Договор оказани транспортных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Интенсивное развитие рыночных отношений в России повлекло глубокую структурную перестройку автотранспортной отрасли. Помимо развития транспортной деятельности в торговых целях потребовалось добиться совместимости национальных транспортных систем в различных государствах. В результате научно-технической революции на транспорте возросла роль договора перевозки грузов

Работа состоит из  1 файл

гражданское право реферат.docx

— 45.15 Кб (Скачать документ)

      Договор перевозки, закрепленный в гл. 40 ГК, в настоящее время рассматривается  в качестве самостоятельного договора, не допускающего его смешения с другими, близкими по юридической конструкции договорами.

      Фундаментальные положения об обязательствах из перевозки  содержатся в гл. 40 ГК. Перевозке  посвящено всего 17 статей, причем ориентированных  в основном на перевозку наземным транспортом.

      Подробное регулирование перевозок всеми  видами транспорта согласно ст. 784 ГК осуществляется транспортными уставами и кодексами  и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Транспортное законодательство прошло в последние десятилетия  достаточно сложный путь развития. Многие из принятых в последние годы актов просуществовали короткое время, не удовлетворив быстро изменяющиеся экономические потребности. Примером может служить Транспортный устав  железных дорог от 8 января 1998 г., утративший силу в результате принятия нового Устава в 2003 г.

      В настоящее время систему уставов  и кодексов в области договора перевозки составляют: Кодекс внутреннего  водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. (КВВТ); Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. (КТМ); Устав автомобильного транспорта и городского наземного  электрического транспорта от 8 ноября 2007 г. (УАТ); Воздушный кодекс РФ от 19 февраля 1997 г. (ВК); Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10 января 2003 г. (УЖТ). [6]

      Отношения по перевозке урегулированы большим  числом федеральных законов, принятых в последние годы. Примером является Федеральный закон от 10 января 2003 г. "О железнодорожном транспорте Российской Федерации". Среди новелл данного Закона - отказ от признания  всего железнодорожного транспорта России естественной монополией и более  детальное регулирование отдельных  видов железнодорожной перевозки. В отношении перевозки пассажиров и багажа действует соответствующее  законодательство о защите прав потребителей. Кроме того, сферу транспортно-экспедиционной деятельности регулирует Федеральный  закон от 30 июня 2003 г. "О транспортно-экспедиционной деятельности". Область систематической (предпринимательской) перевозки грузов и пассажиров подпадает под регулирование  Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов  деятельности".

      Перевозочная  деятельность урегулирована также  рядом международных правовых актов. Среди них особое место занимает Конвенция о договоре международной  перевозки грузов от 19 мая 1956 г. Кроме  того, Российская Федерация является участницей Соглашения о Международном  железнодорожном грузовом сообщении  от 1 ноября 1951 г. На международном уровне существует также Конвенция Организации  Объединенных Наций о морской  перевозке грузов (Гамбург, 1 марта 1978 г.), которая, однако, не действует для  Российской Федерации.

      3. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ 

      Согласно  п. 1 ст. 784 ГК перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании  договора перевозки. При этом договор  перевозки груза нашел свое общее  урегулирование в ст. 785 ГК, а договор  перевозки пассажиров - в ст. 786 ГК. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный  ему отправителем груз в пункт  назначения и выдать его управомоченному  на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную  плату. В отдельных транспортных уставах и кодексах даются аналогичные  определения договора перевозки  грузов и договора перевозки пассажиров и багажа (см., например, ст. 103 ВК; ст. 82 УЖТ и др.). [4]

      Договор на перевозку грузов является двустороннеобязывающим, возмездным, реальным. Двусторонне-обязывающий  характер договора предполагает наличие  в договоре перевозки взаимных прав и обязанностей у всех сторон договора. Признак возмездности следует из самого определения договора перевозки  груза в п. 1 ст. 785 ГК, где упоминается  обязанность отправителя уплатить за перевозку груза установленную  плату.

      Признак реальности заслуживает несколько  более детального анализа. Термин "вверенный  груз" в легальном определении  договора перевозки означает "ранее  переданный груз", что подчеркивает традиционно реальный признак договора перевозки грузов. Между тем на водном и воздушном транспорте договор  перевозки груза, заключаемый в  форме фрахтования (чартера), относится  к категории консенсуальных. На морском  транспорте договор перевозки (договор  фрахтования, или чартер) является консенсуальным.

      Договор перевозки груза может носить публичный характер (ст. 789 ГК). Для  этого в роли перевозчика должна выступать организация транспорта общего пользования, наделенная функцией общественного перевозчика. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом  общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта  организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или  юридического лица. Причем эта организация  должна быть включена в особый публикуемый  перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования.

      Предметом договора перевозки груза выступают  отношения между сторонами (грузоотправитель и/или грузополучатель, с одной  стороны, и перевозчик - с другой) по поводу соответствующего перемещения грузов. При этом соответствующее перемещение грузов подразумевает соблюдение нормативных и договорных требований о сроке и качестве доставки грузов, а также их должного принятия.

      Сторонами договора перевозки грузов выступают  грузоотправитель и перевозчик. Грузоотправителем  является то лицо, от имени которого сдается груз к перевозке. Современное  законодательство под грузоотправителем  понимает физическое или юридическое  лицо, которое по договору перевозки  выступает от своего имени или  от имени владельца груза и  которое указано в перевозочном документе (ст. 2 УЖТ, ст. 2 УАТ). Именно с  отправителем перевозчик заключает  договор перевозки груза, между  отправителем и перевозчиком возникает  соответствующее обязательство  по перевозке.

      Перевозчиком, по определению Г.Ф. Шершеневича, является то лицо, которое принимает на себя обязанность доставить своими средствами передвижения и сдать по назначению вверенный ему груз. Перевозчиком (железная дорога, пароходство, эксплуатант  на воздушном транспорте) может быть лишь коммерческая организация или  индивидуальный предприниматель, наделенные правом осуществлять грузовые перевозки  по закону или на основании лицензии. При этом все перевозки, за исключением  автомобильных, подлежат обязательному  лицензированию (п. 1 ст. 17 Федерального закона о лицензировании отдельных  видов деятельности). Вместе с тем  перемещение грузов для собственных  нужд не подпадает под определение  перевозочной деятельности. На всех видах  транспорта, кроме железнодорожного, перевозчиками могут быть и частные  лица.

      В силу специфики перевозочной деятельности на стороне перевозчика могут  выступать несколько лиц. Это  касается описанных выше случаев  прямой и прямой смешанной перевозки.

      Помимо  отправителя и перевозчика, заключающих  между собой договор перевозки  грузов, к числу его субъектов (но не сторон) относится также получатель (грузополучатель). Стороны исходят  из молчаливого согласия грузополучателя  с условиями договора, что, по мнению ряда авторов, не соответствует основным началам гражданского права. В российской правовой науке преобладает мнение, что перевозка груза осуществляется на основании договора в пользу третьего лица, а получатель груза представляет собой третье лицо в таком договоре. Нельзя при этом не отметить, что  в некотором противоречии к конструкции  договора в пользу третьего лица получатель груза приобретает и определенные обязанности перед перевозчиком (ст. 792, 796 ГК; п. 2 ст. 103 ВК; ст. 111, ст. 72, 73 и др. КВВТ; ч. 2 ст. 17 УАТ и др.). [7]

      Во  всех договорных отношениях, носящих  длящийся характер, такой элемент, как  срок, имеет большое значение. Поэтому срок и определяется часто в качестве существенного условия. Так обстоит дело, например, с договором подряда, в котором законодатель предусматривает особые требования к определению в договоре начального и конечного сроков выполнения работ (ст. 708 ГК), признавая за конечным сроком существенное значение.

      В определении самого договора перевозки  грузов указание на срок отсутствует (ст. 785 ГК). Однако ст. 792 ГК определяет обязанность  перевозчика доставить груз в  пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными  уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков- в разумный срок.

      Согласно  ст. 152 КТМ, посвященной порядку установления срока и определения маршрута перевозки груза, перевозчик обязан доставить груз в срок и маршрутом, которые установлены соглашением  сторон, при отсутствии соглашения - в срок, который разумно требовать  от заботливого перевозчика с  учетом конкретных обстоятельств, и  обычным маршрутом.

      Статья 33 УЖТ определяет, что перевозчики  обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. При  этом закон устанавливает, что сроки  доставки грузов железнодорожным транспортом  и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом  исполнительной власти в области  железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики  могут предусмотреть в договорах  иной срок доставки грузов.

      Исчисление  срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для  перевозки. Дату приема грузов для перевозки  и расчетную дату истечения срока  доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным  транспортом или на основании  соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной  накладной и выданных грузоотправителям  квитанциях о приеме грузов. Причем грузы считаются доставленными  в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной  накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил  выгрузку грузов на железнодорожной  станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных  путей необщего пользования для  грузополучателей. Грузы считаются  также доставленными в срок в  случае их прибытия на железнодорожную  станцию назначения до истечения  указанного в транспортной железнодорожной  накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами  для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.

      Договор перевозки носит возмездный характер. Цену договора перевозки образует провозная  плата (фрахт). Размер провозной платы  при этом устанавливается соглашением  сторон, если иное не предусмотрено  законом или иными правовыми  актами (ст. 790 ГК). Изъятие из этого  правила действует в отношении  перевозки транспортом общего пользования; плата здесь определяется на основании  тарифов (п. 2 ст. 790 ГК).

      Гражданский кодекс не содержит специальных требований о форме договора перевозки, что  предполагает обращение к общим  положениям Кодекса о форме сделок и договоров. Однако в транспортных уставах и кодексах устанавливаются  специальные требования к форме  договора соответствующей перевозки  груза. Так, п. 1 ст. 117 КТМ обязывает  стороны договора морской перевозки  груза составлять его в письменной форме. Договор на перевозку грузов может заключаться на основании:

      1) заявок (заказов) на железнодорожном,  речном, автомобильном и воздушном  транспорте;

      2) договоров об организации перевозок  (годовых, навигационных и проч.) на любых видах транспорта.

      Так, согласно ст. 11 УЖТ для осуществления  перевозки грузов железнодорожным  транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом  оформленную и в необходимом  количестве экземпляров заявку на перевозку  грузов. Такая заявка представляется грузоотправителем с указанием  количества вагонов и тонн, железнодорожных  станций назначения и других предусмотренных  правилами перевозок грузов железнодорожным  транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем 45 дней. При этом заявки представляются не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов в  прямом железнодорожном сообщении  и не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов в прямом международном  сообщении и непрямом международном  сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также  если пунктами назначения указаны порты.

      На  автомобильном транспорте заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной (ч. 1 ст. 8 УАТ 2007 г.). При этом договор перевозки  груза автомобильным транспортом  может заключаться посредством  принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя (ч. 5 ст. 8 УАТ).

      КВВТ  четко указывает заявку в качестве основания последующего заключения договора перевозки грузов, не забывая при этом подчеркнуть и роль договора об организации перевозок. В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 66 КВВТ "перевозки грузов осуществляются на основании договоров перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей и договорами об организации перевозок грузов, а также по мере предъявления их для перевозок".

Информация о работе Договор оказани транспортных услуг