Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 11:10, контрольная работа
Особо важная роль в изучении гражданского общества принадлежит политологии.
Именно политология изучает характер и формы взаимодействия гражданского
общества с политическими и общественными институтами - государством в целом,
федеральными и местными органами власти. Опираясь на достижения других наук,
политология исследует причины и условия возникновения гражданского общества,
его структуру, направления эволюции.
государственное регулирование экономических, социальных и иных процессов,
введение гарантий прожиточного минимума, страхования и т.п.
При всех вариациях в западной политической науке доминирует две интерпретации
гражданского общества.
С точки зрения первой оно рассматривается как социальная категория
(универсальная), которой обозначают
пространство межличностных
противостоящих государству в любой его форме. Будучи сферой реализации
повседневных потребностей индивидов, гражданское общество включает весь
исторический комплекс взаимодействий частных лиц с друг с другом.
Сточки зрения второй интерпретации гражданское общество выступает как
феномен западной культуры, как конкретно историческая форма существования
западной цивилизации. Особенностью западной культуры является удивительная
адаптивность к меняющимся условиям и повышенная выживаемость в инокультурном
окружении. Уникальность западной цивилизации обусловлена балансом трех сил:
институтов власти, гражданского общества и автономной личности. Их
сбалансированное
направленности создания на постоянное совершенствование человека, гражданского
общества и государства.
2.
Предпосылки возникновения
Исторически гражданское общество пришло на смену традиционному, сословно-
кастовому. При сословном строе
государство практически
классами и было обособленно от основой массы населения. В традиционных
обществах древнего мира средних веков социального неравенства было выражено и
закреплено в праве: господствующая социальная группа была организована в
государство, поддерживавшее сословные границы и охранявшее привилегии высших
сословий, от имени которых и осуществлялась власть. В сословных обществах
государство регламентировало многие стороны экономической, хозяйственной,
бытовой, религиозной, духовной жизни. Однако феодальная сословная система не
была абсолютной чуждой природе гражданского общества. Не смотря на то, что
политическим выражением средневекового способа производства являлись
привилегии, неравное для каждого из феодальных сословий право, сословный
социальный порядок позволял обществу сохранять определенную независимость от
государства.
На смену вертикальным феодальным структурам, открыто выражавшим и
закреплявшим социальное неравенство, пришли преимущественно горизонтальные
невластные связи, основанные на юридическом равенстве и договорных началах
свободных личностей.
Гражданское общество по сути своей буржуазное. Его основой является
юридически свободный индивид. Обособление гражданского общества от
государства происходило в процессе ликвидации сословного неравенства и
разгосударствления
Начало данному процессу положило формирование представительного государства,
выступающего от имени всего населения. Для этого необходимо было
законодательное признание юридического равенства людей на основе наделение их
правами и свободами. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим
равенством определило качественно новое социальное положение личности. Теперь
индивиды независимо от их социального происхождения и имущественного
положения были признаны равными и
полноправными участниками
жизни, наделенными свободной волей.
Обособление общества от всепроникающей власти государства происходило в ходе
конфликта в государстве и в обществе, который разрешился в ходе революций
XVII-XVIII веков и последующих реформ. Этот конфликт был следствием
естественноисторического
конституционным, представителям. Сам же переход отражал формирование новых
социально-экономических, политических и культурных реальностей. Они были
вызваны в жизнь товарно-денежными отношениями, промышленной революцией,
появлением слоя самостоятельных товаропроизводителей, кризисом легитимности
абсолютистских режимов, секуляризацией (освобождением от церковного влияния)
индивидуального и массового сознания, возникновением политических партий,
которые стали важным каналом трансляции
разнородных интересов
групп.
Реальное функционирование гражданского общества началось с принятия биллей о
правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.
Конечно юридическое равенство не предполагает фактического равенства, оно
означает всего лишь равенство возможностей. Однако это создало условия для
проявления талантов, способности и инициативе личности.
Свобода человека органически связана с его материальным благополучием,
наличием собственности, свободой частного предпринимательства. А частная
собственность является не только экономической основой гражданского общества,
но и фактором политического нравственного и культурного прогресса.
Значение института частной собственности в формировании гражданского
самосознания человека, - в становлении гражданского общества раскрыл русский
философ И.А. Ильин (1882-1954). Он полагал, что частная собственность
соответствует индивидуальному способу бытия, который дан человеку от природы.
Кроме этого, она развязывает хозяйственную предприимчивость и личную
инициативу; дает собственнику чувство уверенности; научает человека творчески
относиться к труду и любить Родину; закрепляет его оседлость, без которой
невозможна культура; единит семью, вовлекая ее в отношения собственности;
питает государственный
правосознание; взращивает в нем
чувство гражданской
развивает правильный подход к политической свободе.
Итак, главным признаком и основой гражданского общества является
законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения
их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит
степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны
государства. Автономность личности и общества способствует созданию
механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы в невластных
отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной
возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического
выбора, а также выступать в качестве единственно законого источника власти.
2.1. Структура гражданского общества
В современной политологии
многоуровневая система
совокупность межличностных
вмешательства государства. Кроме того, в него входит разветвленная система
независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные
индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные интересы
граждан не равнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют
определенную соподчиненность, которую условно можно выразить следующим
образом.
Базовые (первичные, витальные) потребности в пище, одежде, жилье и т.д.,
обеспечивающие
производственным отношениям, составляющим первый уровень межличностных
взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные
институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и
ассоциации.
Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном
совершенствовании, вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует комплекс
социокультурных отношений, включающий религиозные, семейно-брачные, этнические
и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных
взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких
институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения,
творческие союзы, спортивные общества и т.д.
Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют
потребности в политическом участии, связанный с индивидуальным выбором на
основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень
предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций.
Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп и
интересов, политических партий, движений и т.д. Если рассмотреть современное
гражданское общество в промышленно-развитых странах мира, то оно предстанет как
общество, состоящее из огромного числа самостоятельно действующих групп людей,
имеющих различную направленность. Так, структура гражданского общества в США
представляет собой
граждан, лоббистских групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов,
клубов по интересам, творческих и кооперативных объединений, потребительских,
спортивных и других обществ, религиозных, общественно-политических и иных
организаций и союзов, отражающих самые разнообразные социальные интересы в
производственной, политической, духовной сферах, в личной и семейной жизни.
|
|
|
|||
| |||
| |||
|
|
||||||
|
| |||||
| ||||||
| ||||||
|
|
|
|
||||
|
||||
|
Рис. 2 Структура гражданского общества
Эти самостоятельные, независимые
от государства общественно-
институты подчас противостоят друг другу, боясь за доверие граждан, остро
критикуют и разоблачают социальное зло в политике, экономике, нравственности, в
общественной жизни и на производстве. В свое время А. Токвилль в
качестве одной из особенностей
США называл наличие
институтов гражданского общества, ставшей гарантом стабильности американской
демократии. Сегодня в США более 70% граждан состоят в таких объединениях и
организациях и более 50% активно участвуют в деятельности двух и более
ассоциаций. К примеру, в работе 200 потребительских организаций участвуют более
70 млн. граждан. Это сеть групп
и объединений граждан
целью создания условий для самореализации индивидов и групп, выражения и
реализации их повседневных потребностей и одновременно сдерживает стремление
государства к концентрации политического господства. Правда, по данным
американского политолога Р. Патнэм, в настоящее время в США объем
“социального капитала” (термин введен американским ученым Дж. Коулменом
), который содержится в таких
элементах общественной
сети, создающих условия для координации и кооперации ради взаимной выгоды,
сокращается.
Объем “социального капитала” измеряется по двум показателям: индексу доверия и
Информация о работе Гражданское общество: понятие, генезис, основные признаки