Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 07:01, курсовая работа
Понятие «интеллектуальная собственность» является обобщающим по
отношению к целому ряду правовых институтов, из которых наиболее значимыми
являются институт коммерческой тайны, патентное право, авторские права и
товарные знаки. Законодательство о коммерческой тайне и патентное право
способствуют исследованиям и развитию новых идей.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Основные институты права интеллектуальной собственности….….….…5
2. Коммерческая тайна………………………………………………………….6
2.1. Понятие охраны коммерческой тайны……………….………….…….……7
2.2. Судебный порядок защиты коммерческой тайны………..…….…..…..……
3. Патенты………………………………………………………………………12
3.1. Объекты патентования………………….………..…..…....….….………13
3.2. Патентная охрана…………………………….……………..……………14
4. Авторское право……………………………………………….….….……...16
4.1. Объекты авторского права………………….…….………….…………...17
4.2. Срок охраны прав авторов…………………….………….………………19
4.3. Защита авторских прав………………….…………….…….……………20
5. Товарные знаки……………………………….…….…….…………………21
5.1. Что может быть признано товарным знаком……….….….……………….22
5.2. Средства охраны товарных знаков……………….…….……….………...2
Заключение……………………………………………………………………..25
Библиография…………………………………………………………………..26
товарным знаком лишь тогда, когда оно в установленном законом порядке
зарегистрировано. Российское законодательство не охраняет не
зарегистрированные в Патентном ведомстве РФ обозначения, за исключением так
называемых общеизвестных товарных знаков, которые охраняются в силу
международных обязательств РФ.
Действующее законодательство различает несколько видов товарных
знаков. По форме своего выражения товарные знаки могут быть,
изобразительными, объемными и комбинированными (сочетающими в себе элементы
названных выше знаков).
В зависимости от числа субъектов, имеющих право на пользование
товарным знаком, различаются индивидуальные и коллективные товарные знаки.
Индивидуальный товарный знак — это обозначение, зарегистрированное на имя
отдельного предпринимателя. Коллективным товарным знаком является товарный
знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения
предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых или реализуемых
ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими
характеристиками.
По степени известности
общеизвестные. В качестве обычных товарных знаков выступают любые новые
оригинальные обозначения товаров, отвечающие всем критериям
охраноспособности. Общеизвестным товарным знаком признается такое
обозначение, которое знакомо широкому кругу потребителей благодаря его
использованию для обозначения определенных товаров. Основной смысл
выделения общеизвестных товарных знаков заключается в том, что в
соответствии со ст. 6bis Парижской конвенции по охране промышленной
собственности таким знакам обеспечивается правовая охрана еще до их
регистрации.
Юридические и физические лица, зарегистрировавшие на свое имя
товарный знак, приобретают право на его использование на всей территории РФ
в течение десяти лет. При этом указанный срок рассматривается законом лишь
в качестве начального периода охраны, который связывается с первичной
регистрацией обозначения. В принципе же срок охраны может быть сколь угодно
длительным, поскольку действие свидетельства на товарный знак может
неоднократно продлеваться в порядке, установленном ст. 16 Закона РФ «О
товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения
товаров».
Право на товарный знак является абсолютным и исключительным
субъективным правом. Это означает, что только его владелец обладает
монопольной возможностью использовать товарный знак и распоряжаться им, а
также запрещать использование товарного знака другими лицами. Использование
товарного знака рассматривается законом не только как право, но и как
обязанность его владельца. Если товарный знак не используется без
уважительных причин в течение пяти лет, его регистрация может быть
прекращена досрочно
по требованию любого заинтересованного
лица.
5.2. Средства
охраны товарных знаков.
Согласно п. 2 ст. 4 Закона РФ о товарных знаках нарушением прав
владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление,
применение, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный
оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного
этим знаком. Объединяющим признаком нарушений прав на товарный знак
является введение товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, в
хозяйственный оборот. Если такой цели лицо, использующее товарный знак или
товар, маркированный знаком, не преследует, его действия нарушения не
образуют. Так, например, само по себе хранение товара, маркированного чужим
товарным знаком, когда хранитель лишь предоставил складские помещения для
хранения товара, нарушением прав владельца товарного знака со стороны
хранителя не является. Напротив, если хранение продукции с товарным знаком,
используемым без разрешения его владельца, осуществляется с целью введения
такой продукции в хозяйственный оборот, оно признается нарушением прав на
товарный знак.
Нарушением прав владельца товарного знака является как
несанкционированное использование третьими лицами тождественного
обозначения товаров, так и использование обозначений, сходных с
зарегистрированным товарным знаком. Тождественным признается обозначение,
которое во всех своих элементах совпадает с уже известным товарным знаком и
при этом относится к одному и тому же классу товаров независимо от различия
в их перечне. Обычно установление тождественности обозначений не вызывает
больших затруднений.
Гораздо сложнее решается данный вопрос тогда, когда речь идет о
сходных обозначениях. В самом Законе РФ о товарных знаках лишь указывается
на недопустимый уровень близости заявляемого обозначения к уже известному —
наличие между ними сходства до степени смешения (ст. 7). Согласно п. 14.4.2
Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного
знака и знака обслуживания обозначение считается сходным до степени
смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом,
несмотря на их отдельные отличия.
Требование о прекращении дальнейшего незаконного использования
товарного знака является наиболее распространенным способом защиты,
вытекающим из нарушения права на товарный знак. По смыслу российского
закона данное требование может быть заявлено и в целях предотвращения
готовящегося правонарушения, когда, например, незаконно маркированный чужим
товарным знаком товар лишь готовится к реализации или ввозу на территорию
охраны. К указанному способу защиты близко примыкает требование об удалении
с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака или
обозначения, сходного с ним до степени смешения, либо уничтожении
изготовленных изображений товарного знака или обозначения, сходного с ним
до степени смешения.
Российское законодательство
чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места
происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров
не только в качестве гражданского правонарушения, но и как уголовно
наказуемое деяние (ч. 1 ст. 180 УК РФ). Но для квалификации данного деяния
как преступления необходимы такие признаки, как неоднократность или
причинение крупного
ущерба.
Заключение.
Право интеллектуальной
быстро развивающихся и укрепляющихся на международном уровне подотраслей
гражданского права. Теоретически считается, что присоединение к
международным договорам отношения по охране интеллектуальной собственности
— дело добровольное, страны, не вступившие в договорные отношения, не могут
стать членами Всемирной торговой организации и подвергаются такому давлению
со стороны ведущих торговых держав, что присоединение к договору в
действительности
становится делом обязательным.
Международный аспект права
другое проявление. В мировом сообществе одни страны являются основными
экспортерами интеллектуальной собственности, другие — основными
импортерами. Значительная доля интеллектуальной собственности производится
гигантскими многонациональными корпорациями. Они заинтересованы в мировой
охране своих прав. Например, хороший фильм может иметь одинаково большой
прокат в Европе, Восточной Азии и в Северной Америке. Изобретатель нового
сотового телефона в маленькой стране, скажем в Финляндии, будет гораздо
более заинтересован в регистрации своих прав в США или в Японии, поскольку
уровень возможных доходов от продаж в этих странах выше.
Несмотря на то, что огромный вклад российской науки, литературы и
искусства в мировую цивилизацию общепризнан, в настоящее время Россия,
бесспорно, относится к числу импортеров интеллектуальной собственности.
Данное обстоятельство служит одной из главных причин того, что реальный
уровень охраны прав на многие объекты интеллектуальной собственности
продолжает оставаться крайне низким. Желание России влиться в мировое
сообщество и на равных участвовать в торговых отношениях может быть
реализовано лишь при условии обеспечения ею реальной охраны
интеллектуальной собственности. К сожалению, надлежит признать, что пока
для решения данной задачи в стране нет необходимых предпосылок.
Политическая и экономическая нестабильность, беззаконие и чиновничий
произвол, разгул преступности и проникновение последней практически во все
сферы общественной жизни, низкий уровень правовой культуры и апатия простых
граждан, большинство из которых находится за чертой бедности, — все эти и
некоторые другие факторы вряд ли благоприятствуют охране прав на такую во
многом эфемерную вещь, каковой является интеллектуальная собственность.