Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 07:01, курсовая работа
Понятие «интеллектуальная собственность» является обобщающим по
отношению к целому ряду правовых институтов, из которых наиболее значимыми
являются институт коммерческой тайны, патентное право, авторские права и
товарные знаки. Законодательство о коммерческой тайне и патентное право
способствуют исследованиям и развитию новых идей.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Основные институты права интеллектуальной собственности….….….…5
2. Коммерческая тайна………………………………………………………….6
2.1. Понятие охраны коммерческой тайны……………….………….…….……7
2.2. Судебный порядок защиты коммерческой тайны………..…….…..…..……
3. Патенты………………………………………………………………………12
3.1. Объекты патентования………………….………..…..…....….….………13
3.2. Патентная охрана…………………………….……………..……………14
4. Авторское право……………………………………………….….….……...16
4.1. Объекты авторского права………………….…….………….…………...17
4.2. Срок охраны прав авторов…………………….………….………………19
4.3. Защита авторских прав………………….…………….…….……………20
5. Товарные знаки……………………………….…….…….…………………21
5.1. Что может быть признано товарным знаком……….….….……………….22
5.2. Средства охраны товарных знаков……………….…….……….………...2
Заключение……………………………………………………………………..25
Библиография…………………………………………………………………..26
творческими усилиями людей, представляют ценность для общества и также
нуждаются в общественном признании и правовой охране. Помимо традиционных
объектов, охраняемых авторским и патентным правом, а также институтом
средств индивидуализации участников гражданского оборота, российское
гражданское право предоставляет охрану селекционным достижениям, топологиям
интегральных микросхем, информации, составляющей служебную и коммерческую
тайну, и некоторым другим результатам интеллектуальной деятельности.
Опираясь на отличия указанных результатов интеллектуальной деятельности от
традиционных объектов интеллектуальной собственности, все их можно условно
отнести к сфере единого правового института, а именно института охраны
нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности.
Итак, подотрасль гражданского права — право интеллектуальной
собственности — представлена четырьмя названными выше институтами,
образующими, соответственно, авторское право, патентное право, институт
средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими
продукции (работ, услуг) и институт охраны нетрадиционных объектов
интеллектуальной
собственности.
2. Коммерческая
тайна.
Сохранение в тайне секретов производства как средство обеспечения
фактического преимущества перед другими участниками оборота является самой
древней формой охраны творческих результатов прикладного характера. Однако
правовое регулирование отношений, связанных с объектами промышленной
собственности, появилось лишь в последнее столетие в рамках
законодательства о борьбе с недобросовестной конкуренцией. В России, где на
протяжении 70 лет господствовала планово-административная экономика, данный
вид регулирования практически отсутствовал. Впервые право участников
оборота на сохранение коммерческой тайны было провозглашено Законом СССР от
4 июня 1990 г. «О предприятиях в СССР». В ст. 33 указанного Закона
раскрывалось понятие коммерческой тайны как не являющихся государственными
секретами сведений, связанных с производством, технологической информацией,
управлением, финансами и другой деятельностью предприятий, разглашение
(передача, утечка) которых может нанести ущерб их интересам. Статья 2
Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» упоминала о
секретах производства (ноу-хау, торговые секреты) как одном из признаваемых
законом объектов интеллектуальной собственности. Чуть позже Законом РСФСР
от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках» получение, использование, разглашение
научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе
коммерческой тайны, без согласия ее владельца было квалифицировано в
качестве одной из форм недобросовестной конкуренции (ст. 10). Однако
условия, при которых обладатель технической, организационной или
коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау),
приобретал право на защиту от незаконного использования этой информации
третьими лицами, были впервые закреплены ст. 151 Основ гражданского
законодательства 1991 г. С принятием части первой Гражданского кодекса РФ в
законодательстве появилось более развернутое определение служебной и
коммерческой тайны (ст. 139).
В настоящее время российское законодательство об охране служебной
и коммерческой тайны представляет собой совокупность статей, которые
содержатся в различных правовых актах, посвященных в целом регулированию
иных общественных отношений. Центральной из них является ст. 139 ГК,
содержащая определение служебной и коммерческой тайны, раскрывающая условия
признания ее самостоятельным объектом правовой охраны и указывающая на
основные юридические средства защиты прав ее обладателя. КЗоТ РФ допускает
включение в трудовой договор условий неразглашения работником сведений,
составляющих служебную или коммерческую тайну, ставших известными ему в
связи с исполнением
своих должностных обязанностей.
2.1. Понятие охраны
коммерческой тайны.
Гражданский кодекс РФ определяет коммерческую тайну как
информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность
в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на
законном основании и по отношению к которой обладатель информации принимает
меры к охране ее конфиденциальности (п. 1 ст. 139). Отвечая всем признакам,
свойственным интеллектуальной собственности, и будучи одним из ее объектов,
коммерческая тайна обладает рядом специфических особенностей.
Прежде всего следует отметить, что в ее основе лежит фактическая
монополия определенного лица на некоторую совокупность знаний. Правовые
средства, которыми располагает обладатель коммерческой тайны, хотя и
предоставляют ему известные возможности для ограждения его интересов,
являются менее эффективными, чем те, которые имеются в распоряжении
владельцев иных объектов интеллектуальной собственности. Поэтому прежде
всего от самого правообладателя, от полноты и результативности принимаемых
им мер по сохранению его фактической монополии на знание зависит
жизненность его права на коммерческую тайну.
Важной особенностью коммерческой тайны является, ее наибольшая
универсальность среди других объектов интеллектуальной собственности. Если
под изобретениями, промышленными образцами, товарными знаками и иными
объектами интеллектуальной собственности закон понимает вполне определенные
результаты интеллектуальной деятельности, то под понятие коммерческой тайны
могут быть подведены самые разнообразные сведения, связанные с
производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой
деятельностью предпринимателя. При этом коммерческой тайной могут быть
объявлены вполне потенциально патентоспособные решения, которые
правообладатель по каким-либо причинам не желает обнародовать и патентовать
в установленном порядке.
Вместе с тем возможности
связанных с их деятельностью, к коммерческой тайне не безграничны. Любое
государство вправе осуществлять контроль за деятельностью предпринимателей,
следить за своевременностью и полнотой уплаты налогов, оценивать
воздействие их деятельности на окружающую среду и т.д. Поэтому повсеместно
законом, иными правовыми актами или судебной практикой определяются
сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. В РФ круг таких
сведений установлен постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г.
№ 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»,
а также некоторыми другими актами. В частности, не могут составлять
коммерческую тайну учредительные документы; документы, дающие право
заниматься предпринимательской деятельностью; сведения по установленным
формам отчетности
о финансово-хозяйственной
необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других
обязательных платежей; документы о платежеспособности; сведения о
численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда и др.
Российское законодательство, как и законодательство большинства
европейских стран, предъявляет к коммерческой тайне следующие три
требования. Во-первых, информация должна иметь действительную или
потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам.
Во-вторых, к информации, составляющей коммерческую тайну, не
должно быть свободного доступа на законном основании. Если соответствующая
информация может быть получена законным образом любым заинтересованным
лицом, например путем изучения открытых данных, анализа образцов
выпускаемой продукции, знакомства с публикациями и т.п., она коммерческой
тайной не признается.
В-третьих, чтобы информация считалась коммерческой тайной,
требуется, чтобы обладатель информации принимал меры к охране ее
конфиденциальности. К ним могут быть отнесены разнообразные меры
технического, организационного и юридического характера, которые направлены
на то, чтобы оградить информацию от несанкционированного доступа третьих
лиц. При этом, конечно, не требуется, чтобы обладатель информации принимал
все мыслимые средства для ее охраны. Важно, чтобы из его конкретных
действий явно следовало желание сохранить определенные сведения в тайне от
окружающих.
Наряду с термином «
практике широко используются такие термины, как «секреты производства»,
«ноу-хау», «торговые секреты», «конфиденциальная информация» и т.п. Хотя
каждый из названных терминов имеет присущий лишь ему оттенок и применяется
обычно в достаточно определенной ситуации, все они обозначают, в сущности,
одно и то же понятие, которое в новом ГК получило наименование «служебная и