Идея гражданского общества в российской политико-правовой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 10:12, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить основные тенденции и перспективы развития гражданского общества в современной России

Для выполнения цели необходимо выполнить следующие задачи:

Выделить концепции гражданского общества, предлагаемые различными отечественными исследователями;
Выяснить основные признаки гражданского общества, отличающие его от остальных структур;
Определить структуру гражданского общества, основные элементы деятельности представляющих его организаций на разных уровнях: социальном, экономическом, политическом;
Выяснить, каковы были предпосылки для формирования гражданских объединений на этапе «перестройки»;
Выделить основные элементы структуры гражданского общества «новой» России;
Охарактеризовать взаимодействие государства и гражданского сектора России, сценарии его дальнейшего развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Гражданское общество Российской Федерации……………………………...5

1.1. Понятие, признаки и институты гражданского общества…………………5

1.2. Правовые и моральные аспекты гражданского общества…………………8

2. Идея гражданского общества в российской

политико-правовой мысли………………………………………………………15

2.1.Исторические предпосылки возникновения

гражданского общества…………………………………………………………15

2.2. Проблемы формирования гражданского общества в

Российской Федерации………………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………….29

Библиографический список……………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

гражданское общество рф.docx

— 57.39 Кб (Скачать документ)

     Содержание 
 
 
 
 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Гражданское  общество Российской Федерации……………………………...5

1.1. Понятие, признаки  и институты гражданского общества…………………5

1.2. Правовые  и моральные аспекты гражданского  общества…………………8

2. Идея гражданского  общества в российской 

политико-правовой мысли………………………………………………………15

2.1.Исторические  предпосылки возникновения

 гражданского  общества…………………………………………………………15

2.2. Проблемы формирования гражданского общества в

Российской Федерации………………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………….29

Библиографический список……………………………………………………..30

 

      Введение 

     Формирование  институтов гражданского общества в  России началось сравнительно недавно, с 1980-х гг., когда в результате либеральных преобразований появились  правовые основы для начала данного  процесса (провозглашение гласности, право  на создание независимых гражданских  объединений, право частной собственности  и т.д.).

     Объект исследования – гражданское общество России. Предмет – тенденции развития гражданского общества в России.

     Цель  работы: выявить основные тенденции и перспективы развития гражданского общества в современной России

     Для выполнения цели необходимо выполнить  следующие задачи:

  • Выделить концепции гражданского общества, предлагаемые различными отечественными исследователями;
  • Выяснить основные признаки гражданского общества, отличающие его от остальных структур;
  • Определить структуру гражданского общества, основные элементы деятельности представляющих его организаций на разных уровнях: социальном, экономическом, политическом;
  • Выяснить, каковы были предпосылки для формирования гражданских объединений на этапе «перестройки»;
  • Выделить основные элементы структуры гражданского общества «новой» России;
  • Охарактеризовать взаимодействие государства и гражданского сектора России, сценарии его дальнейшего развития.

     Актуальность  темы обусловлена тем, что в течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты со стороны власти. В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека.

     Гражданское общество – это спутник правового  государства, т.е. правовое государство  появляется в той стране, в которой  существует не просто общество людей, а гражданское общество.

     Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.

     В ходе исследования перед автором  были поставлены следующие задачи:

  • тщательно исследовать структуру и признаки гражданского общества;
  • рассмотреть идею гражданского общества в России и проблемы его формирования.

     Также в данном исследовании предпринята попытка проследить развитие учения о гражданском обществе, начиная с античных времен и до настоящего времени.

     “Взаимоотношения  государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма  в целом. Понимание комплекса  отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации  общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобретает  именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой  государственности, и становление  полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов  социального и политического  процессов”1.

 

      1.Гражданское общество  Российской Федерации

     1.1. Понятие, признаки и институты гражданского общества 

     Гражданским обществом обычно называют наивысшую  форму общности, состоящую из частных  лиц, классов, групп и институтов, прямо не зависящих от политического  государства. Существенными признаками гражданского общества является то, что  оно может контролировать государство  и противостоять ему. В истории  человечества гражданское общество не однажды побеждало государство (Великобритания, США). Или помогало государству, когда оно испытывало трудности. На Востоке, напротив, гражданское  общество находилось в аморфном состоянии, а государство было всем.

     В России государство обычно одерживало победу над гражданским обществом, подчиняло его и “вытаптывало”. И чудовищный эксперимент над  ним, проводимый тоталитарным государством в течение 70 лет, привел к тупику исторического развития. Поэтому  и возродился интерес к гражданскому обществу как политическому идеалу.

     Гражданское общество можно также рассматривать  как общество, в котором существуют развитые экономические, культурные, правовые, политические отношения между составляющими  его индивидами, и эти связи  не опосредованы государством. В такой  ситуации активно действуют массовые движения, партии, группировки по интересам, убеждениям, а также иным признакам (передача власти органам самоуправления, безопасность личности от насилия и  злоупотреблений государственной  власти; люди – субъекты права, их защищает гражданское общество, которое озабочено  общим благом, а государство –  малозаметно)2.

     Гегель  считал, что для независимости  людей основополагающее значение имеют  частная собственность, равноправие, свобода выбора (экономического, политического  и др.), наличие альтернативных источников получения средств к существованию. С.Франк дополнял этот перечень разделением  собственности и власти. Если экономическая  власть находится не в тех же руках, что и политическая, она может  послужить ограничивающим противовесом политической власти.

     Э. Геллер определяет гражданское общество как плюралистическое. Он пишет: “Простейшая формула гражданского общества – это, с одной стороны, полная централизация, обеспеченная механизмами отчетности и сменяемости, предусматривающая сравнительно небольшие оклады для чиновников, а с другой, экономический плюрализм”3. Для первобытных времен характерно естественное состояние общества. По Гоббсу, оно характеризуется всеобщим бесправием. Не только страх перед зверями, необходимость бороться с ними заставляли людей помогать друг другу, но и сознание собственной выгоды, влечение к общению приводило к естественным связям, проявлению братских чувств, вкуса к общежитию.

     Однако  вплоть до средних веков государство  и гражданское общество понимались как синонимы. Аристотель определял  государство как совокупность граждан, гражданское общество4. И только позже Гегель, а затем К. Маркс и Ф. Энгельс написали о самостоятельном существовании гражданского общества наряду с государством и вне его в результате сужения роли последнего. Такое различение государства и гражданского общества произошло в силу высвобождения частной собственности, породившего, в свою очередь, идеи о свободе личности, гражданина. Позже К. Маркс противопоставил разделению гражданского общества и государства идею революции, слома старого режима и формирования нового государства, переходящего в самоуправление. Отмирание государства объявлялось светлой перспективой человечества, на самом деле все это послужило оправданию невнимательного отношения к человеку. Так “прикрыли” поглощение общества тоталитарным государством. Крах марксизма и коммунистической системы вновь возродил интерес к гражданскому обществу.

     Можно отметить ряд существенных признаков  гражданского общества, упомянутых в  определениях гражданского общества.

     Это наивысшая форма общности:

     – с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями  между составляющими его индивидами;

     – способная контролировать государство;

     – самоуправляться и саморегулироваться;

     – имеющая плюралистический характер (множество форм собственности, партий, движений и т.п., явлений, противостоящих моноцентризму);

     – отсутствие закрепощения человека. Напротив, люди, взаимодействующие с другими  членами общества, стали являться основой гражданского общества.

     Гражданское общество отводит высокую роль отдельному человеку, понимая его не как средство строительства светлого будущего, а  как самоцель. Высокий уровень  общности достигается тем, что в  человеке видят не объект управления, а субъект.

     Гражданское общество признает суверенитет личности как производное от суверенитета народа и первичность человека перед  государством и обществом (организация  всегда вторична по отношению к человеку).

     Само  название “гражданское общество”  происходит от понятия гражданин. Оно  возникает с появлением самостоятельного индивида, наделенного определенным комплексом прав и свобод и в то же время несущего перед обществом моральную и иную ответственность за свои действия. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества является ликвидация сословных привилегий и возрастание значения личности. Индивид превращается из подданного, обязанного быть лично верным монарху, в гражданина с юридическими правами, равными со всеми другими гражданами.

     Люди  и их объединения (экономические, политические, религиозные, профессиональные, культурные и др.) и составляют гражданское  общество.

     Общество  предшествует государству, но государство  формируется на основе существующих в естественном состоянии общественных отношений. При падении правительств общество сохраняется, а с возникновением государства суверенитет общества переходит к нему вместе с обязанностью защищать общество. Ф.фон Гумбольдт  писал, что государству свойственно  забывать о нуждах людей. Поэтому  он считал необходимым ограничить власть государства в пользу гражданского общества.

     Гражданское общество является антитезой атомизированному (разобщенному) обществу, где с помощью  террора предотвратили соединение людей в локальные миры – неконтролируемые ассоциации, анклавы и т.п.

     Атомизированное общество напоминает блюдо с песком: песчинки – люди, а их организации  не имеют сущностной значимости, формальны (с их помощью никто не выходит  за пределы повседневных забот).  

     1.2. Правовые и моральные аспекты гражданского общества 

     В проекте Конституции РФ, составленной секретарем конституционной комиссии О.Г.Румянцевым, существовал специальный  раздел о гражданском обществе5. В варианте Конституционного совещания такой раздел не был выделен, хотя современные модели конституций в мире не ограничиваются регулированием устройства государства и свобод граждан. О гражданском обществе говорится в Конституциях Испании, Португалии, Греции, Бразилии, Мексики. Специально такой раздел включен в Конституцию Крыма 1992 г. Есть он и в Конституциях некоторых субъектов Российской Федерации и в Конституции США (ст. 3). Тем не менее, в принятом тексте основного закона есть обязанности социального государства по отношению к обществу (ст. 7): гарантии невмешательства государства в законную частную и ассоциативную жизнь общества (ст. 8, 22, 30 и др.); установлены препятствия излишнему вмешательству государства в развитие демографических начал самоуправления (ст. 12). Если понимать Конституцию как общественный договор, то в ее содержании нельзя обойти молчанием взаимоотношения государства и общества. Люди (общество) делегируют государству власть и конституционно закрепляют его обязанность служить человеку, признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2) Конституция РФ в целом является актом распределения власти между обществом и государством. Общие интересы обеспечивает государство, гражданское общество занято частными интересами, регулируемыми гражданским правом. Но они тесно связаны друг с другом: государство создает условия свободы людей, роста их инициатив, а гражданское общество контролирует государство, подставляет ему плечо в трудные минуты, заменяет государство, поддерживает демократические институты общества, что требует от каждого члена общества понимания своей ответственности за общество в целом. Права человека и гражданина являются ориентирами в этом саморегулировании.

     Иные  отношения государства и общества складываются, когда общество, человек  растворяются в государстве. Тогда  мы говорим о “вытоптанном” сильным  государством обществе. Некогда продукт  общества, государство – вторично по отношению к нему, но нормальное государство представляет собой  политико-территориальную форму  существования общества и организационно-властное средство, способствующее сохранению и развитию общественной системы, обеспечению благополучия людей, их стремления к свободе и счастью.

Информация о работе Идея гражданского общества в российской политико-правовой мысли