Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 11:10, контрольная работа
Особо важная роль в изучении гражданского общества принадлежит политологии.
Именно политология изучает характер и формы взаимодействия гражданского
общества с политическими и общественными институтами - государством в целом,
федеральными и местными органами власти. Опираясь на достижения других наук,
политология исследует причины и условия возникновения гражданского общества,
его структуру, направления эволюции.
силу незрелости гражданского общества
государство оказалось
силой, способной решить проблемы
форсированной
революции, сохранить целостность и независимость страны. Отсутствие
гражданского общества в советской России обусловило установление
тоталитарного режима в стране.
Тоталитарный режим
государственной системе большей легитимности. Так, конституция в политической
доктрине советского государственного строительства всегда рассматривалась
важным фактором консолидации общества, символом законности власти. Эта
законность распространялась на все социальные группы, кроме руководящей. По
мере того, как советское общество
становилось все более
кризис прежних форм легитимности власти. Попытки интегрировать идею
“социалистического правового государства”, соединив тем самым буржуазный
конституционализм советское право, принцип ”свободной личности ” и общества
трудящихся, в существовавшую конституцию власти лишь снижали ее интегративные
возможности, поскольку были несовместимы с ней.
4.2. Специфика формирования гражданского общества в
современной России
Начавшейся с 1985 года преобразования имели целью формирование предпосылок
гражданского общества. Перераспределение
собственности через
создало возможность для возникновения среднего класса. Вместе с тем
собственность хотя и перестала быть государственной, однако осталась в
основном в руках новой
подчинив себе государство и овладев собственностью, переместила реальные
центры разработки и принятия политических
решений в президентские
тем самым в значительной мере оградила их от общественного контроля.
Отношения между государством и обществом развиваются на основе мнимого
конституционализма, который является следствием несформированности устойчивых
групп интересов граждан, с одной стороны, а с ругой – неспособностью или
нежеланием правящей элиты создавать новые “правила игры” в качестве
обязательных для всех групп, включая самих себя. Пока государство в лице
бюрократии не стремится к самоограничению и поощрению самодеятельности
граждан. Это проявляется в проводимой экономической, социальной, культурной
политике.
В сфере экономической политики реализация идеи индивидуальной свободы и
поощрению творческой инициативе обнаруживает антисоциальные формы, когда
существенную роль в экономике играет криминальный бизнес. Большинство
населения оказалось не включенным в активную экономическую деятельность, так
как не были своевременно приняты необходимые для этого решения правительства.
Обеспечение денежных вкладов населения из-за инфляции, отсутствие возможности
вложения средств в землю, обременяющая налоговая политика и некоторые друге
негативные моменты не способствуют становления зрелого гражданина с
неотъемлемыми правами и обязанностями. На пути формирования гражданского
общества в России существуют и другие трудности. Прежде всего устойчивые
стереотипы, система ценностей, сформированные каммунестическим режимом,
которые во многом трогают экономически, социальные и культурные предпосылки
гражданского общества. В первую
очередь психологический
такие ценности, как частная собственность, неравенство, конкуренция, рынок. В
следствие ошибок и прочетов в первые годы реформ, которые привели к резкому
падению уровня жизни большинства населения, внедрение этих универсальных
ценностей крайне затруднено.
Процесс вхождения личности в новые социальные связи, включение и обособления ее
сопровождаются распознанием позитивной и негативной направленности действий
других индивидов, выяснением степени близости или удаленности их социальные
позиции от той, которая признается своей. Так индивид устанавливает свою
политическую идентичность, осваивает собственную политическую позицию. На
основе этой позиции она взаимодействует с обществом, государством. В российской
обществе позиции большинства остаются размытыми, не выходят за приделы
первичных связей в семье, с родственниками. Иные социальные взаимодействия
неустойчивы. Современное общество может адаптироваться к меняющемся условиям и
прогрессивно развиваться
убеждения, что любой незнакомый человек для них – враг. Общество с низким
уровнем межличностного доверия нельзя назвать современным, его устойчивость
необеспеченна и проблематична. Сама
возможность существования
экономических и политических организаций решающим образом зависит от
предсказуемости и надежности социальных связей между совершенно незнакомыми
людьми. Как отмечалось выше, данный феномен Дж. Коулмен назвал
"социальным капиталом". По его мнению, "социальный капитал – это потенциал
возможного доверия и
пространстве". В 80-х годах семейственность, клиентелизм, беззаконие,
неэффективная власть, экономический застой подорвали доверие населения и
коммунистическим режимам, но и после падения советской власти в России ситуация
мало изменилась. Если в странах Запада в середине 80-х годов 85-95%
респондентов было согласно с утверждением, что "людям можно доверять"
(исключение составляла Италия – около 70%, в том числе в Сицилии – более 50%),
то в России первой половины 90-х годов так полагало не более 30% опрошенных.
Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества
накладывает форсированный характер процесса российской модернизации, когда в
сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от разных исторических
этапов. Изменения материального
положения различных групп
к слишком быстрой и радикальной
трансформации прежней
Это обстоятельство порождает конфликты государства с различными
профессиональными и социальными группами, что находит выражение в массовых
забастовках. Процесс кристаллизации автономной личности осложняет то
обстоятельство, что создание рыночных отношений и переход от тоталитаризма к
демократии совпал по времени с процессами национального самоопределения
этносов и социальной стратификацией на основе отношений собственности.
Совпадение данных тенденций делает процесс формирования гражданского общества
неустойчивым, возвратным.
В реальной жизни противоречиво переплетаются различные, порой противоположные
по своей направленности интересы и потребности социальных групп. Это
обстоятельство снижает
нормальных экономических, социальных, национальных и иных интересов. Наиболее
негативным следствием снижения регулятивной функции государства является
формирование существенного
стоящих у власти или рядом с ней, и большинством бедного населения. Вновь
воспроизводится биполярная социальная структура. Так, соотношение зарплаты
10% высокооплачиваемых слоев к зарплате остального населения в 1992 году
составляла 16:1, в 1993 году 26:1, в 1995 году – 29:1. Для сравнения, в
разных странах это
В этих условиях только сильные государство могло бы стать инициатором и
гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества,
создавая правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для
самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных
потребностей. Само же государство должно на практике все больше приобретать
признаки правового
Очевидно, что процесс формирования гражданского общества имеет естественный
темп, который нельзя ускорить каким – либо подталкиванием. Ведь зрелый
гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных
начал личности. Развивать их можно в первую очередь усилиями самой личности,
ее устремленностью к
Российское общество вновь оказалось перед делимой: либо найти согласованную
модель взаимодействия индивидуальной свободы, активности и инициативы
личности с принципом
очередной модификации державной модели власти при отчуждении от нее народа.
Есть случаи использования власти номенклатурной бюрократией в своих
корпоративных интересах, что больше отчуждает общество от власти, не служит
неприкосновенности прав индивидов.
5. Проблема
гражданского общества в
Само понятие "гражданское общество" появилось в XVII в., в частности в трудах
Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, а затем получило свое развитие в XVIII в. в
работах Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, В. фон Гумбольта и др. Они уже не
отождествляли гражданское общество с существующим государством или реальными
формами государственного правления. При этом они исходили из теории
договорного происхождения государства, в основе которой лежала идея
общественного договора. Согласно этой теории, законно то правительство,
учредить которое и
воле.
Сторонники теории договорного
происхождения государства
гражданское общество и государство, если последнее, основанное на общественном
договоре, выражает интересы граждан. Но они понимали, что в действительности
государство, как правило, подавляет гражданское общество, что, в частности,
"абсолютная монархия, которую
некоторые считают
мире, на самом деле несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не
может быть формой гражданского правления".[1]
Значит понятие "гражданское общество", появившееся в XVII в., уже тогда
включало в себя такие важные элементы, как договор, учет и реализацию
интересов граждан.
Более четко провел различия между государством и гражданским обществом видный
представитель немецкого просвещения XVIII в. В. фон Гумбольт. Он пришел к
мысли о том, что сама государственная деятельность должна быть подчинена
удовлетворению интересов и потребности человека. Несмотря на то, что эта
мысль не получила у него развернутого обоснования, сам факт постановки
подобной проблемы является чрезвычайно важным в истории изучения гражданского
общества.
Гегель предпринял попытку философского осмысления различия между гражданским
обществом и государством. Область действия государства, по Гегелю, — общие
интересы, а гражданского общества — сфера частных интересов.
Проблема соотношения
рассматривалась К. Марксом в работах, относящихся к 40-м и более поздним
годам XIX в. Маркс пришел к четкому осознанию того, что в исследовании
государства необходимо принадлежит решающая роль, порождает государство,
являющееся результатом
продуктом, их функционирования. Государство представляет собой политическое
установление, форму, организующую гражданское общество, общество частных
материальных интересов, форму, которая внешне обнимая его целиком, на самом
деле служит интересам собственников, господствующих классов. Государство
вообще не может существовать без таких предпосылок, как семья и гражданское
общество. Сфера деятельности гражданского общества, по Марксу, — не только
экономика, но и культура, идеология и рожденные ими общественные движения.
Исследованию надстроечных явлений гражданского общества уделял большое
внимание А. Грамши. Анализируя механизм господства буржуазии в первой
половине XX в., он выделил три его составные части, три "общества", следуя
его терминологии: экономическое (экономическая основа господства буржуазии —
ее владение средствами производства и распределения), политическое и
гражданское.
Совокупность тех частей надстройки, которые осуществляют функцию принуждения
и прямого господства (военного, полицейского, правового), составляет
"политическое общество". Однако в чистом виде, полагал Грамши, такое
общество, соответствующее системе "охраны общественного порядка и соблюдения
законов", не существует. Оно переплетается с той частью надстройки, которая у
него выступает под понятием "гражданское общество". Это совокупность всех тех
рычагов и органов в государстве,
позволяющая буржуазии
нравственное руководство
надстройка общества.
Из приведенных выше воззрений на гражданское общество можно выделить ряд его
Информация о работе Гражданское общество: понятие, генезис, основные признаки