Интеллектуальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 07:01, курсовая работа

Описание

Понятие «интеллектуальная собственность» является обобщающим по

отношению к целому ряду правовых институтов, из которых наиболее значимыми

являются институт коммерческой тайны, патентное право, авторские права и

товарные знаки. Законодательство о коммерческой тайне и патентное право

способствуют исследованиям и развитию новых идей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Основные институты права интеллектуальной собственности….….….…5
2. Коммерческая тайна………………………………………………………….6
2.1. Понятие охраны коммерческой тайны……………….………….…….……7
2.2. Судебный порядок защиты коммерческой тайны………..…….…..…..……
3. Патенты………………………………………………………………………12
3.1. Объекты патентования………………….………..…..…....….….………13
3.2. Патентная охрана…………………………….……………..……………14
4. Авторское право……………………………………………….….….……...16
4.1. Объекты авторского права………………….…….………….…………...17
4.2. Срок охраны прав авторов…………………….………….………………19
4.3. Защита авторских прав………………….…………….…….……………20
5. Товарные знаки……………………………….…….…….…………………21
5.1. Что может быть признано товарным знаком……….….….……………….22
5.2. Средства охраны товарных знаков……………….…….……….………...2
Заключение……………………………………………………………………..25
Библиография…………………………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)

      Интеллектуальная  собственность

    МОСКОВСКАЯ  ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ 
     
     

                                       РЕФЕРАТ 
     
     

                                  Интеллектуальная

                                    собственность 
     
     

                                     ПО ПРЕДМЕТУ 

                                «ГРАЖДАНСКОЕ  ПРАВО» 
     
     

                                      2002-2003 

    Содержание. 
     
     

    Введение…………………………………………………………………………3 

    1. Основные институты  права интеллектуальной собственности….….….…5

    2. Коммерческая  тайна………………………………………………………….6 

             2.1. Понятие охраны коммерческой  тайны……………….………….…….……7 

             2.2. Судебный порядок защиты коммерческой  тайны………..…….…..…..……9 

    3. Патенты………………………………………………………………………12 

             3.1. Объекты патентования………………….………..…..…....….….………13

             3.2. Патентная охрана…………………………….……………..……………14

    4. Авторское  право……………………………………………….….….……...16

             4.1. Объекты авторского права………………….…….………….…………...17

             4.2. Срок охраны прав авторов…………………….………….………………19

             4.3. Защита авторских прав………………….…………….…….……………20

    5. Товарные знаки……………………………….…….…….…………………21

             5.1. Что может быть признано  товарным знаком……….….….……………….22

             5.2. Средства охраны товарных знаков……………….…….……….………...23 

    Заключение……………………………………………………………………..25 
     

    Библиография…………………………………………………………………..26 
     
     

    Введение. 
     

             Понятие «интеллектуальная  собственность»  является  обобщающим  по

    отношению к  целому ряду правовых институтов, из которых  наиболее  значимыми

    являются институт коммерческой тайны, патентное  право,  авторские  права  и

    товарные знаки. Законодательство о  коммерческой  тайне  и  патентное  право

    способствуют  исследованиям  и  развитию   новых   идей.   Авторское   право

    способствует   созданию   литературных,   художественных    и    музыкальных

    произведений,   а   также    программного   обеспечения   для   компьютеров.

    Законодательство   о   товарных   знаках   «увязывает»   продукт    с    его

    производителем.

             Коммерческая тайна в форме  производственных  секретов  существовала

    с незапамятных времен.  Древние  мастера,  несомненно,  охраняли  приемы,  с

    помощью которых  они превращали  камни  в  орудия.  Эти  мастера  задолго  до

    возникновения какой бы то ни было правовой защиты знали, какое  преимущество

    они  получали  от  знания  этих  секретов.  Однако  обладание  секретами,  в

    сущности, дает лишь ограниченную защиту. Только тысячелетия  спустя  возникло

    право, охраняющее секреты производства. Охрана секретов развилась в  отрасль

    небывалого значения, а технические знания и коммерческая тайна  превратились

    в наиболее существенные ценности многих отраслей бизнеса.

             Патентное  право  стало   развиваться  относительно  недавно.  Можно

    сказать, что  патентное право служит определенным  признанием  несовершенства

    системы рыночной экономики, ибо рыночная экономика,  хорошо  приспособленная

    для обеспечения  производства  и  распределения  товаров,  малопригодна  для

    того, чтобы побуждать  к созданию новых и лучших товаров. Это связано с  тем,

    что при изобретении  нового продукта  в  чисто  рыночной  системе  конкуренты

    тотчас его  копируют и сводят его цену до стоимости  производственных  затрат,

    тем самым  снижая  прибыль  до  уровня,  на  котором  невозможно  возместить

    расходы на исследования и разработки,  приведшие  к  появлению  изобретения.

    Патентное  право  как  раз  и  возникло  для   разрешения   этой   проблемы.

    Обеспечивая охрану изобретения от конкурентов на долгие годы вперед,  патент

    увеличивает   шансы   получения   прибыли   и,   тем   самым,    стимулирует

    изобретательство.

             Точно так же, как институт  патентования  способствует  развитию  и

    исследованиям нового,  авторское  право  содействует  созданию  литературных

    произведений. На написание книги могут  уйти  годы.  В  рыночной  системе  в

    чистом виде, если книга успешно продается, другие издатели сразу же  издадут

    ту же  самую  книгу.  Такая  конкуренция  приведет  к  снижению  цены,  что,

    соответственно, породит нежелание  авторов  и  издателей  затрачивать  много

    времени и денег, требующихся для  написания  и  издания  книги.  Обеспечивая

    охрану прав автора и издателя, авторское право  создает экономический  стимул

    к созданию новых  произведений.

             Товарный знак имеет совсем  иную функцию. Когда еще торговля  велась

    на уровне деревенского рынка,  простыми  товарами,  покупатели  лично  знали

    продавцов и  легко могли  оценивать  качество  товаров  (например,  ощупывать

    фрукты).  Со   временем   рынки   развились   до   уровня   национальных   и

    международных, возникло массовое производство товаров,  зачастую  дорогих  и

    сложных, и определение  производителя конкретного продукта стало  чрезвычайно

    важным вопросом. Товарный знак с пользой служил  как  производителю,  так  и

    покупателю. Производители  высококачественных  товаров  начали  ставить  свой

    товарный знак, и поскольку они уже имели  завоеванную  репутацию,  то  могли

    назначать более  высокую цену.  Покупатель  же  мог  относиться  к  товару  с

    доверием, ибо  знал репутацию конкретного производителя. 
     
     

    1. Основные институты  права интеллектуальной собственности. 
     

             Нормы Гражданского кодекса РФ (в дальнейшем - ГК),  содержащиеся  в

    специальных законах, посвященных охране  исключительных  прав  на  отдельные

    результаты интеллектуальной  деятельности  и  приравненные  к  ним  объекты,

    образуют в своей совокупности  особую  подотрасль  российского  гражданского

    права. С учетом общности  ряда  объектов  интеллектуальной  собственности  и

    сложившейся в  рассматриваемой области  системы  источников  права  указанная

    подотрасль российского  гражданского права обычно  подразделяется  на  четыре

    относительно  самостоятельных института, Несмотря  на  тесную  взаимосвязь  и

    наличие  целого  ряда  общих  моментов,  каждый  из  этих  институтов  имеет

    присущие лишь ему  черты,  которые  находят  отражение  в  закрепленных  ими

    нормах.

             Прежде всего выделяется институт  авторского права и  смежных   прав.

    Им регулируются отношения, возникающие в связи  с созданием и  использованием

    произведений  науки, литературы и  искусства  (авторское  право),  фонограмм,

    исполнений, постановок, передач организаций эфирного  и  кабельного  вещания

    (смежные права). Объединение в едином институте,  который  в  дальнейшем  для

    краткости будет  именоваться авторским  правом,  двух  указанных  групп  норм

    объясняется теснейшей зависимостью  возникновения  и  осуществления  смежных

    прав  от  прав  авторов  творческих  произведений,  а  также   регулирование

    соответствующих отношений единым законом.

             Другим правовым институтом, входящим  в  систему  подотрасли  «право

    интеллектуальной собственности», является патентное  право.  Оно  регулирует

    имущественные, а также связанные с ними  личные  неимущественные  отношения,

    возникающие в  связи  с  созданием  и  использованием  изобретений,  полезных

    моделей и промышленных образцов.

             С развитием товарно-денежных  отношений в России  все   более  важным

    элементом  рыночной  экономики   становятся   такие   объекты   промышленной

    собственности,   как   фирменные   наименования,   товарные   знаки,   знаки

    обслуживания  и наименования  мест  происхождения  товаров.  Создание  равных

    условий хозяйствования для  всех  товаровладельцев,  внедрение  конкурентных

    начал в их  деятельность  и  повышение  ответственности  за  ее  результаты,

    необходимость  насыщения  рынка  товарами  и  услугами  для   удовлетворения

    потребностей  населения  обусловливают  объективную  потребность  в  правовом

    механизме,   обеспечивающем   должную   индивидуализацию    предприятий    и

    организаций, а  также  производимых  ими  товаров  и  услуг.  Такой  правовой

    механизм   представлен   особым   институтом   рассматриваемой    подотрасли

    гражданского  права, а именно институтом средств  индивидуализации  участников

    гражданского  оборота и производимой ими  продукции  (работ,  услуг).  Данный

    правовой институт, как и  патентное  право,  имеет  дело  с  так  называемой

    промышленной   собственностью,   то   есть   с   исключительными    правами,

    реализуемыми  в сфере производства, торгового  обращения,  оказания  услуг  и

    т.п.   Основной   функцией   рассматриваемого   института   интеллектуальной

    собственности является обеспечение должной  индивидуализации  производителей

    и их товаров, работ  и услуг.

              Творения,  признаваемые  произведениями  науки,   литературы   или

    искусства,  а  также  изобретениями, полезными моделями  и   промышленными

    образцами,  не  исчерпывают  всего   многообразия   результатов   творческой

    деятельности. Наряду с  ними  имеется  немало  объектов,  которые  создаются

Информация о работе Интеллектуальная собственность