.
Это правило устанавливает исключение из нормы п.2 ст.396 ГК РФ, об освобождении
должника от исполнения обязательства в натуре. И, как верно отмечает Садиков
О.Н., если законом
или договором установлена
ненадлежащее исполнение продавцом своих обязательств, уплата этой неустойки, а
также возмещение убытков не освобождают его от исполнения обязательства в
натуре. Так, уплата
продавцом предусмотренной ст.
потребителей неустойки в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки
выполнения требований покупателя о замене недоброкачественного товара,
устранении его недостатков, соразмерном уменьшении цены, возмещении расходов на
устранение недостатков, возврате уплаченной за товар цены не освобождает его от
обязанности заменить товар, устранить недостатки и т.д.
1
Во-вторых, Законом «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность
продавца за просрочку выполнения требований потребителя (ст.23).
На практике, в связи с применением этого вида ответственности продавца
нередко возникают некоторые проблемы. Так, ст.21 Закона “О защите прав
потребителей”, устанавливает ответственность за нарушение сроков выполнения
требований потребителя. Во-первых, закон устанавливает неустойку только за
просрочку исполнения требований потребителя о замене или ремонте товара. При
этом не установлены ни сроки, ни ответственность за отказ расторгнуть договор
или уменьшить покупную цену. Судьи, действуя по аналогии, взыскивают
неустойку и в этих случаях. В этой связи, возникает вопрос о том, исходя из
какой цены необходимо исчислять неустойку, и решается она каждый раз по-
разному. В практике было уже три различных подхода к проблеме:
-
взыскание неустойки исходя из
цены товара на момент
- исходя из его цены на момент обращения в суд (либо подачи
заявления в магазин);
- исходя из цены на момент вынесения судом решения. Последний
подход представляется наиболее правильным, поскольку неустойка, установленная
в законе, призвана, прежде всего, наказать продавца (или изготовителя),
нарушающего права потребителей, и предотвратить подобные нарушения в
дальнейшем.
Законодатель предусмотрел ответственность продавца и в случае
непредоставления покупателю необходимой и достоверной информации (п.3,4
ст.495 ГК РФ).
Степень ответственность различаются в зависимости от того, заключен договор
розничной купли-продажи или нет.
Если продавец не предоставляет информацию до заключения договора, он обязан
возместить покупателю убытки, причиненные необоснованным уклонением от
заключения договора.
После заключения договора покупатель вправе: в разумный срок отказаться от
исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы
и возмещения других убытков; предъявить предусмотренные ст.503 требования по
поводу недостатков товара, которые возникли вследствие отсутствия у него
необходимой или достоверной информации;потребовать возмещения вреда,
причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие непредоставления
необходимой или достоверной информации о товаре при условии, что товар
приобретался для использования в личных, семейных или домашних целях, а не
для осуществления
предпринимательской
Еще одной особенностью ответственности по договору розничной купли-продажи
является то, что нарушение имущественных прав потребителя в договоре
розничной купли-продажи (регулируемой Законом РФ “О защите прав
потребителей”) дает право требовать компенсации морального вреда.
Согласно ст. 151 ГК РФ, под моральным вредом понимаются физические или
нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его
личные неимущественные права и блага.
Более расширенное определение дается в Постановлении Пленума Верховного Суда
РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства
о компенсации морального вреда" (с изм. и доп. от 25 октября 1996 г., 15
января 1998 г.), где под моральным вредом понимаются нравственные или
физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на
принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага
(жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные
неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и
другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на
результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные
права гражданина.
Российские суды уже имеют богатую практику применения норм о возмещении
морального вреда. Хотя в большинстве решений по спорам о компенсации морального
вреда отчетливо видно отсутствие единообразия в подходе судов к вопросу
определения размера компенсации, но в делах по спорам о защите прав
потребителей некоторое время проявлялась тенденция к уравниванию размера
компенсации морального вреда со стоимостью некачественного товара (работы,
услуги).1
Однако, как отмечено
в Постановлении пленума
моральный вред возмещается в денежной или иной материальной форме и в размере,
определяемых судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда,
размер иска, удовлетворяемого судом, не может быть поставлен в зависимость от
стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а
должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных
и физических страданий в каждом конкретном случае.
2
Как отмечает Эрдлевский А.М., позитивная часть этого постановления выглядит
менее четко поскольку оперирует не вполне удачными понятиями: «характер объем
нравственных страданий» и «характер и объем физических страданий», так как
нравственные и физические страдания, будучи составляющими морального вреда, не