Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 10:12, курсовая работа
Цель работы: выявить основные тенденции и перспективы развития гражданского общества в современной России
Для выполнения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Выделить концепции гражданского общества, предлагаемые различными отечественными исследователями;
Выяснить основные признаки гражданского общества, отличающие его от остальных структур;
Определить структуру гражданского общества, основные элементы деятельности представляющих его организаций на разных уровнях: социальном, экономическом, политическом;
Выяснить, каковы были предпосылки для формирования гражданских объединений на этапе «перестройки»;
Выделить основные элементы структуры гражданского общества «новой» России;
Охарактеризовать взаимодействие государства и гражданского сектора России, сценарии его дальнейшего развития.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Гражданское общество Российской Федерации……………………………...5
1.1. Понятие, признаки и институты гражданского общества…………………5
1.2. Правовые и моральные аспекты гражданского общества…………………8
2. Идея гражданского общества в российской
политико-правовой мысли………………………………………………………15
2.1.Исторические предпосылки возникновения
гражданского общества…………………………………………………………15
2.2. Проблемы формирования гражданского общества в
Российской Федерации………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….29
Библиографический список……………………………………………………..
Общество
формирует государственные
Таким образом, гражданское общество противоположно атомизированному, в нем существуют множественные горизонтальные связи, и оно представляет собой более высокий этап развития общества по сравнению с естественным состоянием общности (отношения государства, человека и общества здесь носят правовой характер).
На вопрос, существует ли гражданское общество в России, даются разные ответы. Одни говорят, да, оно было всегда, другие отрицают этот факт. Сопоставление того, что мы имеем с обозначенными признаками гражданского общества свидетельствует о том, что некоторое число людей и институтов общества, совокупность которых можно было бы отнести к истинным гражданам, не являются еще той “критической массой”, что меняет ситуацию.
Для России гражданское общество является идеалом, представлением о гармонии отношений человека и человека, личности и общества. А раз так, то естественно определить те меры, которые могут вести страну такого рода к совершенству:
1.
Формирование гражданского
Народ
может противостоять всему
Следовательно, остро необходимы судебная и правовая реформы, законы о налогах, частной собственности на землю, о политических партиях и др.
2.
Исторически доказано, что гражданское
общество зреет по мере
3.
Условием нарождения
Задача
современного российского общества
заключается в том, чтобы формировать
горизонтальные связи между людьми,
поддерживать и развивать договорные
отношения как инструменты
Препятствием
к скорейшему вызреванию гражданского
общества является чрезмерная ограниченность
полномочий представительных органов
власти в стране, а зачастую лишь
“декоративный” характер их деятельности.
Народное представительство на уровне
регионов состоит сплошь и рядом
из руководителей исполнительных органов
нижестоящей власти, что противоречит
принципу разделения властей и не
позволяет депутатам уделять
достаточное внимание законодательной
и другой деятельности. На уровне местного
самоуправления в одной структуре
объединены и представительная, и
исполнительная власти. Малое число
депутатов в них также
4.
Движение к гражданскому
В
Нижнем Новгороде сейчас предпринимаются
меры для развития местного самоуправления,
формирования общественного территориального
самоуправления, пересматривается с
точки зрения дальнейшей демократизации
устав города. Делается многое другое.
Но потребности развития гражданского
общества еще велики. Они заключаются
в необходимости иметь
2. Идея гражданского общества в российской политико-правовой мысли
2.1.Исторические
предпосылки возникновения
гражданского общества
В XX в. в истории России произошли три крупнейших события, имевших этапное, судьбоносное значение для ее политического и исторического развития, оказавших существеннейшее воздействие на генезис ее политико-правовой мысли: первая русская революция (1905–1907) и создание думской монархии; революции 1917 г. (февральская и особенно октябрьская); распад СССР (1991) и становление современной России. С учетом этих событий и образуемых ими соответствующих политико-исторических периодов, целесообразно рассматривать особенности развития политической мысли России в XX в.
Первая русская революция, начавшаяся в 1905 г., оказала серьезное воздействие на политическое, и идеологическое развитие страны, вызвала к жизни необходимость принятия важных политико-правовых документов, привела к созданию думской монархии и многопартийной системы, активизировала идеологическую и духовную жизнь российского общества.
В первом (булыгинском) проекте Государственной Думы, разработанном министром внутренних дел А.Г. Булыгиным, ее компетенция сводилась сугубо к совещательной функции. Манифест императора России Николая II (1868–1918) “Об учреждении Государственной Думы” был опубликован 6 августа 1905 г., но революционные события лета – осени 1905 г. не позволили даже начать выборы в эту Думу. По поручению Николая II проект нового указа о Думе подготовил С.Ю. Витте (1849-1915, с 1903 – председатель кабинета министров, в 1905–1906 председатель Совета министров). 17 октября 1905 г. вышел знамнитый царский Манифест “Об усовершенствовании государственного порядка”, в котором содержалась усовершенствованная формула компетенции Государственной Думы. Теперь она наделялась законодательными функциями и превращалась в высшее законодательное учреждение страны. В Манифесте также говорилось об обеспечении демократических свободах (личности, свободы совести, слова, собраний и союзов), начале перехода к “общему избирательному праву ”8.
Думскую монархию в России не следует смешивать с конституционной. При первой – самодержец может единолично проводить решения фактически по любым вопросам государственной жизни, которые, по сути, аранжируются Думой, при второй – Дума действительно превращается в высшее законодательное учреждение страны с широким кругом полномочий.
Новый
избирательный закон позволил формировать
лояльный и управляемый состав Думы,
в котором наблюдалось
Учреждение многопартийности в России в 1905 г. и существование “думской (парламентской) политической трибуны” с 1906 г. оказало важное влияние на развитие ее политической мысли: она стала более структурированной, ее основные направления нашли адекватное отражение программах соответствующих политических партий. Так, консервативно-реакционное направление политической мысли отражалось в программе партии “Союз 17 октября” (октябристы), где говорилось о том, что она поддерживает институт конституционной монархии и правительства, которое не зависит от народного представительства. Либеральные идеи в концентрированном виде отражались в программе Конституционно-демократической партии (кадеты), где были обстоятельно расписаны права и свободы граждан. Социалистические идеи формулировались в программе Российской социал-демократической рабочей партии, в которой ставилась задача свержения царского самодержавия, замена его “демократической республикой”, а в перспективе осуществление социалистической революции9.
До 1917 г. политическая мысль в России продолжала развиваться в традиционных направлениях: консерватизм, либерализм, социализм. Выразителями консервативной политической мысли выступали идеологи, защищавшие основные самодержавно-помещичьи принципы устройства России. Среди них: А.И. Гучков (лидер октябристов), князь Г.Е. Львов, В.М. Пуришкевич (лидер крайне правого “Союза русского народа) М.В. Родзянко (председатель 3-й и 4-й Думы, лидер октябристов, крупный помещик) и др.
Информация о работе Идея гражданского общества в российской политико-правовой мысли