Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 11:10, контрольная работа
Особо важная роль в изучении гражданского общества принадлежит политологии.
Именно политология изучает характер и формы взаимодействия гражданского
общества с политическими и общественными институтами - государством в целом,
федеральными и местными органами власти. Опираясь на достижения других наук,
политология исследует причины и условия возникновения гражданского общества,
его структуру, направления эволюции.
основополагающих характерных черт. Во-первых, развитие гражданского общества
связывалось с преодолением жестких
рамок сословно-феодального
появлением капиталистических производственных отношений: Во-вторых,
гражданское общество возникает в определенный период общественного развития и
связано с исторически преходящими формами государства, является силой,
постоянно находящейся с государством в противоречивом, диалектическом
единстве. В-третьих, в рамках гражданского общества неизбежно возрастает
значение личности человека, который превращается из подданного в гражданина.
В-четвертых, более сложной и близкой нам по времени является грамшианская
трактовка гражданского общества. Правящий буржуазный класс, по его мнению,
осуществляет свою гегемонию не только через механизмы власти (политической и
экономической), но и через структуры общественного сознания, позволяющие
включить гражданское общество в качестве дополнительного рычага давления на
индивида. Буржуазные ценности, по Грамши, пропитывают не только институты
власти, но и производство, культуру, быт — все "поры" гражданского общества.
Перед нами более сложный вариант классической схемы соотношения гражданского
общества и государства, связанный с изменением реальных границ между ними в
первой половине XX в.
В 80-е годы появилась новая трактовка понятия "гражданское общество",
связанное с именами таких европейских политических мыслителей, как В. Говел,
Дж. Кин и др. Эти авторы ввели понятие "социалистическое гражданское
общество". Например, английский политолог Дж. Кин предлагает более широкое
представление о гражданском обществе, которое не сводится только к проблеме
взаимоотношения между ведущими классами в рамках одной формации. Он выходит
на еще более общие, общецивилизационные проблемы. В их числе проблема
демократизации общества, соотношения свободы и подчинения индивида обществу,
становления нового типа свободы — контролируемой и упорядоченной на основе
политического разума. А. Арато, А. Уэйр и их единомышленники сегодня исходят
из того, что гражданское общество
— структура чрезвычайно
демократической общественной организации.
В отечественной литературе можно встретить несколько подходов к определению
гражданского общества. В научной литературе есть мнение, согласно которому
прямо или косвенно гражданское общество отождествляется с правовым
государством. Сторонники такого подхода полагают, что правовое государство
выходит из гражданского общества.
Чем объясняется тот факт, что понятие гражданского общества в наши дни
возвращается на страницы достаточно широкой печати? Французский политолог
Доминик Кола пишет, что, начиная с 70-х гг. нашего столетия, ни один термин
не пользовался большей
перекочевывая из научных публикаций к газетным страницам, он и теперь
остается предметом
прессе, безусловно, прав.
В отличие от марксистских текстов, в настоящее время данная проблема
рассматривается в контексте обеспечения дальнейшего развития активности
индивидов в обществе, возможностей расширения и углубления его демократизации
и вместе с тем ограничения функций государства и усиления контроля за его
деятельностью со стороны общества.
В современной литературе понятие “гражданское общество” трактуется
неоднозначно. И все же чаще всего его содержание включает всю совокупность
неполитических отношений в обществе, т. е. экономических, социальных, в том
числе национальных, духовно-нравственных, религиозных и т. д., составляющих
жизненную основу политической системы, государства.
В весьма суженном объеме определяет рассматриваемое понятие А. Мигранян:
“Гражданское общество — это
сфера спонтанного
индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан,
которая ограждена необходимыми законами
от прямого вмешательства и
регламентации деятельности этих граждан
со стороны органов
власти”[2].
Несмотря на очевидное значение отмеченного аспекта, определение гражданского
общества нельзя сводить только к нему. А такое имеет место в публицистических
выступлениях, когда утверждается, что будто бы в СССР не было гражданского
общества, а существовало только тоталитарное государство. Гражданское
общество — объективная
общественной
удовлетворение их потребностей и интересов”. Его не может ни поглотить, ни
ликвидировать какой-либо политический режим. Другой вопрос, каков уровень
развития данного гражданского общества, какие общественные связи и отношения
на том или ином этапе составляют его содержание, насколько реализована или не
реализована способность членов общества к творческому труду, самоуправлению,
каково отношение между
Государственная власть может деформировать гражданское общество, сковать
процесс функционирования его элементов, свести к минимуму автономию и
самостоятельность индивидов и социальных групп. Но не в ее силах
ликвидировать материальную и духовную жизнь людей, насильственно упразднить
социальные группы, основополагающие формы организации человеческой жизни,
духовной культуры, наконец, присущую социальным объектам активность.
Утверждать противоположное — значит соглашаться с идеалистической догмой о
всесилии политики, государства.
Гражданское общество во многих отношениях есть самая загадочная категория
политологии.
Гражданское общество - это формирующаяся
и развивающаяся в
государствах человеческая общность, представленная 1) сетью добровольно
образовавшихся
ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах
жизнедеятельности общества и 2) совокупностью негосударственных отношений -
экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.
Гражданское общество есть та среда, в которой современный человек законным
путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность,
приходит к сознанию ценности групповых акций и общественной солидарности.
Часто гражданское общество отождествляется со сферой частных интересов,
потребностей. Человеку по своей природе присуще стремление жить в сообществе
людей, но в тоже самое время ему присуща и склонность делать всё по-своему.
Само собой разумеется, что в реализации своей склонности он встречает
противодействие со стороны других индивидов, которые тоже стремятся делать
всё по-своему. Но для того, чтобы не разрушить жизненные основы общества и
создала человеческая цивилизация гражданское общество и государство с их
важнейшими институтами, определив их целью достижения гармонии между
различными интересами, которая, как показывает исторический опыт, всё время
оставалась недостижимым идеалом, мечтой, однако часто воплощающейся в
конкретно-исторический компромисс, спасающий общества от взаимного
истребления.
Используемая литература
5. Зеркин Д. Основы политологии.- Ростов на/Д, 1997.
6. Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и
перспективы развития // Вестн. Москва. ун-та. Сер. 12, Полит. науки.- 1998.-
№ 4.- С. 85-97.
7. Мигранян А.М. Гражданское общество // 50/50. Опыт словаря нового
мышления.- М., 1989.
8. Соловьев А.И. Три
облика государства – три
общества // Полис.- 1996.- № 6.- С. 29-38.
Информация о работе Гражданское общество: понятие, генезис, основные признаки