ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы исследования. Интенсивное развитие
рыночных отношений в России повлекло
глубокую структурную перестройку
автотранспортной отрасли. Помимо развития
транспортной деятельности в торговых
целях потребовалось добиться совместимости
национальных транспортных систем в
различных государствах. В результате
научно-технической революции на
транспорте возросла роль договора перевозки
грузов. На месте структур централизованного
управления автотранспортом постепенно
формируются новые системы, отвечающие
рыночным требованиям и успешно
развивающиеся в новых условиях.
Несмотря на тот факт, что доля автомобильного
транспорта по объему перевозимых грузов
равна 6% от объема перевозок всеми
видами транспорта, по стоимости перевозимых
грузов на автомобили приходится 20% от
объема перевозок всеми видами транспорта
(по России). В целом, общий объем
доходов от автотранспортных услуг
в области международных перевозок
оценивается в 4 - 5 млрд. долл. США, из
них на долю российских перевозчиков
приходится около 800 млн. По экспертным
оценкам Ассоциации международных
автомобильных перевозчиков РФ (АСМАП
России) с 1992 г. объемы международных
автотранспортных перевозок в нашей
стране увеличились более, чем в
шесть раз. Экспорт услуг автотранспортных
перевозок сегодня считается
одной из выгодных областей внешнеэкономической
деятельности, поскольку он не связан
с продажей за рубеж материальных
ценностей и сырьевых ресурсов.
В
связи с решением этих государственных
задач необходимо усовершенствовать
правовое регулирование отношений
между участниками транспортного
процесса по перевозкам грузов. Недостатки
правового обеспечения сдерживают
развитие этого рынка. В настоящее
время в России институт перевозки
регулируется нормами права, которые
не в полной мере согласуются с
соответствующими нормами индустриально
развитых стран и инициируемыми
ими международными конвенциями. В
то же время современный перевозчик
выступает на мировом рынке транспортных
услуг не только как перевозчик,
но и как организатор всего
процесса. Отсутствие надлежащего правового
регулирования договора перевозки
препятствует нормальному развитию
хозяйственных связей.
Необходимость
надлежащего регулирования грузовых
перевозок в новых экономических
условиях и обусловливает актуальность
исследования.
Цель
работы заключается в изучении системы
правового регулирования грузовых
перевозок, обнаружении недостатков
правового регулирования и выработке
предложений, направленных на совершенствование
законодательства в указанной сфере, а
также практике его применения.
Для
достижения данной цели были поставлены
следующие задачи:
-
исследовать правовую природу,
роль, значение и место общественных
отношений, связанных с организацией
грузовых перевозок, как института
гражданского права, определить
элементы системы оказания транспортных
услуг;
-
рассмотреть действующую систему
правового регулирования организации
грузовых перевозок;
-
исследовать предмет договора
перевозки груза, а также других
элементов содержания указанного
договора;
Объект
и предмет исследования. Объектом
данного диссертационного исследования
являются общественные отношения по
обеспечению перевозок грузов.
Предмет
настоящего исследования составляют система
и содержание нормативных актов,
регулирующих перевозку грузов.
Исследование
проблем правового регулирования
перевозок автомобильным транспортом
предполагает учет и осмысление знаний
смежных с правом наук: экономики,
государственного управления, экологии,
социологии, психологии и других.
1.
ПЕРЕВОЗКА И ИНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
В
силу обязательства перевозки перевозчик
обязуется доставить груз или
пассажира в указанный пункт
назначения, а отправитель груза
(багажа), пассажир или иное лицо обязуются
уплатить вознаграждение за указанные
транспортные услуги (внести провозную
плату).
Существуют
различные основания для классификации
договоров перевозки, в частности
по виду транспорта и по числу участвующих
в перевозке организаций. Кроме
того, законодатель разграничивает договоры
перевозки грузов (ст. 785 ГК) и договоры
перевозки пассажиров (ст. 786 ГК). Наконец,
законодатель особо выделяет договоры
фрахтования (ст. 787 ГК), перевозки транспортом
общего пользования (ст. 789 ГК), об организации
перевозок (ст. 798 ГК), а также договоры
между самими транспортными организациями
(ст. 799 ГК). [1]
Договоры
перевозки можно классифицировать
в зависимости от вида транспорта.
В транспортную систему России входят
железнодорожный, речной (внутренний водный),
морской, автомобильный и воздушный
транспорт (всего, таким образом, существует
пять видов транспорта. По видам
транспорта грузовые перевозки подразделяются
на договоры железнодорожной, автомобильной,
внутренней водной, морской и воздушной
перевозки. При этом, по свидетельству
Г.Ф. Шершеневича, договор морской
перевозки подвергся ранее всего
"нормировке" "сначала со стороны
обычного права, а потом законодательной
власти"; "с развитием рельсового
пути законодательства обратили внимание
на железнодорожную перевозку"; "позднее
усовершенствование судостроительной
техники возбудило интерес и
к сообщению по рекам и озерам".
Договор автомобильной перевозки
и договор воздушной перевозки
получили должное нормативное закрепление
в результате развития автомобильного
и воздушного сообщения в XX столетии.
По
территориальному признаку перевозки
классифицируются на внутригосударственные
и международные, а также на городские
(в пределах одного населенного пункта),
пригородные (за черту населенного
пункта до 50 км включительно), и междугородные
(за пределы 50 км). Значение классификации
по территориальному признаку заключается
уже в том, что при городских
и пригородных перевозках получатель
вправе отказаться от принятия груза,
не соответствующего договору или не
предусмотренного договором. При междугородних
перевозках, а также при централизованном
вывозе грузов со станции получатель
груза обязан обеспечить его ответственное
хранение.
В
зависимости от числа участвующих
в транспортировке организаций
законодатель разграничивает местную
перевозку, прямую перевозку и прямую
смешанную перевозку (см., например,
ст. 2 УЖТ). [3, 10]
Местной
называется перевозка, осуществляемая
одной транспортной организацией в
пределах территориальных границ ее
деятельности (например, железнодорожная
перевозка из Казани в Москву по
Горьковской железной дороге).
Прямой
называется перевозка, в которой
участвуют несколько транспортных
организаций одного вида транспорта
(например, железнодорожная перевозка
из Казани в Санкт-Петербург по Горьковской,
а затем по Октябрьской железной
дороге).
Прямой
смешанной является перевозка грузов,
пассажиров и багажа, в которой
участвует не менее двух видов
транспорта, когда перевозка осуществляется
по единому перевозочному документу
на весь путь следования. Важным в конструкции
прямой смешанной перевозки является
возможность по одному перевозочному
документу переместить груз при
помощи различных транспортных организаций,
организаций различных видов
транспорта (например, перевозка речными
железнодорожным транспортом, а
затем еще автомобильным до места
назначения). Взаимоотношения транспортных
организаций при перевозке грузов,
пассажиров и багажа разными видами
транспорта по единому транспортному
документу, а также порядок организации
этих перевозок определяются соглашениями
между организациями соответствующих
видов транспорта, заключаемыми в
соответствии с законом о прямых
смешанных (комбинированных) перевозках.
Специальный закон о прямых смешанных
(комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК)
пока еще не принят, однако соответствующие
нормы содержатся в отдельных
нормативных актах транспортного
законодательства (см., например, ст. 68
УЖТ). Законодатель различает договор
перевозки грузов (ст. 785 ГК) и договор
об организации перевозок грузов
(ст. 798 ГК). Необходимость существования
такого долгосрочного договора, как
договор об организации перевозок
грузов, связана с осуществлением
систематических перевозок, когда
перевозчик обязуется в установленные
сроки принимать, а грузовладелец
- предъявлять к перевозке грузы
в обусловленном объеме. Договор
об организации перевозок грузов
может иметь различные названия
в зависимости от вида транспорта
(годовой на автомобильном транспорте,
навигационный на речном транспорте
и др.), однако суть заключается в
том, чтобы связать стороны будущих
перевозок общим обязательством.
В договоре об организации перевозок
могут быть определены формы конкретизации
обязанностей по предъявлению груза
и подаче транспортных средств, порядок
расчетов и др. Здесь может быть,
кроме того, определен лишь общий
объем груза, подлежащего перевозке
в течение обусловленного периода
и могут быть меры ответственности
за невыполнение перевозок груза в этом
объеме в целом по итогам обусловленного
в договоре периода.
Для
организации взаимоотношений между
различными транспортными организациями
законодатель предусмотрел возможность
заключения договоров между транспортными
организациями (ст. 799 ГК): между организациями
различных видов транспорта могут
заключаться договоры об организации
работы по обеспечению перевозок
грузов (узловые соглашения, договоры
на централизованный завоз (вывоз) грузов
и др.). Порядок заключения таких
договоров между транспортными
организациями определяется транспортными
уставами и кодексами, другими законами
и иными правовыми актами.
Для
перевозки пассажиров законодатель
предусмотрел специальный вид договора
(ст. 786 ГК). По договору перевозки пассажира
перевозчик обязуется перевезти
пассажира в пункт назначения,
а в случае сдачи пассажиром багажа
также доставить багаж в пункт
назначения и выдать его управомоченному
на получение багажа лицу; пассажир
обязуется уплатить установленную
плату за проезд, а при сдаче
багажа и за провоз багажа. [9]
Кроме
того, законодатель выделяет особый вид
договора перевозки - договор фрахтования
(чартера). По договору фрахтования (чартер)
одна сторона (фрахтовщик) обязуется
предоставить другой стороне (фрахтователю)
за плату всю или часть вместимости
одного или нескольких транспортных
средств на один или несколько
рейсов для перевозки грузов, пассажиров
и багажа (ст. 787 ГК). Данный договор
является развитием положений Гражданского
кодекса о договоре перевозки
грузов (ст. 785) и о договоре перевозки
пассажиров (ст. 786), однако представляет
собой самостоятельную договорную
конструкцию перевозки в силу
признаков "предоставления всей или
части вместимости одного или
нескольких транспортных средств" и
"совершения одного или нескольких
рейсов". Согласно п. 2 ст. 115 КТМ договор
морской перевозки груза может
быть заключен: 1) с условием предоставления
для морской перевозки груза
всего судна, части его или
определенных судовых помещений (чартер);
2) без такого условия. В первом варианте
идет речь о договоре фрахтования, в
то время как во втором варианте
говорится о всех остальных договорах
морской перевозки. Воздушный кодекс
выделяет договор фрахтования в
отдельную норму (ст. 104) наряду с
нормой, посвященной договору воздушной
перевозки груза в целом. В
соответствии с п. 3 ст. 97 КВВТ по договору
фрахтования судна одна сторона
(фрахтовщик) обязуется предоставить
другой стороне (фрахтователю) за обусловленную
плату для выполнения одного или
нескольких рейсов определенные помещения
судна.
Нетрудно
заметить, что договор фрахтования
сходен с договором аренды транспортного
средства с предоставлением арендодателем
услуг по управлению и технической эксплуатации,
предусмотренным ст. 632 ГК. Но, как отмечал
еще Г.Ф. Шершеневич, "отправителю не
предоставлено самостоятельное пользование
нанятыми вещами, как это имеет место при
договоре имущественного найма в его чистом
виде". Кроме того, в качестве квалифицирующего
признака договора фрахтования, помогающего
отграничить его от договора аренды, выступает
указание в ст. 787 ГК на цель договора -
совершение одного или нескольких рейсов.
Сам законодатель рассматривает данные
договоры в качестве самостоятельных
правовых конструкций. Примером может
служить КВВТ, в котором о договоре фрахтования
судна говорится в гл. XIII, а именно в ст.
97, а о договоре аренды судна - в ст. 60-65
гл. X. [3]
2.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА
ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ
Обязательства
по перевозке следует отграничивать
от подрядных обязательств, обязательств
по хранению и поручению, а также
от обязательств имущественного найма
(аренды). В русской цивилистике
договор перевозки достаточно долго
рассматривался в качестве разновидности
договора подряда. Г.Ф. Шершеневич, давая
оценку юридической конструкции
договора перевозки, отмечал, что "наше
законодательство, не уделяя этому
договору особенного внимания, признает
его только подрядом".
В
дореволюционном российском праве
проводилось сопоставление договора
перевозки с договором личного
найма. Договор перевозки имеет
черты сходства с конструкцией договора
хранения (хранение грузов), а также
поручения (перевозчик выступает от
имени и за счет грузоотправителя).
О сходстве договоров перевозки
и аренды было сказано выше. Договор
перевозки имеет общие черты
с договором возмездного оказания
услуг (гл. 39 ГК). [8]
Закрепление
в гражданском законодательстве
самостоятельного договора перевозки
положило конец спорам об отнесении
его к той или иной договорной
конструкции. На нормативном правовом
уровне выделение договора перевозки
в качестве самостоятельного договорного
образования было связано с Основами
гражданского законодательства Союза
ССР и республик 1961 г. Законодатель
выделил обязательства по перевозке
в связи с особой спецификой области
функционирования транспортной инфраструктуры,
когда необходимо особо учитывать
значение транспорта для экономики
государства.