Идея гражданского общества в российской политико-правовой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 10:12, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить основные тенденции и перспективы развития гражданского общества в современной России

Для выполнения цели необходимо выполнить следующие задачи:

Выделить концепции гражданского общества, предлагаемые различными отечественными исследователями;
Выяснить основные признаки гражданского общества, отличающие его от остальных структур;
Определить структуру гражданского общества, основные элементы деятельности представляющих его организаций на разных уровнях: социальном, экономическом, политическом;
Выяснить, каковы были предпосылки для формирования гражданских объединений на этапе «перестройки»;
Выделить основные элементы структуры гражданского общества «новой» России;
Охарактеризовать взаимодействие государства и гражданского сектора России, сценарии его дальнейшего развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Гражданское общество Российской Федерации……………………………...5

1.1. Понятие, признаки и институты гражданского общества…………………5

1.2. Правовые и моральные аспекты гражданского общества…………………8

2. Идея гражданского общества в российской

политико-правовой мысли………………………………………………………15

2.1.Исторические предпосылки возникновения

гражданского общества…………………………………………………………15

2.2. Проблемы формирования гражданского общества в

Российской Федерации………………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………….29

Библиографический список……………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

гражданское общество рф.docx

— 57.39 Кб (Скачать документ)

     Общая картина формирования структур гражданского общества в современной России имеет  определённую позитивную тенденцию  развития, особенно по сравнению с  прошлым, когда свободная гражданская  жизнь протекала в основном в  формальных и контролируемых организациях. Конституцией Российской Федерации, хотя в ней и отсутствует термин "гражданское общество", закреплены основные права и свободы человека и гражданина, отменена цензура. Сложилась  многопартийная система, различные  социальные группы и авторы - организации  бизнеса, СМИ, профсоюзы и др.

     В Послании Президента России Федеральному Собранию РФ говорилось, что "в условиях демократии невозможно представить  себе политический процесс без участия  неправительственных объединёний, бёз учета их мнений и позиций. Такой диалог сегодня последовательно  развивается, в том числе при  конструктивном содействии Общественной палаты. Профессиональный авторитет  членов палаты, их открытая позиция  усилили влияние гражданских  институтов на нормотворческую деятельность, на деятельность правительства и  Федерального Собрания. А также на административную практику министерств  и ведомств... Отмечу, что увеличивается  и государственная поддержка  общественных организаций. В прошлом  году она составила 500 млн. рублей, на этот год запланировано в 2,5 раза больше. В стране растет и число  действующих неправительственных  организаций. А также их членов-добровольцев, выполняющих различную социально  значимую работу. Их в России уже  около 8 млн. человек. Всё это - реальные индикаторы формирования в России активного  гражданского общества.

     Для нынешнего состояния формирующегося современного гражданского общества в  России характерно следующее:

     — пока не сложилась целостная система  гражданских структур, существует большое  количество фрагментированных образований, слаба правовая защита граждан и  ассоциаций;

     — социум расколот по линиям: бедные и  богатые, элиты и народ, чиновники  и все остальные, центр - периферия  и др.;

     —неадекватна  и слаба социальная основа гражданского общества - относительно небольшой  средний класс (от 16 до 30% граждан  по различным подсчетам);

     — недостаточно выражены и укоренены  интегративные, объединяющие культурные ценности (доверие, солидарность, согласие, социальная ответственность, уважение к жизни, личности, достоинству и др.);

     — слабость структурированных интересов, отсутствие ясно выраженной идентификации  индивидов с соответствующими группами препятствуют формированию гражданских  объединений, организации групповых  действий ит.д.;

     —пассивность  и низкий уровень (как количественно, так и качественно) участия граждан  в общественно-политической жизни (не более 10% населения), за исключением  судьбоносных или принципиально  важных событий для страны, региона, города, селения;

     —слабое и не эффективное воздействие  организаций гражданского общества на структуры власти;

     —в  стадии формирования находится правовая база российского гражданского общества;

     —на облик формирующегося гражданского общества в России оказывают воздействие  как его исторические свойства (длительная авторитарная полоса генезиса России, распространенный недемократический  менталитет), так и современные  особенности развития общества;

     — процесс формирования гражданского общества в России далёк от завершения (зрелости); влияние общественных структур на принятие экономических, социальных и политических решений незначительно; в связи с этим невелика и стабилизирующая  роль институтов гражданского общества.

     Д.А. Медведев полагает, что российское "гражданское общество соответствует уровню развития демократии в России". Он убежден в том, что "гражданское общество было в нашей стране всегда. Другое дело, что, скажем, в годы сталинского террора оно имело чудовищно искривленные формы. Но и в самые мрачные периоды истории люди отыскивали способ выразить собственную позицию, независимую от государства, даже если для этого им приходилось прибегать к эзопову языку13.

     Формирование  современного гражданского общества в  России - сложный и длительный процесс. Значительная часть граждан пока отчуждена от общественной жизни  и собственности, имеет весьма слабое представление о гражданском  обществе и его роли в социуме.

     В целом понятие гражданского общества пока ещё не получило широкого распространения  и восприятия на массовом, обыденном  уровне в политическом сознании россиян. Его в большей степени используют политики, активисты общественных организаций, учёные и т.д. К сожалению, и в  ряде современных учебников для  студентов по политологии (например, К.С.Гаджиева, А.И.Кравченко и др.) нет специальных разделов о гражданском  обществе, его состоянии и задачах  в Российской Федерации.

     Одной из ключевых проблем современного развития выступает отчуждение различных  социальных групп и институтов от государства. Ниже проанализирован  уровень доверия граждан как  к властным структурам, так и общественным организациям.

     Заключение 

     Резюмируя курсовую работу, можно отметить, что  становление гражданского общества охватывает десятки столетий, от отдельных  его элементов в античном мире, до современных демократических  общественных систем. В соответствии с этим на различных этапах общественного  развития складывались и различные  представления о нем.

     Можно сказать что понятие «гражданское общество» восходит своими корнями  еще к идее полиса Аристотеля, однако как категория впервые появляется в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и получает развитие в трудах Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и других философов. В настоящее время понятие "гражданское общество" содержательно обогатилось и является многозначным, существует множество различных подходов и теорий к определению гражданского общества, как в отечественной, так и в западной политической литературе. В одном из подходов под гражданским обществом понимается совокупность межличностных отношений и социальных институтов (семья, образование, экономика, культура, религия и т.п.), развивающихся без вмешательства государства. Гражданское общество создает условия для удовлетворения индивидами и социальными группами своих потребностей и интересов.

     В другом значении гражданское общество представляет идеальную модель общественного  развития. В качестве идеала гражданское  общество представляет собой объединение  свободных суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими, политическими, социально-экономическими и культурными  правами, активно участвующих в  управлении государством и беспрепятственно удовлетворяющих свои разнообразные  потребности. 
 
 

     Библиографический список 

  1. Альхименко  В.В. Конституционное право. Учебник / Отв.редактор А.Е.Козлов. М.: БЕК, 2008.
  2. Аристотель. Политика. М., 1965. Ч.3.
  3. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Международные отношения, 2007..
  4. Геллер Э. Условия свободы. М.: Ad Marginem, 2005.
  5. Государственная Дума в России в документах и материалах. М., 1957.
  6. Ильин И А. Путь к очевидности. М., 2008.
  7. Кола Д. Гражданское общество /50/50. Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс, 1999.
  8. Мэтьюз Д., Макафи Н. Политика местной общины. М., 2003.
  9. Новгородцев П.И. Сочинения М., 2005.
  10. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 2007.
  11. Программные документы политических партий России (1905–1917) // Антология мировой политической мысли. Т. 5. Политические документы.
  12. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М.: Юрист, 2004.
  13. Столыпин П.А. Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном совете. 1906-1911. М., 1991.
  14. Формирование политической системы России / Под ред. А.Кортунова. М., 2006.
  15. Ирхин Ю.В. Гражданское общество и власть: проблемы взаимодействия и контроля в современной России// Социально-гуманитарные знания. 2007. №5.
  16. Резник Ю.М. Гражданское общество как идея// Социально-гуманитарные знания. 2008. №4.
  17. Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества // Полис.- 2006.-№ 6.
  18. Тузиков А.Р. Демократия и гражданское общество в России// Социально-гуманитарные знания. 2004. №5.

Информация о работе Идея гражданского общества в российской политико-правовой мысли