Идея гражданского общества в российской политико-правовой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 10:12, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить основные тенденции и перспективы развития гражданского общества в современной России

Для выполнения цели необходимо выполнить следующие задачи:

Выделить концепции гражданского общества, предлагаемые различными отечественными исследователями;
Выяснить основные признаки гражданского общества, отличающие его от остальных структур;
Определить структуру гражданского общества, основные элементы деятельности представляющих его организаций на разных уровнях: социальном, экономическом, политическом;
Выяснить, каковы были предпосылки для формирования гражданских объединений на этапе «перестройки»;
Выделить основные элементы структуры гражданского общества «новой» России;
Охарактеризовать взаимодействие государства и гражданского сектора России, сценарии его дальнейшего развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Гражданское общество Российской Федерации……………………………...5

1.1. Понятие, признаки и институты гражданского общества…………………5

1.2. Правовые и моральные аспекты гражданского общества…………………8

2. Идея гражданского общества в российской

политико-правовой мысли………………………………………………………15

2.1.Исторические предпосылки возникновения

гражданского общества…………………………………………………………15

2.2. Проблемы формирования гражданского общества в

Российской Федерации………………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………….29

Библиографический список……………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

гражданское общество рф.docx

— 57.39 Кб (Скачать документ)

     Реформы П.А. Столыпина (1862–1911) в целом не выходили за рамки модернизации существовавшего строя. Он был автором политического курса освобождения крестьян от общинной зависимости, предоставления желающим бесплатной земли в личную собственность в Сибири, создания кулаческих хозяйств. При этом помещичье землевладение сохранялось. Всего за десять лет из общины вышло более 1 млн. крестьян. Реформа стимулировала внедрение более прогрессивных методов обработки земли. Вскоре районы с переселенцами стали крупными поставщиками зерна и мяса. Столыпин разрабатывал проекты децентрализации России и усиления полиции. (Полицейских в России было в семь раз меньше, чем в Англии и в пять раз меньше, чем во Франции.) Знаменита фраза Столыпина, произнесенная в речи 10 мая 1907 г.: “Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!”10.

     Представителем  конституционного либерализма являлся  и П.И. Новгородцев (1866–1924), выпускник МГУ, правовед и политолог, депутат I Государственной Думы, автор “Введения в философию права”, “Демократии на распутье”, сторонник “социализированного” либерализма. Его идея правового государства включала политико-правовую концепцию защиты слабых, наемных работников. П.И. Новгородцев обосновывал принцип определения границ “права на достойное существование”, выдвигал идею социального государства, критиковал классический либеральный подход к государству и праву. Именно во имя свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее осуществления, установить минимум гарантированного существования. Демократия, по Новгородцеву, возникает не в результате революции и активности низов, а при “политической зрелости народа”, “высоте политического сознания”, которые достигаются долгим опытом жизни; при соответствующей политико-правовой деятельности, при демократическом управлении немногих11.

     Необходимо  отметить и работы М.М. Ковалевского (1851–1916), профессора государственного права в Москве, академика, депутата I Думы, автора работы “Из истории государственной власти в России” (1905), выступавшего с умеренно-либеральных позиций, разработавшего сравнительный метод в правоведении.

     Международную известность получила книга “Демократия и организация политических партий” (1903) российского общественного деятеля, члена I Государственной Думы М.Я. Острогорского (1854–1919). В этой работе дан глубокий анализ партийных систем США и Британии, показано, что со временем руководство партии может отры ваться рядовых членов, поскольку у него возникают особые интересы, предсказана тенденция бюрократизации и олигархизации партий.

     В либерально-консервативном направлении  политической и философской мысли  России выделяются работы С.Н. Булгакова (1871-1944). Н.А. Бердяева (1874-1948), И.А. Ильина (1883-1954), П.Б. Струве (1870–1944). Н.А. Бердяев вместе с С. Булгаковым, П. Струве и С. Франком был соавтором всех трех манифестов русских философов-идеалистов первой четверти века: "Проблемы идеализма" (1902), “Вехи” (1909), “Из глубины” (1918). В этих работах прослеживается логика либерального консерватизма, с такими его устоями, как религия, идеализм, патриотизм, традиционализм, народоправство. Н.А. Бердяев считал, что государство, основанное на праве и законе, – более высокая ценность, чем социализм или анархизм. Он полагал, что “настоящий глубокий радикализм должен сочетаться с настоящим глубоким консерватизмом. Не может существовать народ, которому нечего сохранять. Отрицание настоящего консерватизма, благоговейного охранения своих ценностей всегда нигилистично”. В работах “Судьба России”, “Истоки и смысл русского коммунизма” показал, что “русский коммунизм” не случайное явление; оно имеет определенную социальную и психологическую почву, русский национальный характер. В русской истории Бердяев выделял “пять разных Россий” – киевскую, татарскую, московскую, петровскую, императорскую и, наконец, новую, советскую, учил видеть их взаимосвязь и отличия. В революции 1917 г. он увидел судьбу России, давшую ей шанс на возрождение и спасшую страну от грозящей катастрофы. Вместе с тем он осудил крайности радикальных преобразований, тупики бюрокразации и огосударствления, указал на возможность перехода общества в высшую стадию (братство людей и народов), освобожденную от лжи и правового нигилизма. В 1922 г. был выслан из России и жил во Франции.

     Первые  труды И.А. Ильина вышли в досоветский период: “Основы законоведения” (1915), “Порядок или беспорядок” (1917). Однако наиболее известные его работы были написаны в эмиграции. В книгах “Понятие права и силы” и “Наши задачи” он рассмотрел отличия правового государства от тоталитарного, показал, что первый тип государственность основывается всецело на признании человеческой личности – духовной, свободной, правомочной, управляющей собою в душе и в делах, т.е. покоится на лояльном правосознании. И.А. Ильин раскрыл достоинства и несовершенства двух основных форм устройства власти в государстве: монархии и республики. В основе его оценки – мера их содействия росту духовности и свободного правосознания. “Человек призван не к внешнему самоосвобождению от закона (таков путь революции, анархии, деспотизма); но к внутреннему самоосвобождению в пределах закона (таков путь лояльности, правопорядка и здорового развития). Внутреннее освобождение выражается в добровольном самообязывании; оно освобождает человека не от закона, а в законе, ибо человек свободно блюдет закон”12.

     Ключевой  в ленинской теории является концепция  партии нового типа, ее роли и места  в Советах – органах власти трудящихся. Именно II Съезд Советов, на котором большинство делегатов представляли РСДРП и партию левых социалистов-революционеров (последняя участвовала в правительстве до июля 1918 г.), в октябре 1917 г. принял решение о переходе к нему государственной власти, а В. И. Ленин был избран Председателем Совета народных комиссаров. 5 января 1918 г. было распущено Учредительное собрание, отказавшееся признать декреты Советской власти. Руководство страной было полностью сконцентрировано в Советах и создаваемых ими органах, через которые партия большевиков руководила страной.

     К числу проблемных аспектов учения Ленина можно отнести: 1) положение о руководящей  роли одной партии “нового типа”  в процессе созидания нового общества: в случае нарушения в ней демократических  принципов. это сразу тяжело отразилось бы на всем обществе, (так, собственно, и произошло в годы культа личности); 2) однопартийная система предполагала и одну официальную идеологию, что  могло привести и привело к  догматизации; 3) большевики придерживались “революционной” теории права, в  основе которой лежала “революционная сознательность” и партийно-советская  целесообразность, подменяя, таким образом, принцип законности принципом целесообразности, что вело, особенно в сложные периоды развития страны, к массовым нарушениям закона. Сложное взаимдействие и сочетание этих принципов прослеживалось на всем пути развития правовой мысли в СССР и России.

     В работах Ленина о новой экономической  политике интересно и плодотворно  ставился вопрос о соотношении рынка  и государства, допускалось широкое развитие рыночных отношений под государственным контролем. В конце 20-х – начале 30-х гг. ленинская идея нэпа была снята с повестки дня И.В. Сталиным и его окружением. Попытку вернуться к ней сделал М.С. Горбачев в годы “перестройки”.

     В первые годы после Октябрьской революции  допускался идеологический плюрализм, существование немарсксиетских  социально-политических и философских  концепций. Среди них можно выделить взгляды “сменовеховцев”. Что же касается официальной партийной  идеологии, то до середины 30-х тт. внутри ее существовали различные идейно-политические платформы (Н.Н. Бухарин, Л.Б. Каменев и др.).

     Идейно-политическое направление и общественное движение “сменовеховство” получило свое название от сборника “Смена вех”, вышедшего  в Праге в июле 1921 г. Смена “вех” означала пересмотр позиции интеллигенции по отношению к послереволюционной России. Представители этого течения поменяли ориентиры, признали победившую советскую власть и необходимость сотрудничества с нею. Движение включало и часть эмигрировавшей за рубеж, а затем вернувшейся и занявшей видные посты в советской России интеллигенции. Одним из наиболее видных представителей этого течения являлся Н.В. Устрялов (1890–1937). В своих трудах “сменовеховцы” обращали внимание на национальный характер русской революции, выступали за укрепление советской России как великой державы, приветствовали расширение ее сферы влияния на Восток, поддерживали нэп, называли свои идеологические позиции “националбольшевизмом”.

     Можно также выделить идейное течение  “евразийцев” – взгляды российских ученых, оказавшихся после революции  за рубежом, и опубликовавших ряд  трудов по проблеме “Россия–Евразия” в 20–30-е гг. Среди них: Л.П. Карсавин, Н.С. Трубецкой и др. В своих  работах они высоко оценивали  творческий, исторический и политический потенциал русского народа, признавали полезным опыт СССР, выступали за ведущую  роль православной идеологии в жизни российского общества, критически относились к опыту западных стран, делали акцент на самобытности России как евразийской державы.

     Ведущей и единственной с 30-х по конец 80-х  гг. в СССР идеологией являлся марксизм-ленинизм. Утверждение руководящей роли партии большевиков привело к господству в обществе одного идеологического  направления – “марксистко-ленинского учения”, ставшего на длительный период времени, по сути, государственной идеологией страны. Норма о руководящей роли партии большевиков в жизни общества была введена в Конституцию СССР 1936 г. (ст. 126), содержалась и в Конституции СССР 1977 г. (ст. 6). В 1989 г., в процессе демократизации российского общества, эта статья была отменена.

     С 30-х до конца 80-х гг. политическая наука в СССР выступала в форме таких направлений и дисциплин, как “история КПСС”, “исторический материализм”, “научный коммунизм” (с 1963) и др. Их отличительной чертой являлся классовый подход ко всем явлениям политической жизни, приоритет идей марксизма-ленинизма. В рамках данных политических дисциплин рассматривались такие актуальные вопросы политической теории, как “руководящая роль партии”, “социалистическая демократия”, “закономерности строительства социализма”, “мирового революционного процесса” и др., но дискуссии вокруг них не выходили за рамки партийно-государственной доктрины, что мешало творчески развивать политическую мысль.

     Определенный  прогресс в развитии политологических исследований был достигнут после  преодоления культа личности И.В. Сталина, в период реформаторской деятельности Н.С. Хрущева, когда начали обсуждать  пути совершенствования политической системы общества. В середине 60-х  гг. была создана Советская (ныне –  Российская) ассоциация политических наук, под эгидой и при непосредственном участии которой в 1979 г. в Москве состоялся XII Всемирный конгресс Международной ассоциации политических наук. Политологические исследования стали проводиться на базе Института государства и права. Института конкретных социологических исследований, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Института философии и др. Российские ученые получили возможность встречаться со своими зарубежными коллегами, обсуждать теоретико-методологические основы политических проблем, выходящих за рамки курса истории партии. В 70-е гг. в научный оборот вошли понятия политической системы общества, политического процесса, лидерства и элиты, теории международных отношений; разрабатывались идеи прав человека, как главной цели конституционного закона и демократии, открытого общества, выдвижения нескольких кандидатов на одно место при выборах, суда присяжных и др. Многие из них были реализованы на рубеже 80–90-х гг. В этой связи можно отметить труды российских политологов: Ф.М. Бурлацкого, А.П. Бутенко, А.А. Галкина, В.Н. Кудрявцева, Ю.А. Тихомирова, В.Е. Чиркина и других, сыгравших положительную роль при формировании политической науки как самостоятельной отрасли знания. Получила известность книга М.С. Горбачева “Новое мышление для нашей страны и для всего мира”. В ней были изложены либеральные принципы “перестройки” в СССР, вопросы демократизации советского общества, международных отношений. Проблемной стороной исследования явилась недооценка классовых и национально-государственных приоритетов развития советского общества.

     Принципиальное  значение для развития политологии  в России имеет принятие Конституции  Российской Федерации (1993), закрепляющей принципы политического и идеологического  плюрализма в российском обществе. В ст. 13. Конституции говорится; “В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология  не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной”.

     К числу важных политико-правовых документов, позитивно повлиявших на развитие как  демократии, так и становления гражданского общества в России, следует отнести федеральные законы “О выборах Президента Российской Федерации” (17 мая 1995) и “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (21 июня 1995).

     В целом, российская политическая наука, опираясь на историческую традицию и  накопленный опыт, новейшие отечественные  исследования в теоретической и  прикладной сферах политики, имеет  соответствующий авторитет в  обществе. 

      2.2. Проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации 

     Большинство исследователей обращает внимание на сложный, и длительный характер становления  современного гражданского общества в  России, других странах СНГ. Особенность  его состоит в переживаемом этими  странами переходе от авторитарной организации  политической жизнедеятельности и  соответствующего менталитета граждан  к демократическому обществу. Этот, нередко зигзагообразный, противоречивый процесс развивается параллельно  с созданием правового государства, становлением демократической культуры.

     Выступая  на открытии Гражданского форума 21 ноября 2001 г. в Кремлёвском Дворце, В.В. Путин отметил, что о государстве "судят не только по политическим успехам и развитию экономики, но прежде всего, по людям, по уровню их личной свободы. По тому, насколько влиятельно там гражданское общество". Он обратил внимание на то, что в России "гражданское общество нельзя пока считать окончательно сформированным. Но думаю, что вряд ли найдутся страны вообще, где можно сказать, что общество окончательно сформировано. В условиях демократии этот процесс является непременным и постоянным. А для России, надо признать, этот процесс только начинается". Он считает "абсолютно непродуктивным, практически невозможным и даже опасным пытаться создавать гражданское общество «сверху». Его вообще невозможно создать "по указке"... Оно вырастает самостоятельно, имеет свою собственную корневую базу и питается духом свободы. И только тогда оно становится действительно гражданским.

Информация о работе Идея гражданского общества в российской политико-правовой мысли