Договор оказани транспортных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Интенсивное развитие рыночных отношений в России повлекло глубокую структурную перестройку автотранспортной отрасли. Помимо развития транспортной деятельности в торговых целях потребовалось добиться совместимости национальных транспортных систем в различных государствах. В результате научно-технической революции на транспорте возросла роль договора перевозки грузов

Работа состоит из  1 файл

гражданское право реферат.docx

— 45.15 Кб (Скачать документ)

      Согласно  п. 2 ст. 785 ГК заключение договора перевозки  груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза  транспортной накладной (коносамента  или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом  или кодексом).

      В отношениях по перевозке применяется  принцип единого документа (или  система единого документа), как  это следует из п. 2 ст. 785. Выделяют систему:

      1) накладной, применяемую на всех  видах транспорта (см. ст. 25 УЖТ; ст. 105 ВК; ст. 143 КТМ; ст. 8 УАТ; п. 2 ст. 67 КВВТ);

      2) коносамента (ст. 142 и след. КТМ)  и

      3) чартера (п. 2 ст. 117 КТМ).

      Порядок оформления транспортных документов подробно определен в правилах перевозок  для соответствующего вида транспорта, причем на железнодорожном, воздушном  и автомобильном транспорте применяется  единая для данного транспорта форма  основных транспортных документов. На водном транспорте пароходства используют собственные проформы коносаментов. Согласно ст. 25 УЖТ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику  на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок  грузов железнодорожным транспортом  транспортную железнодорожную накладную  и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. При этом указанная транспортная железнодорожная накладная и  выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. 

      4. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ 

      Его образуют корреспондирующие друг другу  права и обязанности сторон правоотношения.

      Перевозчик  несет следующие обязанности. Если договор перевозки носит консенсуальный характер, перевозчик должен обеспечить своевременную и надлежащую подачу транспортного средства (ст. 791 ГК; ст. 69, 73 КВВТ; ст. 124, 128 КТМ; ст. 9 УАТ). Соответственно грузоотправитель имеет право требовать выполнения перевозчиком данной обязанности. Так, согласно ст. 128 КТМ при перевозке груза по чартеру перевозчик обязан подать судно в обусловленный чартером срок; при этом в случае неподачи судна в обусловленный срок фрахтователь вправе отказаться от договора морской перевозки груза и потребовать возмещения убытков.

      В соответствии же с п. 1 ст. 124 КТМ перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна  к плаванию, надлежащим образом снарядить  судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также  привести трюмы и другие помещения  судна, в которых перевозится  груз, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность  груза.

      Далее, перевозчик должен доставить груз в  пункт назначения. Данная обязанность  включает в себя несколько составляющих. Прежде всего перевозчик обязан доставить  груз в установленный срок. Данная обязанность вытекает из срочного характера  договора перевозки. В большинстве  случаев сроки доставки грузов определены в нормативном порядке. Сроки  доставки грузов рассчитываются исходя из наиболее рациональных маршрутов, если иное не предусмотрено договором  перевозки.

      Причем, груз должен быть доставлен в сохранности (ст. 150 КТМ; ст. 25 УЖТ; ст. 15 УАТ). Эту обязанность  перевозчик несет с момента принятия груза к перевозке до его выдачи грузополучателю. Во исполнение данной обязанности перевозчик обязан соблюдать  условия и режим перевозки  отдельных грузов (например, поддерживать определенный температурный режим  в вагонах-холодильниках); применять  приемы и способы вождения транспорта, обеспечивающие сохранность перевозимых  грузов (например, нельзя перевозить на большой скорости распыляющийся  груз на открытом подвижном составе); осуществлять особые меры по обеспечению  сохранности грузов (например, охранять грузы от хищений).

      Наконец, по прибытии груза в пункт назначения перевозчик должен уведомить грузополучателя  о факте состоявшейся доставки (ст. 79 КВВТ; ст. 111 ВК) или о задержке доставки (ч. 2 ст. 14 УАТ). Выполнение перевозчиком данной обязанности предопределяет возникновение обязанности указанного в перевозочных документах грузополучателя  распорядиться грузом (принять и  вывезти груз).

      Грузоотправитель  в свою очередь несет следующие  обязанности. В консенсуальном договоре перевозки он обязуется предоставить груз к перевозке в установленный  срок, а также обеспечить соблюдение сроков погрузки (ст. 69 КВВТ; ст. 10, 11 УАТ; ст. 130 КТМ). Далее, грузоотправитель обязан оплатить перевозку груза (ст. 790 ГК; ст. 75 КВВТ; ст. 30 УЖТ). Оплата перевозки производится отправителем, как правило, до сдачи груза к перевозке. Окончательные расчеты производятся между перевозчиком и грузоотправителем в пункте назначения. Согласно ст. 163 КТМ все причитающиеся перевозчику платежи уплачиваются отправителем или фрахтователем; в случаях, предусмотренных соглашением между отправителем или фрахтователем и перевозчиком, и при включении данных об этом в коносамент допускается перевод платежей на получателя.

      Перевозчик  имеет право удержания груза  в случае невыполнения указанной  обязанности по оплате перевозки (ст. 359-360 ГК; п. 8 ст. 79 КВВТ; ст. 35 УЖТ; ст. 160 КТМ).

      Обязанности грузополучателя установлены транспортными  уставами и кодексами, но, как отмечается в литературе, не следуют из ст. 430 и п. 3 ст. 308 ГК, как и в свое время  не вытекали из ст. 167 ГК РСФСР 1964 г. Это  есть "дань многолетней практике". При этом основными обязанностями  грузополучателя являются принятие груза и вывоз его со станции (порта) (ст. 11, 15 УАТ; ст. 111, 112 ВК; ст. 160 КТМ; ст. 67, 79 КВВТ; ст. 21, 35 УЖТ).

      Имущественная ответственность в обязательстве  по перевозке грузов строится на общих  принципах ответственности, закрепленных гл. 25 ГК. Вместе с тем она обладает значительной спецификой по сравнению  с ответственностью за нарушение  иных гражданско-правовых обязательств. Эта специфика проявляется в  условиях, форме, объеме и порядке  реализации мер ответственности.

      Прежде  всего в силу реального характера  договора перевозки разграничивается так называемая преддоговорная ответственность  по обязательству перевозки и  ответственность за нарушение собственно договора перевозки. В первом случае соответствующие санкции установлены  в законе; во втором случае наряду с  санкциями, предусмотренными законом, могут применяться санкции, введенные  самими сторонами.

      При этом ст. 793 ГК закрепляет важное правило  о том, что соглашения транспортных организаций с грузовладельцами не могут ограничивать или устранять  установленную законом ответственность  перевозчиков: подобные соглашения заранее  объявляются недействительными. Исключения составляют случаи, предусмотренные  для перевозки грузов (но не пассажиров/багажа) транспортными уставами и кодексами. Однако стороны вправе устанавливать  в договоре ответственность за нарушение  обязательств по перевозке грузов, когда она не предусмотрена законом, а также повышать ответственность, установленную законом (ст. 123 ВК).

      Исключительно законом установлена ответственность  за нарушение обязанности по выполнению поданных и удовлетворенных заказов (заявок) на перевозку грузов (п. 1 ст. 794 ГК). Действующими транспортными уставами и кодексами ответственность перевозчика и грузоотправителя за неподачу и неиспользование транспортных средств установлена в виде уплаты штрафов и пени, которые носят характер исключительной неустойки (ст. 100-102 УЖТ; ст. 115 КВВТ).

      Однако  новый УАТ предусматривает наряду с уплатой перевозчиком неустойки  в виде штрафа или пени также возможность  взыскания грузоотправителем (фрахтователем) с перевозчика (фрахтовщика) причиненных  убытков "в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации" (ч. 4 ст. 34 УАТ).

      За  нарушение сроков погрузки предусматривается  штраф (ст. 43 УЖТ, ст. 35 УАТ).

      В случае просрочки в доставке груза  грузоотправитель имеет право на взыскание с перевозчика штрафа (пени), размер которого поставлен в  зависимость от длительности просрочки  и обычно исчисляется в процентном отношении к провозной плате. Взыскание штрафа (пени) возможно при  наличии вины перевозчика, но при  этом его вина в допущенной просрочке  предполагается. Перевозчик уплачивает штраф в размере от 10 до 90% провозной  платы (на воздушном транспорте - до 50%), в зависимости от длительности просрочки.

      Размер  ответственности перевозчика за несохранность груза ограничен  законом. В отличие от других гражданско-правовых обязательств здесь не применяется  принцип полного возмещения вреда. Согласно п. 2 ст. 796 ГК ущерб, причиненный  при перевозке груза, возмещается  перевозчиком:

      в случае утраты или недостачи груза - в размере стоимости утраченного  или недостающего груза;

      в случае повреждения (порчи) груза - в  размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности  восстановления поврежденного груза - в размере его стоимости;

      в случае утраты груза, сданного к перевозке  с объявлением его ценности - в  размере объявленной стоимости  груза.

      При этом ответственность за несохранность  груза перевозчик несет лишь при  наличии своей вины, хотя и является предпринимателем. Данное обстоятельство детально регулируется положениями  ст. 119 ВК; ст. 161, 162 КТМ; ст. 42, 96 УЖТ; ст. 34 УАТ; ст. 117 КВВТ. Пункт 1 ст. 796 ГК не содержит упоминания о вине перевозчика как  условия его ответственности, однако общепризнанно, что перевозчик не отвечает при наличии обстоятельств, которые  он "не мог предотвратить и  устранение которых от него не зависело".

      В транспортных уставах и кодексах содержится перечень обстоятельств, доказав  наличие любого из которых перевозчик освобождается от ответственности  за ненадлежащую (несохранную) перевозку (ст. 95 УЖТ; ст. 118 КВВТ; п. 5 ст. 34 УАТ). Так, в ст. 118 КВВТ упоминаются такие  обстоятельства, как наличие ограничений  или запрещения движения судов на период действия таких ограничений  или запрещения; спасание жизни людей  или имущества на воде; наличие  неправильных действий и указаний грузоотправителя или отправителя буксируемого объекта  в случае доказательства таких действий и указаний; присутствие скрытых  недостатков тары, груза или его  свойств; установленная разница  в массе груза в пределах норм естественной убыли, снижения влажности  и расхождения норм в показаниях весовых приборов, а также разницы  в массе груза, принятого для  перевозки исходя из массы, определенной грузоотправителем без участия  перевозчика; доставка груза на исправном  судне с исправными запорно-пломбировочными  устройствами или в сопровождении  представителя грузоотправителя, грузополучателя  без запорно-пломбировочных устройств  при наличии об этом отметки в  транспортной накладной, и др.

      Этот  перечень не носит исчерпывающий  характер, поэтому перевозчик вправе доказывать и иные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии его  вины.

      Следует заметить, что в Гражданском кодексе  нет указаний, согласно которым в  транспортных уставах и кодексах могут быть предусмотрены случаи, когда доказательство вины перевозчика  в несохранности груза возлагается  на грузовладельца.

      От  имущественной ответственности  за нарушение обязательства по перевозке  следует отличать заранее установленное  распределение риска убытков. Правда, оно применяется в настоящее  время лишь в морском праве, которому известно понятие "авария". Авария может быть общей и частной. При  общей аварии убытки причиняются  в интересах всех участников перевозки (ст. 284 КТМ). При этом убытки должны носить чрезвычайный характер и быть следствием намеренных и разумных действий в  целях спасания судна, груза или  фрахта от общей для них опасности. Они распределяются между владельцем судна, груза и фрахта пропорционально  их стоимости.

      При отсутствии условий общей аварии имеет место частная авария. Например, перерасход топлива для преодоления  встречного ветра будет частной  аварией, так как эти расходы  не являются чрезвычайными, а являются следствием обычных опасностей на море. В данном случае убытки относятся  на того участника перевозки, который  их фактически понес.

      Процессуальное  законодательство устанавливает принцип  исключительной подсудности по делам  из перевозки грузов: иски к перевозчику, вытекающие из договора перевозки грузов, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляются в соответствующий суд по месту нахождения перевозчика.

      В случае возникновения спора между  сторонами договора перевозки груза  требуется соблюдение процедуры  предъявления претензии (ч. 5 ст. 4 АПК; ч. 3 ст. 30 ГПК). Это означает, что до предъявления к перевозчику иска обязательно  предъявление к нему претензии в  предусмотренном транспортным уставом  или кодексом порядке (ст. 797 ГК; ст. 24 ВК; ст. 120 УЖТ; ч. 2 ст. 39 УАТ; ст. 403 КТМ; ст. 161 КВВТ). Исключение при этом составляет положение ст. 403 КТМ, предусматривающее, что обязанность заявить претензию  сохраняется в каботаже, т.е. при  морской перевозке между портами  Российской Федерации).

      Под претензией следует понимать письменное требование, обращенное к перевозчику, об уплате штрафа или о возмещении убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязательства по перевозке. Претензия из договора перевозки  грузов предъявляется к управлению станции назначения.

Информация о работе Договор оказани транспортных услуг