При
предъявлении претензии необходимо
представление коммерческого акта,
который является документом, удостоверяющим
повреждение груза, его недостачу,
отдельные нарушения договора, возникшие
в процессе его исполнения.
Срок
предъявления претензии составляет,
как правило, 6 месяцев, по штрафам -
45 дней (ст. 123 УЖТ; ст. 126 ВК).
Законодатель
обязывает перевозчика дать ответ
на претензию грузоотправителя или
грузополучателя в течение 30 дней
(п. 2 ст. 797 ГК). В транспортных уставах
и кодексах указанный срок конкретизирован.
Так, согласно абз. 1 ст. 124 УЖТ перевозчик
обязан рассмотреть полученную претензию
и о результатах ее рассмотрения
уведомить в письменной форме
заявителя в течение 30 дней со дня
получения претензии. В соответствии
с п. 1 ст. 128 ВК перевозчик обязан в
течение 30 дней с даты поступления
претензии рассмотреть ее и в
письменной форме уведомить грузоотправителя
или грузополучателя об удовлетворении
или отклонении претензии.
При
частичном или полном отклонении
претензии или при неполучении
ответа на претензию в соответствующий
срок у лица, заявившего претензию,
появляется право предъявить иск.
Срок
исковой давности по требованиям
из договора перевозки груза составляет
один год (п. 3 ст. 797 ГК; ст. 408 КТМ; п. 3 ст.
164 КВВТ; ст. 42 УАТ). При этом срок исковой
давности начинает истекать с момента,
определяемого в транспортных уставах
и кодексах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
качестве основания возникновения
перевозочных отношений следует
рассматривать сложный юридический
состав, в который входят договор
об организации перевозок и поданная
грузоотправителем заявка, а при
отсутствии указанного договора - разовый
заказ грузоотправителя (отправителя).
В
целях совершенствования документального
оборота перевозочного процесса
необходимо на автомобильном транспорте
ввести «факультативную» систему перевозочных
документов, в частности предусмотреть
возможность оформлять перевозку
грузов по желанию грузоотправителя
по системе одновременного использования
двух документов (товарно-транспортной
накладной и погрузочной накладной)
либо одной товарно-транспортной накладной.
Погрузочная накладная при этом
рассматривается как товарораспорядительная
бумага. Соответственно необходимо расширить
перечень товарораспорядительных бумаг,
закрепленный в Гражданском кодексе
Российской Федерации, куда следует
включить погрузочную накладную.
Исходя
из сущности договора перевозки груза
автомобильным транспортом, за перевозчиком
необходимо признать обязанность проверять
коммерческое и техническое состояние
подвижного состава, а также проверять
достоверность сведений о наименовании
и состоянии груза, веса, количества
мест и состояния упаковки. Такие
обязанности целесообразно прямо
закрепить в Уставе автомобильного
транспорта Российской Федерации. В
случае нарушения контрагентом условий
договора о внесении провозной платы
и иных платежей, перевозчик вправе
реализовать свое залоговое право
на перевозимый груз в качестве обеспечительной
меры в целях последующего получения
сумм указанных платежей.
Предлагается
строить ответственность перевозчика
по договору перевозки груза автомобильным
транспортом за невыполнение заявки
грузоотправителя (отправителя) по принципу
презюмируемой вины. В связи с
этим в законодательстве целесообразно
закрепить примерный перечень обстоятельств,
освобождающих перевозчика от имущественной
ответственности.
В
случае установления наличия умысла
или грубой неосторожности перевозчика,
последний несет ответственность
за утрату, повреждение (порчу) груза
в полном объеме. При доказанности
умысла или грубой неосторожности при
просрочке в доставке груза автомобильный
перевозчик также должен нести полную
имущественную ответственность. При
этом наличие так называемой смешанной
вины подлежит учету при определении
размера подлежащего возмещению
ущерба. Указанные положения целесообразно
закрепить в Уставе автомобильного транспорта
Российской Федерации.
Для
обеспечения интересов пострадавшей
стороны предлагается установить срок
на предъявление претензий к организациям
автомобильного транспорта один год, а
при наличии вины или грубой небрежности
перевозчика три года. При этом
требуется допустить приостановление
течения давностного срока на
период рассмотрения претензии.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Гражданский
кодекс РФ. Ч. II: Текст, комментарии, алфавитно-предметный
указатель / Под ред. О.М. Козыря, А.Л.
Маковского, С.А. Хохлова. М., 1996
- 73. Гражданское
право России. Обязательственное право:
Курс лекций (Отв. ред. О.Н. Садиков). М.,
2004.
- 74. Гражданское
право. Учебник. Ч. I. / Под ред. А.П. Сергеева,
Ю.К. Толстого. М., 1997.
- 75. Гражданское
право: Учебник. Ч.П / Под ред. А.П. Сергеева,
Ю.К. Толстого. М., 1997.
- 76. Гражданское
право. Часть вторая: Учебник / Под общей
ред. А.Г. Кал-пина. -М., 1999.
- 77. Гражданское
право. Часть первая: Учебник / Под ред.
Л.Г. Калпина, А.И. Масляева. 2-е изд., перераб.
и доп. М., 2000.
- 78. Гражданское
право: В 2-х т. Т. II. Полутом 2: Учебник / отв.
Ред. Е.А. Суханов. М., 2000.
- Красавчиков
O.A. Гражданские организационно-правовые
отношения // Антология уральской цивилистики,
1925-1989. М., 2001.
- Крикунов
С.С. Транспортный договор как правовое
средство обеспечения сохранности грузов
// Транспорт и право. 1998. № 1.
- Шершеневич
Г.Ф. Курс гражданского права. Тула: Автограф,
2001. -720с.: ил. - (Юридическое наследие).