Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 11:10, контрольная работа
Особо важная роль в изучении гражданского общества принадлежит политологии.
Именно политология изучает характер и формы взаимодействия гражданского
общества с политическими и общественными институтами - государством в целом,
федеральными и местными органами власти. Опираясь на достижения других наук,
политология исследует причины и условия возникновения гражданского общества,
его структуру, направления эволюции.
Особо важная роль в изучении гражданского общества принадлежит политологии.
Именно политология изучает характер и формы взаимодействия гражданского
общества с политическими и общественными институтами - государством в целом,
федеральными и местными органами власти. Опираясь на достижения других наук,
политология исследует причины
и условия возникновения
его структуру, направления эволюции. Другими словами, политология воссоздает
целостную картину гражданского общества.
Проблема гражданского общества принадлежит
к числу фундаментальных
проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы
человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения
общества на государственную и
негосударственную сферы
жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в
центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных
конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема
находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во
многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового
сообщества.
“Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным
фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений
этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной
системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого
рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период,
когда и формирование новой государственности, и становление полноценного
гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и
взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов”
[1].
Гражданское общество и государство
уже как самостоятельные
тождество. Последнее раздвоенное: частные интересы (гражданское общество,
семья) и всеобщий (государство). При столкновении интересов семьи и
гражданского общества они должны быть подчинены государству. И тем самым
семья и гражданское общество являются частями государства. Гражданское
общество и семья - способ существования государства, они базис государства.
1. Гражданское общество: понятие, генезис, основные признаки
1.1.
Содержание понятия “
Понятие “гражданское общество”, как правило, используется в сопоставлении с
понятием государства. По замечанию И. Изензее, “государство существует в виде
того, что противостоит обществу”.
Понятия “государство” и “
общество” отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу.
Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в
отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического и
культурного пространства, в котором
взаимодействует свободные
реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. По
определению Ж.-Л. Кермонна, “гражданское общество слагается из множественности
межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих
данное общество мужчин и женщин
без непосредственного
государства”. Государство, напротив, представляет собой пространство тотально
регламентированных
государственных структур и привыкающих к ним политических партий, групп
давления и т.д.
Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга и зависят одно
от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового
демократического государства, поскольку именно сознательное свободные
граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого
общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном
между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то
государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку
и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В
реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства
достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять
механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень
политического развития.
Сложный характер взаимосвязи и взаимозависимости государства и гражданского
общества точно подметил лауреат Нобелевской премии американский ученый М.
Фридман (р. 1912): “.общество таково, каким его делаем мы сами.Только от
нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу
человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и
следит за тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа и не
превращалось в его хозяина”.
Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность
межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных,
религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без
вмешательства государства. Система независимых от государства и межличностных
отношений создает условия для самореализации индивидов и групп, для
удовлетворения их повседневных потребностей.
|
Рис.1 Взаимосвязь государства и гражданского общества
1.2. Концепция гражданского общества: подходы к политической науке
Идея гражданского общества является одной из важнейших политических идей
нового времени. Возникнув в середине XVII века в Европе, понятия “гражданское
общество” прошло известную эволюцию, продлив несколько концепций и
интерпретаций. Однако оно неизменно
рассматривается в
понятии “государство”.
Долгое время в политической науке понятия “гражданское общество” и
“государство” не различались, использовались как тождественные. Однако,
начиная с середины XVII века, процессы дифференциации различных сфер
общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти,
обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и
свободой потребовали
социального прогресса. С одной стороны, нарастание спонтанности и стихийности
в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и
автономии от государства и форм коллективной жизни. Процесс становления
автономных от государства сфер жизнедеятельности человека отразило понятие
“гражданское общество”. С другой стороны, потребность в упорядочении,
обеспечении целостности общества, согласовании и интеграции устремлений
индивидов и социальных групп выразило понятие “государство”. Равновесие и
взаимосвязь общественных, групповых и индивидуальных процессов государство
осуществляет посредством
Либеральная трактовка гражданское общество восходит по временам Т. Гоббса
и Дж. Локка. Понятие “гражданское общество” было введено ими для
отражения исторического развития человеческого общества, перехода человека от
природного к
состоянии, не знающий ни цивилизации, не государства, развивается в хаосе
всеобщей взаимной вражды и непрерывных войн. Естественному, догосударственному
состоянию общества противопоставляется цивилизированное,
общественно-политическое, олицетворяющее
порядок и гражданские
Т. Гоббс считал возможным достижение такого состояния при наличии
государства. Он подчеркивал: “Вне государства – владычество страстей, война,
страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в
государстве – владычество разума, безопасность, богатство, благопристойность,
изысканность, знание и благосклонность”.
Основоположник либерализма Дж. Локк впервые поставил личность выше
общества и государства, а свободу – выше других ценностей. Свободу он понимал
как свободу от вмешательства извне, и прежде всего – со стороны государства.
Будучи разумными, люди, по мнению Дж. Локка, заключают между собой
общественный договор, т.е. создают гражданское общество. Оно образует ряд
защитных структур между индивидом и государством. Основой свободы индивида,
гарантией его политической самостоятельности, по Локку, является
частная собственность.
Данную традицию, позитивно-либеральную, в анализе гражданского общества
представляет подход немецкого мыслителя Г. Гегеля (1770-1831), который
рассматривал гражданское
помощью труда свои повседневные потребности. Основой гражданского общества он
считал частную собственность. Однако не гражданское общество являлось, по
Г. Гегелю, движущей силой исторического прогресса, а государство. Примат
государства по отношению гражданского общества был связан с тем, что, как
считал Г. Гегель, основой развития всего и вся вступает “Мировой Дух”,
“Абсолютная Идея”. Именно государство воплощает “Мировой Дух”, а гражданское
общество есть “инобытие” Духа-Идеи. Государство, по Г. Гегелю,
олицетворяет все добродетели. Оно – наиболее совершенное воплощение мировой
саморазвивающейся идеи, самого могучего проявления человеческой личности,
всеобщности политического, материального и духовного начал. Государство
защищает человека от случайностей, обеспечивает справедливость и реализует
всеобщность интересов. Гражданское общество и индивид подчинены государству,
ибо именно государство интегрирует отдельных индивидов и их группы в
органическую целостность, задавая смысл их жизнедеятельности. Опасность
существования всеобъемлющего государства состоит в том, что оно поглощает
гражданское общество и не стремится гарантировать гражданам их права и свободы.
Отвергая тезис Г. Гегеля о первичности государства по отношению
гражданскому обществу, К. Маркс рассматривал последнее фундаментом
всего человеческого общества, а жизнедеятельность индивидов – решающим фактором
исторического развития. Это вытекало из материалистического понимания
истории, согласно которому эволюция общества является результатом эволюции
материальных условий жизни. Гражданское общество в такой трактовке представляет
как материальное отношения индивидов.
Совокупность экономических, производственных отношений индивидов (отношения. в
которые они вступают между собой в процессе производства) и соответствующие им
производительные силы (средства производства, рабочая сила и объекты приложения
труда) составляют базис общества.
Экономический базис
политические институты (в том числе государство), право, мораль, религию,
искусство и т.д. Государство и политика являются отражением производственных
отношений. Следуя тезису о зависимости надстройки от базиса, К. Маркс
считал государство
средствами производства. Поэтому буржуазное государство является, по Марксу
, механизмом реализации и
собственников: промышленников, финансистов, землевладельцев и т.д. В таком
государстве гражданами оказываются имущие классы и социальные группы. Не
случайно слова “буржуа” и “гражданин” в немецком языке выступают как синонимы.
Буржуазное государство, реализуя волю экономически господствующего класса,
препятствуют свободному развитию автономных индивидов, поглощает или чрезмерно
регулирует гражданское
Преодолеть разрыв между гражданским обществом и государством, по мнению К.
Маркса, возможно путем создания нового типа общества – коммунистического –
без государства, в котором свободное развитие каждого индивида является
условием развития всего общества. В “царстве свободы”, как назвали классики
марксизма коммунизм, “где никто не ограничен исключительным кругом
деятельности, а каждый может совершенствовать себя в любой деятельности”,
проблема противостояния государства и гражданского общества теряет всякий
смысл.
Социал-демократическая традиция основана на признании политики
сердцевиной гражданского общества. С помощью властных отношений политика
пронизывает общественную жизнь, формирует облик гражданского общества,
оказывает стабилизирующее воздействие на него. Государство должно, по мнению
И. Шумпетера, участвовать в обеспечении функционирования гражданских
институтов, дабы гарантировать, что
они будут управляться
одна часть гражданского общества не превратится во всеразрушающую силу, а рынок
не подчинит себе общество. В связи с этим социал-демократы считали обязательным
Информация о работе Гражданское общество: понятие, генезис, основные признаки